Признаться, составлять этот дайджест, не скатившись в какую-нибудь банальность, было неимоверно трудно. Бесконечные "наконец-то!" и "дождались!" до сих пор блуждают по просторам игрового рунета. Что и говорить, всплеск эмоций в последние дни был не по-мартовски горячим. Выход S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl - явление для наших краев знаковое. Под впечатлением от этого события и прошел почти весь март.
Обещанного шесть лет ждут
О том, что разработка "Сталкера" не только вышла на финишную прямую, но еще и чудесным образом преодолела ее, сорвав положенную в таких случаях ленточку, первого марта сообщил исполнительный вице-президент THQ Келли Флок. Игру отправили на золото, а спустя 20 дней западные геймеры лично убедились, что это было вовсе не шуткой. Руководствуясь непонятными рядовым обывателям принципами, фирма "1С" отсрочила российский релиз еще на три дня, строго-настрого запретив своим партнерам продавать S.T.A.L.K.E.R. раньше установленного срока. И хотя многие ритейлеры попросту начхали на запрет, некоторые магазины, все же выждав положенное, открылись по такому случаю 23-го в полночь. Как и ожидалось, после близкого знакомства с игрой семейство геймеров разделилось на два противоборствующих клана. Все споры, как правило, сводились к одному-единственному вопросу: "а стоит ли это тех долгих шести лет?" Затянувшаяся разработка сыграла со "Сталкером" злую шутку. Каждый баг, каждая нелепость в геймплее воспринимались почти как личное оскорбление. А как иначе? Как можно, избавившись от стольких фич (прощайте, "Нивы", сталкеры-конкуренты, бесшовный мир и прочие прелести), не протестировать нормально даже то, что дожило до наших дней? Разумеется, одержимым и дорвавшимся чуть ли не до мечты детства игрокам многочисленные баги кумира были что законченному атеисту анафема. Однако беспристрастные рецензенты с грустью отмечали невменяемую баллистику, финансовый дисбаланс и страдающий синдромом моментального ступора AI. А если добавить к этому обыкновенную украинскую лень в виде однообразных квестов, бесконечного респавна и огороженной колючей проволокой "свободы" (вот уж воистину – зона!), результат вырисовывается, прямо скажем, плачевный. Впрочем, все это справедливо лишь тогда, когда оцениваешь "Сталкер" на трезвую голову. А он, в свою очередь, умеет замутнить разум – очень неплохой для устаревшего движка картинкой, аутентичным звуком, знакомыми каждому рожденному в СССР пейзажами, наконец. Такой вот нехитрый, но весьма эффектный наборчик побудил большинство отечественных и западных критиков выставить игре вполне приличные баллы. Что ж, справедливости ради стоит признать, что ничего похожего на S.T.A.L.K.E.R. (довольно слабенькую Boiling Point: Road to Hell в расчет не берем) ранее действительно не выходило.
Не "Сталкером" единым…
В то время как на постсоветских просторах безразмерно властвовал "Сталкер", западная цивилизация нашла, что противопоставить зазнайке с Украины. Адекватным ответом стал релиз Command & Conquer 3: Tiberium Wars. И хотя очередная часть знаменитейшего RTS-сериала вышла в конце месяца (Electronic Arts таки удалось пропихнуть ее в 2006 финансовый год), впечатление о Tiberium Wars сложиться успело. Несмотря на чужеродных для серии инопланетян (хоть о них и было известно, для сладкой парочки GDI – NOD третий всегда казался лишним), по духу новый C&C остался таким же, как и Tiberian Dawn образца 1995 года. Отличные видеоролики, классическое строительство баз и очаровательный в своей простоте геймплей - в современную эпоху обезжиренных и вечно спешащих стратегий подобные игры должны цениться на вес золота. Кстати, на волне успеха EA вновь заговорила о шутере в C&C-декорациях. Напомним, проект Command & Conquer Renegade 2 был закрыт почти сразу же после своего анонса. Ждем возвращения блудного?
