"Страсти-то какие!", или как придать динамику произведению
Ну, наверное, мне, как обычно, стоит поздороваться с вами, дорогие
читатели! Приветствую вас в очередной моей статейке, написанной по
просьбе одного из читателей. В принципе, спасибо этому человеку – я
как-то не задумывалась об этой теме, пока не спросили. А как спросили,
неожиданно поняла, что мне есть, что сказать, пусть и не так много. Так,
теперь, собственно, непосредственно о теме.
Очень часто нужно в произведении описать сцену, в которой, при
отсутствии каких-либо действий, нужно прописать экспрессию персонажей.
Нет-нет, я не про сексуальные сцены, так любимые местным контингентом и
мной в частности, и не про пафосный махач с воплями «Я убью тебя,
мразь!». А всего лишь про сцены с высоким эмоциональным напряжением,
когда вроде бы не происходит ничего страшного. Диалог, ссора, или же
напряжённые размышления о чём-то… Как же передать это эмоциональное
напряжение? Вот об этом я и попытаюсь вам рассказать, а также постараюсь
пояснить некоторые ошибки, совершаемые авторами в таких сценах. Тип сцены номер один: резкий диалог с примирением.
Так, вы ещё сохранили кухонный передничек? Надевайте его, сейчас мы
снова займёмся готовкой. Итак, наша цель: изобразить ссору. Например,
возьмём двух абстрактных героев – парня и девушку, среднестатистических,
с усреднённым характером. Попробуем приготовить по стандартному рецепту
начинающих авторов. В результате получится у нас нечто вроде:
- КАК ТЫ МОГ СО МНОЙ ТАК ПОСТУПИТЬ!!!! – кричала она, - НЕ СМЕЙ БОЛЬШЕ ПРИХОДИТЬ!!!!!!!! НИКОГДА!!!!!!!!!!!!!!!!
- Но, милая…
- НЕНАВИЖУ ТЕБЯ!!!!!!!!!!!!!!!
- Ну тихо, - он обнял её, - Я же тебя люблю.
- И я тебя люблю…
В чём ошибка? В том, что здесь в сцену конкретно не доложили остроты.
Всё выглядит, как постановочная сцена в театре: вроде бы герои говорят
правильные слова, но в этих словах нет ощущения жизни. Стоп, куда вы
схватили перечницу с надписью «Мат»? Он не добавляет остроты сцене, лишь
портит её. Добавлять эту специфическую специю в ваши произведения
следует лишь тогда, когда это в характере персонажа. Иными словами, ваша
девушка постоянно, при любом напряжении пытается выматериться.
Нехорошее, конечно, качество для дамы, но давайте это допустим. Учтите,
кстати, что если ваши герои в остальное время выражаются грубо и с матом
(я говорю про те случаи, когда это обусловлено их характером и не
смотрится излишним), то и с любимыми они будут говорить так же. Не
бывает такого, чтобы персонаж был с друзьями матерящимся гопником, а с
любимой девушкой – восторгался цветом её глаз, носил её на руках и так
далее. Но это так, лирика. Вернёмся к мату. Итак, вы уже поняли, что
добавлять его стоит лишь тогда, когда это постоянный компонент речи
ваших героев? Надеюсь, да.
В подобной сцене главное – удержаться на грани между экспрессией и
стилистикой. Именно поэтому, как бы сильно вам ни хотелось начать писать
крики персонажей большими буковками и засыпать всё повествование кучей
восклицательных знаков, не делайте этого. Во-первых, это выглядит
некрасиво. А во-вторых, ну в самом деле, не добавляет ни капли
напряжения сцене. Скорей, она начинает восприниматься как балаган.
Как же от всего этого избавиться? Нужно разбавить происходящее
действиями, эмоциями, мыслями. Напишите не десять восклицательных знаков
и большие буковки, а то, как именно девушка это закричала, что она в
этот момент делала. Опишите реакцию парня, возможно, вставьте небольшое
описание того, как они смотрят друг на друга, о чём думает провинившаяся
сторона… Да что угодно! Главное, чтобы ваш текст не выглядел, как
короткий, сухой и бессмысленный диалог. Возьмём тот же самый диалог – и
слегка его исправим. Получится:
- Как ты мог со мной так поступить! – девушка кричала так, что голос
её почти срывался на хрип. Покрасневшие и опухшие от слёз глаза были
полны боли, - Не смей больше приходить! Никогда!
