Фабрика грёз не может жить без, собственно, грёз. Больше, больше, ещё больше! Сценаристы скрипят клавиатурами, продюсеры и агенты изводят остатки канадских лесов, раздавая визитки, актёры суетятся в очередях перед кастингом, с сожалением вспоминая те замечательные времена, когда в Америке ещё можно было «нервно закурить». Ура! Ура! Всеобщее оживление. «Дримворкс», или «XX век фокс», или «Нью лайн синема», а может ещё какой киномонстр начинает очередной мега-супер проект, который непременно сковырнёт многолетние рекорды сборов в первый уикенд, сборов в кинотеатрах США, сборов в мировом прокате. Да-да, уже сейчас невооружённым взглядом видны россыпи номинаций, статуэток, блеск глаз и долгожданный рост акций компании-производителя. Несомненно, будет сниматься сиквел, да не один. Что? А. Да, конечно, забыл сказать. Снимать будут непременно Фантастический Боевик.
Как и когда вошёл в нашу жизнь этот захватывающий жанр? Отчего именно он вызывает подчас нездоровый вокруг себя ажиотаж? Почему столько споров, переходящих в змеиное шипение, разжигают эти фильмы на интернет-форумах? Пора немножко утрясти собственные мысли. Что ж. Приступим.
Давным-давно жанр кинофантастики был таким же маргинальным, какой остаётся по сей день фантастика литературная. Ею занимались одиночки-фанатики, эстетствующие живописцы и бесталанные массовики-затейники. В пору, когда последних никто в глаза не видел, потому что таковые сидели по своим положенным статусом углам, когда остальные снимали штучный товар, самой своей штучностью возводившийся в ранг культового кинематографа, о, в ту пору было очень славно гудеть в фэнских группах по интересам и обсуждать роль, которую сыграл сериал «Звёздный путь» в мировой культуре. Люди особо вдумчивые вспоминали замечательный в своей концептуальности и просто красоте космический вальс из «Одиссеи» Кубрика, могли сотни человеко-часов тратить на рассуждения о футуристике, бередить раны друг другу цитатами из великого Лема и Стивена, прости господи, Кинга, несомненно при этом разумея зарождение в среде кинофантастики (как овеществлённом образе своей литературной предтечи) того самого Мира Будущего. Светлого (ну, не нам судить, уж светлым-то будущим в совке кормили преизрядно, на западе с этим полегче), волнующего, захватывающего широтой горизонтов и величием размаха. В случае остросоциальной приверженности говорящего можно было также порассуждать о фильмах-предупреждениях, фильмах-подсказках (вспомним «1984» и «Бразилию», его кино-воплощение гениальной в своем безумии братвой из «Монти-Пайтона»), благо до нас подобные фильмы доходили с жутким скрипом, что превращало того же тривиального по сути «Хищника» чуть ли не в библию-два или Шварцнегер возвращается.
Тогда, давным-давно, вычурные миры-сказки, воспарившие из натруженных мозгов ихнего брата-писателя, казались недоступными воплощению, ведь каждый же кадр требовал присутствия на площадке не только гения художественного, но и инженерного. Что не смогла пила и стремянка, сможет дополнить общая сюрность картинки, заковыристость сюжета, серьёзное, многоплановое погружение зрителя в ненужные, да и неважные ему проблемы придуманного мира. Знаете, удавалось. Не так часто, как то принято считать, но вот уж не в количестве дело. Добившиеся своего получали общемировое признание. Это замечали другие, шли следом, раздвигая строгие границы сначала «серьёзного», а потом и вообще всего кинематографа. Вот о втором феномене — отдельно.
