Разработчик: CD Projekt RED Издатель: Atari Локализация: Новый Диск Релиз: 24 октября 2007 года Официальный сайт Русский сайт
Mинимальные системные требования OS: Microsoft® Windows® XP Service Pack 2, Vista (с последними обновлениями) Processor: Intel Pentium 4 2.4ГГц или AMD Athlon 64 +2800 RAM: 1 Гб for Microsoft® Windows® XP / 1536 Мб for Microsoft® Windows® Vista Video: 128Мб или лучше с поддержкой DirectX9 Vertex Shader/ Pixel Shader 2.0 (NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9800 или лучше) Audio: DirectX 9.0c coвместимый Disc drive: DVD Hard drive: 8.5 GB
Рекомендованые системные требования OS: Microsoft® Windows® XP Service Pack 2, Vista (с последними обновлениями) Processor: Intel Core 2 Duo 2.13ГГц or AMD X2 5600+ RAM: 2 Гб Video: NVIDIA GeForce 7900 GTX или ATI Radeon X1950 PRO Audio: DirectX 9.0c coвместимый
Все мы любили сказки в детстве… Кто-то больше любил страшные, кто-то – веселые. Кто-то – поучительные. Но все мы на них выросли. И вот когда выросли, началось самое интересное. Некоторые гордо сказали: «Я теперь взрослый!» - и забыли о сказках навсегда. Отрезали и выбросили. Ну что здесь сказать… Ампутация чего бы то ни было – это всегда обделенность впоследствии. Ограниченность в чём-то. Даже если отрезанное и не увидеть глазами. Некоторые продолжают читать Красную шапочку и Буратино. Это – инфантилизм. Или, возможно, отставание в развитии – но не будем осуждать болезнь. Некоторые продолжают любить сказочные истории, но в силу взросления стали искать взрослые сказки. Те, что сказками только притворяются, а на самом деле – реальнее реального по своему смыслу. А некоторые начинают сказки писать, но уж совсем немногим из них это действительно удается. Пан Анджей Сапковский исключителен даже среди последних. Можно долго спорить о его месте в современной литературе, но лично для меня он совершенно однозначно входит в пятерку лучших авторов фэнтези. Собственно, не один я так считаю, но разговор о книгах мэтра мы отложим на потом. Сегодня нас интересует игра. И не просто очередная РПГ, а воплощение знаменитой саги о ведьмаке Геральте. Честно говоря, в то, что эту книгу можно вменяемо и адекватно перенести в игру, я не верил. Слишком много перед глазами примеров игр «по мотивам». Чаще всего это мусор, иногда – неплохая, в принципе, игрулинка. Но…Не шедевр, словом. А уж порчу одной из любимейших фэнтезийных серий я простить не согласился бы никому. Поэтому релиза я ждал с трепетом, надеясь на лучшее, но при этом не переставая задавать себе вопрос «КАК?» Ну как можно сделать игру о Меньшем Зле? О том, как люди требуют смерти чудовищ, будучи при этом в своих поступках чудовищнее, чем те, чьей смерти жаждут? О дороге в ад, вымощенной благими намерениями? О невозможности всё вернуть и переиграть по-другому? Поступить не так благородно, но не увидеть рек крови, пролившейся из-за твоей принципиальности?
