Очень забавно смотреть, как вышедшие практически в один месяц игры похожи друг на друга. Незначительно, деталями, но похожи. Поднятая ещё во времена Half-Life тема супер-костюма, оберегающего хрупкое человеческое тело от раскалённого свинца, жива и здравствует как никогда. Одолевшие нашего недавнего посетителя по имени TimeShift прекрасно помнят мужика, ни разу не раскрывшего лица, но щеголявшего в «особом снаряжении» – красочной броне, способной останавливать время. «Второй эпизод» приключений Гордона Фримена избрал вернейшую стратегию: свести роль одежды до HUD, пары игровых функций типа фонарика и редкого голоса, сообщающего об увеличенной печени и высоковатой дозе алкоголя в крови.
Костюмы
В CryTek поступили иначе. «Нанопиджак» получил главную роль в процессе прохождения, функции типа моментальной накачки мышц и возможности на своих двоих обогнать «Икарус» западали глубоко в душу, и геймеры жаждали наконец-то почувствовать себя суперменами. Жаль, что у компании стало традицией обламывать игрока к финалу. А ведь как всё хорошо начинается! Никаких блокировок способностей, только чистый воздух, открытые пространства, покачивающиеся на ветру пальмы и такие беззащитные корейские солдаты…
Спасать мир теперь придётся господину по кличке Nomad. Он, как водится, самая адекватная и непьющая личность в отряде, слушается мышку с клавиатурой и прилежно выполняет всё, что говорят. Одно плохо – критически немногословен. Отколет иногда в эфир дежурное: «Командир, вы опять посылаете меня против тысячи злых накачанных корейцев, сколько можно?», получит не менее банальное: «Что поделать, сынок, ты наша единственная надежда!», а затем вгонит гашетку поглубже и выкосит пару-тройку деревень. Залпом.
И это только кажется, что процесс незамысловат. Удивительно, но бывшие некогда столь далёкими друг от друга творчество и технология теперь работают бок о бок. Физика позволяет крошить дома чем попадётся, подгрузки не заставляют нервно хлебать кофе, а нанокостюм вишенкой ложится на торт.
Какие способы зачистить вражескую базу вы знаете? Надеть бандану как у Солида Снейка и прокрасться в тыл? Закурить крепкую сигару как у Рэмбо и с шестиствольным пулемётом превратить цветущие шесть соток в развалины? Лучше помножьте всё на пять и добавьте десяток комбинаций – сразу станет ясно, как тут бывает здорово.
Костюмы
Поначалу игрой действительно упиваешься. Она кажется бесконечно разнообразной и такой вкусной, что хочется проглотить всю, не жуя и целиком. Прыгнуть на третий этаж дома, скосить там парочку жалких стрелков, а третьим запустить в офигевших зрителей внизу, чтоб не наглели. Получить очередь в спину, залечь в уголке и спустя десять секунд добить танк. Когда подъедет второй – просто забежать в небрежно сколоченный сортир и включить невидимость. Да, мы на мушке и сейчас танковый залп поднимет в воздух пару килограмм досок и десятка два килограмма испражений, но на этот случай у нас припасен режим «максимальная броня». Никто нас не может остановить. Никто. Главы неясной лентой проносятся на мониторе одна за другой. Цели меняются, сюжет выписывает неудавшуюся мёртвую петлю и что-то становится не так. Кайф отбирают.
И правда! Вон они, похитители нашего удовольствия, теперь уже целые орды противников! Как ТАКАЯ армада незаметно пробралась на остров и захватила секретную базу? Почему у них тоже есть нанокостюмы, шестиствольные пулемёты и бронетехника? Ответа нет, лишь рецидивный бред. Представьте себе огромную такую яму, заполненную пушечным мясом и дружеский посыл «You’re one man army, Nomad. We’ll cover you». После получаса матюгов ты соглашаешься с утверждением и по трупам, не касаясь земли, направляешься к цели. Мысль включить невидимость и пройти мимо одолевает всё сильнее.
Приспособившийся игрок пролетает вменяемый остаток Crysis за 10 минут. Он и не подозревает, что лучше не будет, ещё две перестрелки – и ему придётся забыть о корейцах, оказаться в невесомости, а затем выкашивать стаи одинаковых (всего лишь три разновидности) пришельцев. Последний босс, не к спойлеру помянут, совсем зазря назван титаническим. «Серьёзного Сэма» с пятидесятиэтажным боссом никто не переплюнул, а тут ещё и соратники над ухом жужжат, каждые пять секунд повторяя «вали его!», пока мы занимаемся поиском патронов, проваливаемся в дырки на палубе и отстреливаемся от опасной мелочи.
Кругом одни костюмы
Однако Crysis нельзя назвать плохой или некачественной игрой. Отдышавшись от гнева, ты понимаешь, что всю игру откровенно радовался, а блевотная абстиненция привычна аж с Far Cry. После расклада оценок ничего не меняется: тропические леса порой неотличимы от настоящих, оплаканные как пустая трата денег звуковая карта с дорогими колонками протёрты влажной тряпочкой в награду за отличные эффекты, а (почти) тотальная разрушаемость не зацепит разве что истинного фаната «бетонных бочек».
Каждая шестерёнка внутри сделана дорого, ювелирно точно и со вкусом. Не хватает только той самой души, живущей в куда менее высокобюджетных проектах. Уже третье путешествие в пластмассовый мир заканчивается разочарованием, но придраться не к чему – приходится грустно поднимать ладони и рукоплескать. Так надо.