Жизнь такова, что столпы, миродержцы зачастую оказываются далеко за пределами формируемого ими движения, спустя десятилетия называемого критиками «мейнстримом». Ни Тарковского, ни Кубрика не назовёшь законодателями мод, они слишком личности. Да и сериалы «Планета обезьян» со «Стар-Треком» хоть и породили массу использованных впоследствии специальных эффектов и технологий, отнюдь не стали указкой для последователей. Если вдуматься, феномен Джорджа Лукаса в том и состоит, что он никогда не пытался делать вид, что «это всё real action, да-да, так всё и будет через 200 лет!» Он начинал свою издевательски «четвёртую часть» именно как пародию на кинофантастику того времени. В особенности на её технический уровень, вспомните, кто смотрел MIIB, несколько сцен в самом начале. Лукас издевался, Лукас ёрничал. Но сделал зрителям «красиво». Так красиво, что слово «пародия» как-то забылось — как же можно шутить с прибыльным фильмом всех времён! Корабли летают? Летают. Пипл доволен? Ещё как!
Это был прорыв, понятый и прочувствованный всеми. Кинокорпорации управляются отнюдь не дураками и отнюдь не слепыми — они немедленно продолжили начинание. Не могли не продолжить. Прибыль гарантирована, правда, Малдер? Только не нужно зацикливаться на одной теме. Космические войны, это типа круто. Но недостаточно. Высокотехнологические ужастики, одного Фрэдди Хрюкера тоже маловато будет. Фантастические мелодрамы, мистика, вампиры и зелёные человечки — ну-ка, кто вспомнит тройку лучших! Фантастика для детей — того же подновлённого I.T. сейчас вон снова показывают, на то и шедевр, чтобы жить вечно. Кроме того — «Полёт навигатора». А уж «Бесконечная история» — и вовсе гениальное произведение. Трам-тарарам! И, наконец, то, что называется «фантастический боевик».
По всем фронтам идут раскопки, и они увенчиваются весьма и весьма. Шедевров каждой весовой категории каждый из нас смотрел, хоть в основном и в галимом «качестве» последнего советского технического достижения — видеомагнитофона «Электроника». Какими удивительно красочными нам казались перепаянные под PAL/SECAM (молодёжь, кто помнит?) видео-чудеса по сравнению с местами высокодуховными, но снятыми на чудовищную «свемовскую» плёнку нашими фильмами. Самое смешное, что на пресыщенном западе творилось тоже форменное умопомешательство. Только смотрели они на всё это на большом экране, а потому получали несказанно больше удовольствия, тем более, что в серой массе проходных фильмов подчас блистали такие бриллианты!
Чудеса продолжались. И продолжали заполнять все экологические ниши. Когда на экраны вышли фильмы из серии «Космические яйца» (или «Космобольцы», я тут недавно пересматривал именно под таким вычурным названием), стало не смешно, ей-богу. Пародия — вещь хорошая, этот жанр обладает своим залом славы, на который пустили бы слюни многие «серьёзные» формы современного кинематографа. Но пародия на пародию, «эт уже перебор», как говорил кот Матроскин.
Фантастики стало много. Так много, что даже той малости, что долетала из-за железного занавеса до нас, хватало за глаза. Хватало — чтобы восхититься (тот же «Враг мой» смотрелся в далёком моём детстве на невероятное «ура», хотя, увы, далеко ему до понятия «шедевр», факт, далеко), чтобы заразиться оптимизмом, героизмом или, наипаче, пофигизмом придуманного, да и возжелать «ещё». Вот последнее слово — оно губит все лучшие начинания, ибо человек ненасытен в своей природе. Сиквелы, сиречь продолжения свели на нет массу всего хорошего в мировом кинематографе. Те же «Звёздные войны» с переходящим знаменем в виде неутомимого Эр-2-дэ-2 проложили дорожку правильному и незаменимому в своей экономичности принципу доведения любого культового, как сейчас модно говорить, кинопроекта до состояния нестояния. Это, да плюс невероятные старания молодого Арни Шварценеггера, да помножить на изначальную ограниченность возможностей любого, пусть самого сногсшибательного спецэффекта тех времён — вы получите творческий кризис, который назревал в кинофантастике с самого её появления. Неизбежный в самой своей природе, он всё равно должен быть как-то преодолён.