Выход Test Drive Unlimited – еще один громкий релиз марта. Общественность давно жаждала стравить детище Eden Games с монополистской серией Need For Speed. Результат смог превзойти самые смелые ожидания. Бодрый, эффектный, сдобренный отменным сетевым режимом новичок обставил Need for Speed: Carbon буквально по всем статьям. Да, эффект привязанности и нежелание принимать новшество еще дадут о себе знать, однако, как и в случае со старушкой FIFA, очевидно, что Electronic Arts обзавелась очередным сильным конкурентом. На этом список хитов, пожалуй, заканчивается, однако нельзя не упомянуть об еще двух заметных играх. Созданная по мотивам CG-фильма Teenage Mutant Ninja Turtles: The Video Game оказалась на редкость увлекательной забавой. Акробатические этюды вкупе с динамичными драками превратили "Черепах" в едва ли не лучший махательно-рубательный PC-экшен со времен третьего "Принца". Silent Hunter 4: Wolves of the Pacific юношеским задором порадовать нас не сможет – но никто этого и не требует. Вместо безумной аркадности новый Silent Hunter в очередной раз подарил игрокам незабываемое чувство единства с командой субмарины, что оставила Атлантику и теперь противостоит японскому флоту на просторах Тихого океана.
Отечественный игропром, разумеется, тоже в долгу не остался. Очередная игра по фильму – звучит страшно само по себе. И все равно с каждым разом задаешься вопросом: неужели российскому потребителю и в самом деле нравятся эти недо-шутеры, убогие RPG и никчемные слешеры? Неужели пусть даже неискушенному геймеру было мало предыдущих поделок по лицензии, а "заботливые" родители, скормившие своему ребенку очередной шлак, не замечали горьких слез разочарования? Вот возьмем, к примеру, недавний "Параграф 78". Невыносимые глюки, пятикопеечный геймплей и полная абсурдность происходящего – лишь самое малое, чем можно охарактеризовать эту "игру". Неужели руки поигравшего в сей "шедевр" индивида и дальше будут тянуться к коробочкам с Куценко, Пореченковым или Бухаровым на обложке?
Онлайновая суета
Cетевая жизнь в прошедшем месяце была насыщена как никогда. Уже давно радующей нас длиннющими списками банов компании Blizzard Entertainment наконец-то попытались дать отпор. Читеры (а точнее, те, кто читерами себя как раз и не считает), которых изгнали из World of Warcraft, организовали собственное движение и стали требовать возвращения своих воспитанников в Азерот. В противном случае пользователи обещают обратиться в Better Business Bureau, влиятельную организацию, что отстаивает права потребителей. По сути, как бы смешно это ни звучало, WoW за последние месяцы превратился в натуральный СССР 30-х годов. Игроки не доверяют друг другу, механизмы слежки задействованы на все сто, а институт стукачества, похоже, достиг своего апогея. Blizzard же выступает в роли этакого диктатора, готового за малейшие проступки отправить виртуальных персонажей на казнь. Вот такие они - новые нравы онлайна. Корпорация Microsoft, в свою очередь, объявила дату запуска Games for Windows Live. Почти идентичная Xbox Live служба будет введена в строй 8 мая одновременно с релизом Halo 2 на PC. Новый сервис предложит пользователям персоналок практически то же, что и его консольный собрат: профайл с личными достижениями и рекордами, а также возможность общения и поиска друзей. Главной фишкой GfW Live должен стать режим совместной игры с обладателями Xbox 360. В отличие от ранее перечисленного, чтобы воспользоваться кроссплатформенным мультиплеером, игрокам придется обзавестись "золотой" подпиской стоимостью 50 долларов в год. В будущем геймерам обещают еще больше возможностей. Однако, как заявил представитель Microsoft, на сегодня их первоочередной задачей является обкатка взаимодействия Windows и нового Xbox. Давние друзья редмондовцев из Epic Games, к слову, возлагают на новоявленный сервис большие надежды. В одном из недавних интервью президент Epic Майк Кэппс заявил, что Интернет становится единственно возможной панацеей от пиратства. По мнению Кэппса, онлайновая регистрация (а заодно и авторизация) должна заинтересовать геймеров возможностью сбора статистики, сохранением результатов и другими привлекательными для отдельно взятой личности мелочами. Неудивительно, что глава "эпиков" так радеет за Games for Windows Live от Microsoft. Новая задумка "мелкомягких" удовлетворяет практически всем требованиям Epic.