Скажу сразу, книга есть книга, а игра есть игра. Разница между ними совершенно очевидна и не стоит пытаться совместить несовместимое. Но сам дух серии, главная мысль и атмосфера должны быть сохранены. Иначе – полный провал. Спекуляция на названии и не более того. Так вот, господа… Я поздравляю вас всех! Поляки из CDProject – гении. Ничем другим я не возьмусь объяснить тот факт, что всё вышеупомянутое им удалось. Да, помощь пана Анджея, безусловно, повлияла на качество получившегося. Но главную работу сделали они. Браво. Снимаю шляпу и преклоняю колено. И говорю им сразу – мне жаль вас, дорогие разработчики. Ибо отныне всё, что вы сделаете, будут сравнивать с Ведьмаком. И ждать, что станет еще лучше. А это воистину тяжкое бремя. Несколько слов об игровой механике. Ролевая система Ведьмака получилась несколько нестандартной, но вполне ладно скроенной. Вроде бы ничего принципиально нового, синтез чистой воды. Но удачный. Пусть не всегда абсолютно логичный, но добротный. Честно говоря, единственный нюанс, показавшийся мне не вполне очевидным – разделение прокачки владения стальным и серебряным мечом. С одной стороны, это неправильно, меч он и есть меч. С другой – мы получили более разнообразную боевку. Что весомее – сказать не возьмусь. В принципе, все доступные парамертры и умения разделены на группы. Параметры: сила, ловкость, выносливость, интеллект. Умения: владение мечами (сталь и серебро), владение Знаками (Аард, Игни, Квен, Ирген и Аксий), и владение стилями боя (силовой, быстрый, групповой для каждого из мечей отдельно), причем параметры влияют на умения. Так, например, развитие Силы необходимо для развития умения «силовой стиль» выше второго уровня. Аналогично связаны ловкость и быстрый стиль, выносливость и групповой, а также интеллект и Знаки. Назначение оружейных навыков понятно любому, даже новичку, а по поводу Знаков может оказаться полезным пояснение. По книге, ведьмачьи Знаки – это простейшая магия, основанная на жестах. Она достаточно проста в освоении, не требует больших теоретических знаний и в силу быстроты применения годится для боя. Знак Аард – телекинетический удар, Игни – поражение огнём, Квен – защитный Знак, Ирден – ослабляет и наносит урон чудовищам, Аксий – Знак ментальной атаки. Каждое умение имеет пять уровней развития, а каждый уровень допускает до четырех улучшений. Назначение получаемых за таланты (которые выдаются при поднятии уровня) улучшений вполне прозрачно и очевидно. Это увеличение мощи Знаков, улучшение длительности и эффективности атак оружием, развитие характеристик персонажа. Таково самое общее описание. Подробный же разбор каждого пункта – материал для большой и серьезной статьи, никак не укладывающейся в рамки обзора. Здесь я бы хотел отметить один нюанс – ненужных, проходных параметров, умений и улучшений практически нет. Каждое из них дает некий бонус заметной практической ценности. Можно сказать, что несмотря на упрощенность системы (по сравнению с классическими РПГ), она выглядит на редкость стройно и практично. Это настоящая трагедия, господа! Качать хочется ВСЁ ! Справедливости ради признаю, что талантов, выдаваемых при поднятии уровня, вполне хватает на то, чтобы сделать нашего ведьмака гармонично развитой личностью. Но и развернуться вовсю не дают. Это именно то, что я называю грамотным балансом. Отдельно хочу упомянуть алхимию. Впервые за свою рпг-шную карьеру я занимался этим ремеслом с удовольствием и пользой. Однозначно (перефразируя Ленина), из всех видов искусства наиважнейшим для матёрого ведьмака является ки… пардон, алхимия! Это надежное подспорье во всех наших начинаниях. Отдельные и специальные аплодисменты разработчикам. О чём еще принято говорить в обзорах? Правильно, о графике с физикой. Здесь польские кудесники от игростроения преподнесли нам очередной сюрприз. Игра построена на замшелом, в сущности, движке Aurora, доставшемся Ведьмаку по наследству от Newerwinter Nights. Не подумайте, что второго. Отнюдь. Этот факт вызывал законное предрелизное беспокойство, к моему удивлению и счастью оказавшееся беспочвенным. Нет, никаких графических революций мы, безусловно, не наблюдаем. Но выглядит игра более чем достойно. Сочно и правильно – вот наиболее подходящие эпитеты. Отличные текстуры, великолепный арт. Блестящая анимация ведьмака в бою (последнее, правда, удастся в полной мере оценить только