Временный выход как всегда нашли подрастающие таланты постмодернистско-декаденского толка. Упомянутый выше «Хищник», «Чужой», ещё несколько фильмов давили не столько на спецэффект, который лишь мелькал тенью на краю поля зрения и растворялся в ночи, сколько на психику зрителя, окунающегося в психологически чуждое современному человеку ощущение зыбкости, нереальности, опасности, ранее недоступной простым «ужастикам». В этом отношении даже хитовый первый «Терминатор» отстал от жизни — чужеродный механический враг в нём слишком медлителен и конкретен, хотя в напористой его мощи и есть нечто притягивающее. Мир будущего-настоящего с черепушками, хрустящими под гусеницами танков, родился на свет. Виртуальный мир, поглощающий тебя целиком, это вовсе не изобретение компьютерных технологий, что бы ни думали там себе любители киберпанка, это изобретение принадлежит самой жизни, атавистическим страхам, хлынувшим на нас с экранов.
Динамика, жуткая красота и полная иррациональность сюжетов — вот находка для режиссёра, задумавшего снять что-нибудь эдакое, фантастическое! Приговор мейнстриму кинофантастики был сделан, казалось, на веки вечные. Гениальные кэмироновские «Чужие-2» впервые в истории были подняты на свои недосягаемые высоты именно красотой такого решения. Быстрого, острого, в меру сложного хореографически, и в меру простого сюжетно. Тёмного, мрачного, опасного. Сиквел побил свой фильм-прародитель. Такой фильм должен был однажды быть снятым, чтобы дать понять — снимайте что-нибудь другое, забудьте про спецэффекты, «я о них всё прочитал». В смысле — посмотрел.
И движение такое было совершено. Кинофантастика имела ещё козыри за пазухой — богатое своё (что бы там ни говорили) литературное прошлое. Грандиозные, недосягаемые вершины эпохальных вещей Толкиена, Херберта, Симмонса, Азимова, Лема (эх, вот бы кого «Монти-Пайтону» отдать на растерзание!) ждали своих покорителей. И попытка такая была совершена. Я имею в виду, конечно же, экранизацию «Дюны» с Кайлом МакЛохланом и Стингом. Декадентский «энвайронмент» и пронзительные синие глаза посреди спайсовых песков. Этого да ещё горы (по тем временам) спецэффектов хватило для того, чтобы создать поистине культовую вещь. И надолго отучить киношников посягать на экранизации. Тема была закрыта, почти не начавшись.
Более осмысленный шаг навстречу «кинофантастике с человеческим лицом» был сделан, как всегда, в сторону смешения жанров и форм. Стремление к ирреальному вообще всегда было присуще жанровому кино, чего уж там говорить, поле непаханое психологических драм на грани кошмара, разнообразных «баек из склепа» и приключений агента Малдера не исчерпается никогда, благо талантами вроде любимого не только мною Дэвида Линча, искусно владеющего мастерством превращения мутного глаза кинокамеры в замочную скважину Тёмного и Страшного Чулана, да не оскудеет земля.
Но всё же, несмотря на непреходящую популярность тех же «Секретных материалов», мы же говорим о чистом, кристаллически сверкающем жанре!
Куда пойти-податься, какому зрителю продаться?
Компьютерная эра, бахнув собой по голове буквально всех — от осветителя до продюсера, от сценариста до режиссёра — и попутно не забыв пройтись по мозгам самих потенциальных зрителей, поставила всё на круги своя.
Ещё делая первые шаги, трёхмерная графика показала себя во всей красе. Тот же вездесущий Камерон своим «Терминатором-2» поставил на уши буквально всех. Графические станции своими машинными часами-чутками-месяцами прорвались в области неизведанного — дали режиссёрам в руки универсальный инструмент, ограниченный отныне в своих возможностях только деньгами заказчика и воображением художника. Осталось только смотреть, что из этого выйдет.