Нельзя упустить из виду еще три важных момента. Во-первых, аризонская контора Cheyenne Mountain Entertainment объявила о начале работ над Stargate Worlds – массово-онлайновой RPG по мотивам популярного ТВ-сериала Stargate SG-1. Мы уже писали, что для проекта была лицензирована последняя версия движка Unreal. С его помощью девелоперы планируют закончить разработку и приступить к бета-тестированию уже в конце этого года. Во-вторых, компания Sony Online Entertainment анонсировала EverQuest: The Anniversary Edition - ультимативный набор, состоящий из оригинальной игры и всех тринадцати дополнений. Данная компиляция преподносится в качестве подарка (и просят-то всего 20$ - почти даром!) любителям EverQuest. в честь ее восьмой годовщины. Интересно, стоит ли воспринимать это как финальное выжимание соков или старушка "Эверквест" еще сможет себя показать? Ну и, наконец, в-третьих, стало известно, что после очередной волны возмущения со стороны пользователей не самый удачный онлайновый проект Dark & Light уже во второй раз стал бесплатным.
Скандалисты
Наша почти что постоянная рубрика "Они тоже против игр!" в этот раз не ограничится одними лишь происками бравого адвоката Джека (хотя без них, конечно, тоже не обойдется). В марте случилось сразу два скандала, да не каких-нибудь рядовых, а, что называется, международного масштаба. Так, 9 марта мэр небольшого мексиканского городка Хуареза выступил с резкой критикой тактического экшена Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter 2. Как известно, боевик продолжает сюжетную линию первой части и рассказывает о нелегких буднях американского спецподразделения, которое борется с военизированными группировками на территории своего южного соседа. Господин мэр посчитал, что игра, действие которой затрагивает и его городок, очерняет образ Мексики в глазах мировой общественности и обостряет взаимоотношения между двумя странами. Точно так же думает и губернатор провинции с чудным именем Chihuahua. Спустя всего пару недель после выступления мэра, губернатором Чиуауа (Хуарез, к слову, находится как раз под его юрисдикцией) был подписан указ об изъятии игры с полок магазинов (пока только версии для Xbox 360 – на PC GRAW 2 появится позже). Политика – штука тонкая. Второй Advanced Warfighter стал не единственным экшеном, который обвинили в антигосударственной пропаганде. 21 марта организация The Venezuelan Solidarity Network начала сбор подписей под открытым письмом к вокалисту известной группы U2 - Боно. В нем известного музыканта призывают остановить разработку игры Mercenaries 2: World in Flames. Напомним, что сиквел весьма успешного консольного боевика перенесет геймеров в Венесуэлу, где они смогут убивать местных жителей, разрушать здания (многие из которых, между прочим, вполне узнаваемы) или, говоря другими словами, сеять в этой южно-американской республике натуральный хаос. Боно является одним из членов совета инвестиционной компании Elevation Partners, которая, собственно, и спонсирует разработку Mercenaries 2. Какие только доводы не прозвучали в письме: то просители обращаются к вечным ценностям, то обвиняют Боно в сотрудничестве с армией США. К слову, участники U2 своими благотворительными концертами, направленными против бедности, СПИДа и других бичей человечества, уже давно заработали репутацию борцов за мир во всем мире. Так что, возможно (но все же маловероятно), данное письмо и возымеет какой-нибудь результат. И да, как и обещали, напоследок новые перлы от великодушного Джека Томпсона. "Grand Theft Auto: Vice City – это не что иное, как симулятор секса и насилия", "Издательство Take-Two оказывает тлетворное влияние на умы детей по всему миру", "После 11 сентября Америка должна нанести ответный удар не только по исламскому фашизму, но также и по Take-Two" – это лишь немногие из обвинений, которые ярый игроненавистник бросил в сторону Take-Two Interactive в прошлом месяце. Видимо, одиозного юриста не на шутку взбесило то, что, не дожидаясь новых уколов с его стороны, издательство подало в суд на самого Томпсона. Как закончится судебная тяжба, покажет время.
PS3 в Европе
Напоследок упомянем об еще одном знаковом событии. PlayStation 3 все-таки добралась до Европы. 23 марта магазины Старого света открыли свои двери всем поклонникам новомодной консоли. Стоит отметить, что рекомендованная стоимость PS3 в европейских магазинах оказалась несколько выше, чем, к примеру, в тех же США или Японии. За 60-гигабайтную версию консоли в Европе попросят 599 евро, что примерно на 25% больше, чем в Америке. Что же до России, то в наши края PS3 прибудет уже в этом месяце. Цена в 21.990 рублей выглядит довольно устрашающей, однако кого эти цифры не испугают, те смогут приобрести локализованную приставку совсем скоро, а если точнее - 20 апреля.