Парень попятился и налетел спиной на мирно стоявшую там этажерку. «Чёрт, всё-таки я, наверное, переборщил…»
- Но, милая… - он попытался было заговорить, но девушка вновь заорала, швыряя в него подвернувшейся под руку диванной подушкой:
- Ненавижу тебя! – после чего она устало опустилась на диван и тихо
заплакала, закрыв лицо руками. Вдохнув поглубже, парень приблизился и
обнял её:
- Ну тихо. Я же тебя люблю.
- И я тебя люблю, - прошептала она, уткнувшись носом в плечо парня.
А теперь сравните. Какая сцена выглядит живее? Если первая, то дальше
вам читать бессмысленно, если вторая – то вам, возможно, пригодится
следующая часть статьи.
Видите, это не так и сложно. Диалог абсолютно не изменился – у меня был
порыв дописать в этот пример пару-тройку других слов, но я поборола это
желание для того, чтобы продемонстрировать, сколькое, на самом деле,
зависит от описаний того, что делают и думают персонажи. В первом случае
перед глазами возникают абстрактные висящие в вакууме и орущие друг на
друга картонные человечки. Во втором случае можно представить себе диван
с диванной подушкой, ходящую по комнате девушку, растерянного парня… В
общем – увидеть в персонажах хоть каплю жизни. Не стоит бояться показать
то, как у героя что-то словно внутри перегорает, и он опускается без
сил, то, как герой на пределе возможностей своих лёгких кричит… Иными
словами – эмоции. Вызывают ощущение остроты не слова, а те эмоции, что
они вызывают. Не бойтесь описывать выражения лиц, паузы в диалогах,
звуки, которые можно во время этих пауз услышать. Даже то, что у героя, к
примеру, зуб болит или мигрень разыгралась, может оказаться важным
дополнением к его эмоциям, эдаким усугубляющим фактором. Знаете, если
хотите, можете посмотреть дораму (Я тут уже прямо рекламу этой дораме
делаю в который раз) «Ледяной цветок». На моей памяти, одним из самых
пугающих лично для меня моментов был… обычный диалог в саду. Этот момент
– момент осознания предательства – показан буднично и спокойно. Герои
не кричат, их слова вполне обычны и местами даже заштампованы… Но стоит
посмотреть на окружающую обстановку, на телодвижения и выражения лиц
актёров, и становится ясна вся та атмосфера боли и взаимного холода, что
царит в этой сцене. Здесь, конечно, вам не предоставят текста, с
которого можно было бы списать – но недаром же говорят «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать».
Итак, ваша сценка готова! Но не время расслабляться и снимать передник. Следующий пункт – о размышлениях персонажа. Как не дать читателю заснуть во время внутренних монологов героя
Ну, что ж, отставим в сторону приготовленную предыдущую сцену и
сосредоточимся на новом варианте развития событий. Герой должен о чём-то
размышлять. О чём? Для начала, позаботьтесь о том, чтобы тема, на
которую он думает, действительно стоила его размышлений, или, по крайней
мере, с чем-то перекликалась. Не обязательно прямо. Герой может
размышлять о чём угодно – хоть о смысле жизни, хоть о росте цен на лапки
мухокрылых драконов у торговцев-пингвинов на Южном Полюсе. Главное в
таком случае, чтобы это размышление показывало его жизненную философию,
его характер, с какой-то определённой стороны.
Ещё стоит упомянуть, что размышления должны быть уместными. То есть,
представьте себе сцену. Стоят в переулке парень с девушкой, парень
девушку чуть ли не раздевает, целует, а она давай размышлять: «Вот
сейчас мы друг с другом любовью займёмся, и у нас потом малыш родится.