О, вышло — дай бог! Сомнительной наружности монстры сменили силиконовые телеса на телеса от «силикон-графикс». Космические корабли навсегда перестали походить на подвешенные в темноте за верёвочки картонные поделки. Заключённое в целлюлоид звёздное небо засияло, как ему и положено, сотней оттенков. Чудеса и кошмары Вселенной стали невероятно ярче, динамичнее. Они стали почти ощутимыми. Вспомните ти-рекса из «Парка юрского периода». Славься, Джей!
Не расслабляйтесь, однако. Не всё так хорошо. Пакеты векторной графики не только позволили достаточно легко и непринуждённо снимать вполне приличные аэрокосмические сценки и милых инопланетных чудовищ для новой формации фантастических сериалов навроде «Вавилона-5», не только породили новый жанр документальной фантастики — «Прогулки с динозаврами» — не только. Помимо прочего, они дали могучее оружие в руки бездарностей. В кинематографе, где «красиво» делают узкие специалисты-профессионалы, режиссёрам и сценаристам больше не надо напрягаться с каким-то там оригинальными сюжетными ходами, от актёров больше не требуется ни таланта, ни просто сильной игры в кадре. «Красота» потребовала жертв. И жертва была принесена.
«День независимости», «Чужой-4», «Армагеддон»... вспомнить все фильмы последних лет, ум и сообразительность которых едва выходят на один уровень хотя бы с «бэтманиадой», а чаще не поднимаются выше плинтуса, мне лично не представляется возможным. Хотя, отдам должное, эти фильмы можно посчитать истинно гениальными по сравнению со всякими там «миссиями на Марс». Тупость сценариев и дуболомные физиономии актёров — вот символ «нового кинематографа». Никому не известные выпускники колледжей, взявшись за перо, возомнили себя Альбертами Эпштейнами и принялись нести поистине космическую ахинею, в НФ дотоле вовсе не принятую. Вспомнить хотя бы уворачивающиеся от лазерных лучей космические истребители, причём и те и другие в космосе издают вполне себе впечатляющие свисты, бабахи и другие долби-сурраунды. Да что там законы физики, режиссёры так увлеклись раскрашиванием своих убогих творений в восхитительную мишуру из гигабайтов, что и вовсе позабыли — за всем этим должно бы стоять что-нибудь ещё. Увы и ах, как тяжко бывает просмотреть в тёмном зале от начала и до конца разрекламированную экранизацию очередного прекрасного произведения, до ужаса искромсанного кривыми руками воротил кинобизнеса. Впрочем, об экранизациях — потом, обидно вовсе другое. Выходишь из зала, и не можешь вспомнить ни единой фразы, ни единого эпизода, одни спецэффекты, спецэффекты, спецэффекты...
Хотя нет, есть что вспомнить. Смех в зале на самых трагических и напряжённых местах. Хлеб благословенный для шикарных, гениальных, офигительно потрясающих пародий. «Люди в чёрном» именно тем и берут мою со времени нетребовательную читательскую душу, что и спецэффект там в лучших традициях Голливуда, и агент Джей зело симпатичнее очередного президента Соединённых Штатов, вещающего с самого большого экрана о том, как «человечество сплотилось перед лицом космической опасности, и...»
Да, уж чему-чему, а пародиям на очередных «затюканных в космосе» всегда будет обеспечено достойное место в прокате. Не больно-то крепкий материал, но тут уж насколько таланту хватит. Тем более что киноглупость и кинобестолочь царили и царят, чего по ним убиваться, разве что посетовать, что тот же «Чужой-4» мог бы и не портить впечатление от своих культовых предшественников. Да и Джордж Лукас, взявшись за съёмки «первых» частей «Звёздных войн», мог бы попытаться не превращать фильм в жанровый цирк с фейерверком.