после прокачки стилей). Если задаться целью описать визуальную составляющую одним словом, это слово будет «стильно». Есть, правда, и моменты, которые хочется слегка поругать. Один из них – обилие клонов. Моделей персонажей явно не хватает. Впрочем, не могу сказать, что это катастрофично. Общая концентрация плюсов такова, что этот минус малозначителен. Еще вместе с «Авророй» нам досталась невозможность упасть с высоты и неспособность прыгать вне боевого режима. Кто-то расстроен? Я – не особо. А вот долгие загрузки и сохранения малоприятны. Некоторые утверждают, что дефрагментация диска уменьшает их чуть ли не вдвое. Сам, честно говоря, пока не проверял, но вполне верю. В том, как создана атмосфера игры, есть что-то от шаманства, не иначе. Я довольно долго не мог понять, почему ВЕРЮ в происходящее. Живое окружение? Ну, да, в принципе… Все эти гуси, разбегающиеся из-нод ног, люди, занятые своими делами, их фразы, брошенные мимоходом… Да, конечно. Но нечто подобное мы видели не раз и не два. Диалоги? Безусловно. Мне, привыкшему к классическому подходу выбора фраз «одна – за хорошего парня, одна – за плохого, одна нейтральная и «конец диалога», а потом заговариваем еще раз и довыжимаем информацию» подход поляков буквально пролился бальзамом на сердце. Забудьте о «правильных ответах». После того, как пару раз я из-за лишнего любопытства добился элементарного нежелания со мной беседовать (а иногда последствия ляпнутого еще более неприятны и непредсказуемы), разговаривать я стал осторожнее. Руководствуясь не математикой, а неким внутренним ощущением правильности. А это значит – не всегда действовать так, как легче или очевиднее. Как и в жизни… Однозначно хороши сюжет и квесты. Первый каким-то чудом ухитряется лавировать между детективом, политическим триллером и кровавой мясорубкой, не только не скатываясь при этом в пародию или трэш, но напротив - уверенно удерживая интерес игрока и постоянно держа в напряжении. Вторые же (квесты) как будто являются классическими почтово-убойными, но ровно настолько, насколько Матрица - это кино про батарейки. Подача и оформление таковы, что для скуки места просто не остается. Приятно, что кроме заданий основной сюжетной линии имеется масса побочных, которые мы вольны выполнять «для души». И детали. Нет, даже не так. ДЕТАЛИ! Можно, конечно, зайти на огонёк к Одо, выпить с ним, порубить злые сорняки (привет, Хакунин из Fallout 2) и расстаться почти приятелями, не заморачиваясь. А можно вспомнить, ГДЕ И ПОЧЕМУ растут эхинопсы, и связать это с поведением собаки… И почувствовать мерзкий холодок предчувствия, более чуткий, чем любой ведьмачий медальон… Да, можно. А еще вспомнить ту куклу из дома ведьмы. И станет еще веселее. И придется выбирать. Но что именно? Что выбрать, если нет невинных и несправедливо оклеветанных?! Меньшее Зло в чистом виде… Плюс персонажи. Они – живые. Более того, они иногда еще и знакомые. Для читавших книгу, разумеется. И это – еще один пласт достоверности происходящего, сотня мелких связей с прочитанным, иногда очевидных, иногда – смутных, как эхо, но вместе выглядящих чертовски правильно. Меня, скажем, чрезвычайно впечатлило то, чей серебряный меч мне достался. И еще тысяча и одна мелочь, которые стоит найти и увидеть самому. Не обошлось без некоторых нестыковок, конечно… Кто сказал: «Ага, например, по книге Геральт умер»? Садись, два. Невнимательно читал. Или не знаешь о способностях единорогов и значении тумана в артуровских мифах. Умер, да не умер, господа. Такие дела… А вот воскресший Профессор, например… Или Дедушка, прибитый ведьмачкой Цири за нестандартные гастрономические пристрастия… Но давайте признаем – выиграла игра от введения колоритных персонажей значительно больше, чем потеряла от несоответствия с книгой. Да и потеряла ли? Мы ведь уже договорились, что книга книгой, а игра игрой… Ну что ж, перед нами редкий случай безусловной удачи разработчиков. Замечательная игра по замечательной книге – штука более редкая, чем дракон или девичья невинность в наше время (по утверждению Нивеллена из Последнего желания) Так играйте, господа! Игра великолепна и стоит того. Играйте, читайте – и помните, откуда мы все родом. Помните свои любимые сказки… Как говаривал покойный Лео Бонарт: «МУЗЫКА, ЖАРЬ !!!»
Оценка GAMERU.NET: 9.5/10
1120 Прочтений • [Ведьмак (The Witcher), рецензия] [05.10.2012] [Комментариев: 0]