Есть сказки о Золушках, их множество, они рассказаны на разных языках, в разное время, разным стилем и с разными декорациями. Их жанровое разнообразие огромно. Исторические, повседневные, фантастические. Они разбавляют серые будни милым розовым цветом, они будят в девочках женственность. А в мальчиках... Что они могут разбудить в мальчишках, кроме иронии? Я не знаю.
За редким исключением, созданные женщинами и для женщин, для их чувствительных сердец и сентиментальных вздохов. Героиня такой истории, как правило, красива (или некрасива, но имеет массу других достоинств), она бедна (или поставлена в тяжелые обстоятельства), но душу имеет гордую и всё на свете завоёвывает добротой и честностью сердца. Под занавес Золушка за все труды и испытания получает своего принца, волшебное королевство, и, счастливо выдохнув, читатель (или зритель) переворачивает последнюю страницу, чтобы лишний раз убедиться – счастье есть. Где-то обязательно оно должно быть. Пытаться спорить о данном жанре, подвергать его циничному анализу - глупо и бесполезно, на нём выросли поколения и поколения юных мечтательниц, некоторые потом создают уже свои сказки.
Но Кэнди - это не совсем история о Золушке, не совсем та сказка. Хотя имеются принц (даже принцы), коварные завистники, добрые дела и, в некотором роде, Добрая Фея (в лице мистера Альберта). Но дело в том, что в рассказанном финале Кэнди не получает от фортуны ровно ничего, кроме опыта, который, как известно, мы всегда приобретаем в убыток себе. Золушка просто взрослеет, становится медсестрой, а тыква продолжает зреть в огороде. Финал слишком неясен, чтобы быть хэппиэндом, и в то же время понятно, что Кэнди счастлива. Она, совершив полный круг, возвращается к своим истокам, туда, где её всегда ждут. К своему родному очагу и поварёшкам, а волшебный замок так и остался маячить вдали.
Может, создатели Кэнди и хотели донести до нас, что важнее цели – дорога, по которой к ней идёшь. Что детская мечта-фантазия может померкнуть, не выдержав конкуренции с реальным миром и людьми. Путешествия, приключения и попутный ветер - это хорошо, но только тогда, когда есть куда возвращаться. Что одежду береги снову, а честь – смолоду. Конечно, это прописные истины, и тут можно долго можно говорить о банальности и схожести всех мыльных опер. Но темы взросления, любви, долга, самопожертвования, потери близкого человека редко где звучат такими пронзительными аккордами. Не могу обвинять «Кэнди-Кэнди» в пошлости, ведь пошлость – это всего-навсего повторение...
Однажды переступив порог Дома Пони, приходится идти, приходится искать свой путь, свою дорогу. И Кэнди идёт, порой ошибаясь, порой бессильно сжимая кулаки, порой споря с несправедливостью и жестокостью «взрослого» мира. Но чаще всего она улыбается, проказничает и смеется. «Тебе больше идёт, когда ты улыбаешься!» Эти слова она запомнила на всю жизнь. Нужно уметь быть счастливой, чтобы дарить счастье и тепло другим.
Кэнди обретает себя, своё призвание и, увы, теряет многих близких людей. Тема смерти рассказана обстоятельно. Порой она нелепа и фатальна, порой дышит героической романтикой, но всегда смерть – это часть жизни, её неизбежный конец. Пришла осень, роза отцвела, и осыпались белые лепестки, но будет новая весна, и другие цветы будут радовать глаз, сколь это ни печально, ни жестоко. Люди пусть и покидают этот мир навсегда, но память о них остается - в наших сердцах, в наших мыслях. Кому, как не Кэнди, сироте с детства, знать это. И уметь жить дальше, заражая беззаботным весельем окружающих.
Какое же аниме для девочек может обойти тему любви? Но и любовь в «Кэнди-Кэнди» достаточно нетипична. Её наивысшая точка в самопожертвовании и в самоотречении. Две мамы Кэнди воспитывают детей-сирот, фактически жертвуя личным счастьем ради этого. Ни собственных детей, ни друзей, ни развлечений. Одна сплошная работа без выходных и перерывов. К тому же они прекрасно знают и даже надеются, что эти дети с ними не навсегда, придёт день, и их удочерят (усыновят). Следовательно, к ним нельзя по-настоящему привязываться и привязывать их к себе.
В Дом Пони возвращается одна только Кэнди. Так стоит ли удивляться отречению Кэнди от собственной любви и счастья ради счастья чужого человека? Более того, она знает, какую боль причиняет любимому, и всё равно уходит, не видя других путей. Посмотрев эту сцену, понимаешь, сколько страсти можно передать одним касанием, одним объятием. Какую душевную муку можно показать одной слезой. Сколько любви прячется за фразой: «Обещай мне, что будешь счастлива!».
Бесспорно, добрую половину своих поклонников «Кэнди-Кэнди» завоевала при помощи таких драматических пассажей. Наличие прекрасных принцев, благородных бунтарей и вечных утешителей приветствуется в любой сказке. Фанаты спорят и сочиняют, с кем же останется Кэнди, а мисс Уайт остается одна. Мечта о принце с волынкой померкла и стала обыденностью, реально пережитые драмы оставили на сердце непроходящий рубец. Золушка вернулась в домик лесника, к своим родным пенатам, и кто сказал, что это несчастье? Хрустальная туфелька? Волшебный дворец, роскошь бальных нарядов – потерянный рай для Элизы, но не для Кэнди.
Несчастье – это когда дети растут без матерей, когда умирают в четырнадцать, когда юные романтики-изобретатели уходят на войну, чтобы не возвратиться назад. Несчастье – это когда вырываешь из сердца самого дорогого человека (иначе нельзя поступить!) и уходишь по первому снегу, не смея оглянуться назад. Когда смешиваешь талант с алкоголем и пьёшь этот коктейль, приправив его одиночеством и безысходностью. Несчастье – это когда ты болен, и всё, о чём можешь попросить окружающий мир – подачка в виде жалости. Никто не ожидает такого от истории про Золушку, и я тоже была удивлена в свои двенадцать лет, когда впервые посмотрела Кэнди.
Кэнди – не шедевр, не идеал и даже, пожалуй, не классика жанра. Сделать такую историю можно было бы гораздо аккуратнее и чище. Но избавьте «Кэнди-Кэнди» от всех её недостатков, и она не станет ни на йоту лучше. Сила таких произведений не в качестве исполнения, стиля и прорисовки. Это лишь досадные остановки экспресса, но вам всё равно – вы ведь едете до конца. И лишь когда за спиной закроются двери, и поезд умчится в тупик, понимаешь, что тебе так неумело и по-детски наивно хотели сказать. Понимаешь, куда, собственно, тебя привезли. Вот с этого момента Кэнди можно начинать хвалить и возносить до небес. Но лучше просто оставить её в своем сердце, на той полочке и в том углу, где хранятся детские воспоминания. Где всегда пахнет мандаринами и ванилью, где главная проблема – задачи по физике, а главный враг – физрук. В кукольно-конфетном мире девичьего детства и розовых грёз. Там и только там самое место для веснушчатой девочки с курносым носиком и золотыми волосами.
И, конечно, нам гораздо больше идёт, когда мы улыбаемся. Я ещё в самом начале хотела это сказать.
1080 Прочтений • [Рецензия на Кенди-Кенди [ТВ]] [16.09.2012] [Комментариев: 0]