Он будет хорошеньким и очаровательным, а потом вырастет, начнёт врать
нам с его папой, попадёт в плохую компанию, будет пить и курить, а потом
очень рано умрёт. И я буду стоять на могиле нашего малыша, вся в
чёрном, плача о его смерти. А потом у меня больше не будет детей, мой
любимый умрёт с горя, а я превращусь в жуткую древнюю старуху и умру в
одиночестве, и никто не придёт на мою могилу! О, жестокий мир, жестокие
нравы!». В итоге девушка начинает реветь, а охреневший парень, решив,
что он по неопытности что-то не то сделал, пожизненно становится
импотентом. Нет, конечно, если ваша героиня истеричка со склонностью к
гротескному пессимизму, то, конечно, можете писать и такое на свой страх
и риск. Но у большинства читателей такие мысли ничего, кроме нервного
тика и смеха, не вызовут. Иными словами – на полном серьёзе над такой
героиней смогут только посмеяться.
Итак, что стоит делать с размышлениями? Ещё им не нужно быть слишком
длинными. Двадцать страниц размышлений на одну страницу действий (из них
половина которых – «Я проснулся, почистил зубы, посмотрел в зеркало,
дал читателям своё описание и пошёл в школу») – это совсем не дело. Всё
должно быть гармонично. Позволяйте своему герою впасть в меланхоличные
размышления время от времени, но никак не постоянно.
Пытайтесь писать так, как если бы действительно заглянули персонажу в
голову и попытались зафиксировать все его мысли разом. При этом учтите,
что редко они напоминают стройный рядочек рассуждений. Очень часто
мысли, особенно о чём-то, что персонажа шокировало или напугало,
сумбурны, плохо связаны между собой. Не стоит бояться кидаться небольшим
количеством незаконченных мыслей, оборванных на полуслове фраз.
Ключевое слово – небольшим. Одна-две незаконченных, сумбурных фразы
будут смотреться нормально, а вот если из них состоит всё размышление –
возникает желание дать персонажу направление к психиатру. Например,
нормально написать что-то в духе:
«Да нет, это же… Да как такое вообще может быть! Это… это…», - мысли
в голове метались, ускользали, и юноше трудно было додумать хотя бы
одну из них до конца, - «Как вообще могло случиться нечто подобное? Не
верю!»
А не:
«Да нет, это же… Да как же может… Это… Это…», - мысли в голове
метались, ускользали, и юноше трудно было додумать хотя бы одну из них
до конца, - «Как вообще… Нет, это ведь…»
У читателя просто возникнет лёгкий ступор: он не поймёт сути размышлений
героя, а уловит только то, что героя заклинило на одной фразе. Конечно,
тут зависит от контекста, но лучше всё-таки пользоваться первым
вариантом, а не вторым.
Не стоит бояться периодически разбавлять размышления описаниями и
действиями. Если уж действий не должно быть в принципе – то только
описаниями. Но тогда уж описаниями качественными: герой не только видит,
он ещё и слышит, осязает, нюхает. В конце концов, почему в воздухе не
может, к примеру, пахнуть дымом от костра (если описывается, как герой
сидит у костра, вглядываясь в пляшущие языки пламени), почему герой не
может слышать треск веток, чувствовать под руками слегка неровную
поверхность бревна, на котором он сидит? Такое описание будет
полноценным, а не поверхностным, и поможет передать настроение. Могу
порекомендовать тем, кто не знает, как этого добиться, простую
тренировку. Возьмите некую картинку (лучше всего пейзаж). Затем напишите
себе на листочке некую эмоцию, которую должна вызвать эта картина
(Один, глядя на море, подумает о весело плещущихся барашках волн и юрких
летучих рыбах, другой – о тяжёлых гребнях морских волн, хранящих
мрачные тайны, и о кораблях, что навсегда поглотили эти самые волны). И
попытайтесь описать картинку так, как если бы записывали эту эмоцию, а
не только пейзаж. Затем можете усложнить себе задачу и взять персонажа,
который должен увидеть нужный вам пейзаж, попробуйте понять, какие мысли
и эмоции этот пейзаж должен вызывать именно у такого героя, а затем –
по первоначальной схеме. Эмоция не обязательно должна быть одна: их
может быть много, и тогда стоит описать, как они медленно, постепенно
переходят из одной в другую, меняются…
Заключение.
Ну, в общем-то, я сказала всё, что хотела. Если есть мысли, как можно
это дополнить – не стесняйтесь обращаться, я статьи постоянно дополняю.
Удачи вам, и вдохновения побольше!
718 Прочтений • ["Страсти-то какие!", или как придать динамику произведению] [10.05.2012] [Комментариев: 0]