Дальнейший парад кино-лажи, пусть и изначально не ставящей перед собой цели претендовать на гениальность, продолжили «фильмы-игрушки», более или менее достойные попытки перенести на плёнку динамику и затягивающее погружение компьютерных игрушек. Причём как правило «менее», чем «более». На мой вкус первая вообще пристойная экранизация такого рода вышла на экраны совсем недавно — «Обитель зла» воспроизвела более чем близко внутренний мир игры и при этом отнюдь не оказалась понятной только вконец «обкваканным» гамерам. Впрочем, известны прецеденты «кинематографических» изысков внутри самих игр. «Близзард энтертейнмент» уже которую игру на чистом энтузиазме оснащает видео-образами, достойными, пожалуй, лучшего применения. Кто знает, может и соберутся ребята сделать полнометражку. Равняйтесь на них, горе-киношники. Потому как именно самый виртуальный из фантастических жанров — киберпанк — до некоторых пор у вас вообще никак не шёл.
Не будем о грустном. Потому что есть примеры противоположные.
«Матрица», появившись на экранах, уже раз и навсегда очистила слово «спецэффект» от налёта уничижительности. Пафосная «мобила», зелёные букашки буковок и Тринити-вся-в-чёрном вынесли жанр киберпанка на невиданные доселе с вершин обоих «газонокосильщиков» и «Джонни-мнемоника» высоты. Оказывается, вот он какой, мир поистине выдуманный, мир-где-ложка-не-существует. Дивный образ, от первого кадра до последнего, где каждая сцена процитирована, растиражирована потом «сотней различных извращённых способов». Так вот чего ждали всё это время апологеты нового культа. Машины, раскрашивающие машинный свой мир, словно и нет во всём этом места человеку. Именно это неуловимое ощущение поражало тебя со страниц мэтров литературной фантастики. Да, мы ждали и мы дождались! Доказана сама возможность построения фантастической картинки, которая бы содержала образ, мысль, динамику, философию, эмоцию, жизнь.
После просмотра «Матрицы» мне в первую очередь пришла мысль о том, что «сейчас начнут снимать». А ещё лучше — экранизировать. Ибо старт дан. И начали. Впрочем, с переменным успехом, чего и требовалось доказать.
Новая «Дюна», новая «Планета обезьян», «Машина времени». По части красоты и динамики — вполне себе ничего, но душа произведения на плёнку как-то не легла. Да и вольное обращение с классикой ещё никого до добра не доводило. Скажу честно, мне экранизации «доцифровой эры» мне как-то ближе, ну, да не в этом дело. Ибо о жанре судят по лучшим его представителям. А их есть.
Некогда я позволил себе немного пройтись по «Братству кольца», был грех, но претензии мои в основном носили философско-идеологический, нежели истинно кинематографический характер. Несмотря ни на что, примеров более аккуратного (в рамках тайм-лайна, конечно) отношения к первоисточнику я знаю не так много. Да, были и эпизоды почти что провальные, да, неловкие телодвижения продюсеров проросли рогами и копытами там, где не стоило. Но всё то же невероятное ощущение сопричастности сюжету, цельности и насыщенности кинообраза для меня будет оправданием всему. Если не бросят возиться с деталями, если продержатся на одном дыхании все три части — этот фильм навсегда останется в ряду шедевров.
А вообще, если заглядывать в будущее — не всё так уж пессимистично. И Спилберг тряхнёт стариной, и нахваливаемое нынче «Особое мнение» покажется мелкой лужей рядом с разливанным морем новых фильмов мэтра. И «Гарри Поттер» забудется, как кошмарный сон. И «Матрица-2» не ударит лицом в грязь. И индустрия фильмов-комиксов будет, как и прежде, порождать не только уродцев (сиквел «Блэйда» меня поразил своей пустотой и глупостью, куда идею засунули, гады...), но и новые шедевры. И пародисты всех мастей перестанут тратить время на свой вторичный, по сути, жанр, занявшись настоящей реализацией собственных талантов. Многострадальная экранизация «Пикника на обочине» с Джоном Траволтой будет не такой ужасной, как того ожидают свидетели. Да и наш, отечественный кинематограф не только сумет доснять «Трудно быть богом», но возьмётся и за остальное непаханое поле русской фантастики.
Правда, надежд на то, что переведутся крупнобюджетные халтурщики, что фильмы все как один станут шедеврами, всё-таки мало, впрочем, подождём очередного фантастического боевика — увидим!