Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure ( IGROK )
Революционные граффити Скандальная репутация нового гангста-экшена от третьего лица Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure, который недавно был запрещен в Австралии, грозится переплюнуть многострадальный San Andreas. А ведь здесь главный герой всего-навсего малюет на улицах мегаполиса свои граффити, воюет с уличными бандами и местной полицией (даже близко не напоминающих обмундированием современных стражей порядка, скорее футуристических солдат), причем и вовсе без использования богатого арсенала огнестрельного оружия. В ассортименте подпольного художника только банальные подручные средства - дубинки, металлические прутья, бейсбольные биты, крышки от мусорных бачков, да собственные кулаки с пятками. Впрочем, такая недобрая молва, скорее всего, пойдет игре только на руку, все-таки проект известного дизайнера и граффити-художника Марка Эко вышел крайне неоднозначным, а в такой ситуации и плохая реклама приветствуется.
Действие игры разворачивается на просторах вымышленного мегаполиса Нью Радиус, мэр которого при помощи своих верных псов-полицейских ведет беспощадную борьбу за чистоту городских кварталов. Всякие самодеятельные художества признаются вне закона, а уличные живописцы нещадно преследуются и за ними круглосуточно идет охота. Главный герой повествования - молодой парень по имени Трейн. Сначала мы наблюдаем, как его чуть не выкинула с висящего над городом дирижабля с информационным табло какая-то наглая дамочка, после чего он решил отмотать время назад и рассказать нам про то, как оно все начиналось. Для начала юный "бомбер" пренебрегает советами своей бабушки и отправляется рисовать граффити, чтобы таким образом самовыразиться, а заодно добиться славы и признания. На первых порах его смелости хватает только на то, чтобы замазывать каракули уличной банды "Вандалов", но потом он узнает о темном прошлом власть предержащих (в том числе и о тайне гибели собственного отца), сколачивает собственную шайку и пытается открыть людям глаза, борясь доступными графическими методами с узурпаторским режимом. История сопровождается эффектными анимационными роликами, изобилует неожиданными встречами и поворотами, и уж точно не даст заскучать на протяжении более трех десятков миссий, поделенных на 11 этапов. Что интересно, 9 из них доступны с самого начала в специальном разделе Browse Mode, и только последние три получится открыть, только если последовательно проходить игру по сюжету. Который завершается противостоянием Трейна и мэра аккурат во время празднования Нового Года, когда коварного градоначальника удается прилюдно изобличить, не без посредничества одной ушлой репортерши, а неуловимый рисовальщик превращается в буревестника грядущей революции.
Каждая миссия в Getting Up являет собой традиционный beat'em up от третьего лица, приправленный акробатикой с ползаньем по трубам и решеткам, висением и карабканьем на руках, прыжками между двумя стенами, ходьбой по тонким жердочкам в стиле Принца Персии, и рисованием в указанных местах граффити. Вдобавок имеется несколько бонусных заданий, которые для прохождения не важны, но помогают увеличить свою репутацию, а значит открыть новые рисунки, концепт-арты и даже боевые арены для сражения двух игроков за одним компьютером. Самое сложное во всем этом - конечно же, битвы с превосходящими силами, когда мы отвешиваем затрещины и зуботычины наседающим со всех сторон хулиганам, копам или просто недовольным нашими художествами горожанам. Никакого эффективного оружия здесь нет, всякие палки-копалки не в счет, поэтому приходится рассчитывать только на свое непобедимое "кунг-фу". Ну еще на разбросанные в достаточных количествах "аптечки" в виде банок с шипучкой. Чтобы получалось оказать достойный отпор, нам добавили возможность ставить блоки и уклоняться от чужих ударов, незаметно подкрадываться и сбивать с ног, хватать врагов в охапку и бросать обо что-нибудь твердое и недвижимое, наклонять их в неприличную позу и отвешивать тумаки, когда те находятся в полубессознательном состоянии, а также глумиться над ними полутора десятками комбосов, в том числе и с использованием оружия, и несколькими специальными атаками. Вроде бы, приемов много, но, к большому сожалению, подвела разработчиков лень-матушка.
Не потрудились они как следует подогнать колченогое приставочное управление под особенности мышки с клавиатурой. И этот промах, пожалуй, является самым серьезным их просчетом, способным поставить жирный крест на всем остальном. Прыжки в духе Принца трогать не будем, там все пристойно, а вот попробуйте, например, во время боя одновременно долбить сразу по четырем кнопкам, чтобы сделать захват, отбиться от контрзахвата, а потом швырнуть противника в сторону, тогда и поймете, что для адекватного общения с детищем The Collective потребуются просто железные нервы. И такие атипичные кренделя здесь повсюду. Ползание по инвентарю иначе как мукой и не назовешь. Хотите сменить средство рисования? Тогда извольте зажать сразу три, а то и четыре клавиши. Элементарно отодвинуть крышку вентиляции в сторону - долбите долго и остервенело по кнопке "действие". Желаете нарисовать граффити на стене? Потрудитесь придавить одновременно две кнопки мыши (среднюю(!) и правую или левую), после чего возить рукой с баллончиком посредством раскладки WSAD. Со временем, конечно, привыкаешь, но более неудобного и странного управления придумать было сложно. Хотя некоторые элементы, наоборот, удивляют: подойдите к дырке в стене - и Трейн автоматически присядет, чтобы в нее залезть, а невысокий забор сам перемахнет, как только в него упрется.
Если с драками все более-менее понятно (финтом больше, добиванием меньше - смысл и исполнение в большинстве проектов весьма схожи), то на рисовании граффити стоит остановиться подробнее. Ведь именно уличные художества являются стержнем проекта, нигде до сего момента им не отводилось столько внимания. Обычно все ограничивалось одним нажатием кнопки напротив указанного места, чтобы там появилась нужная нам эмблемка. В Getting Up все немного мудренее, хотя и не до конца. Почему-то рисовать свои собственные граффити нам не разрешают, только лишь те, что выложены в "Черной Книжке" или строго в обозначенных по сюжету местах. Обычно необходимо нарисовать или же перекрасить несколько чужих картинок, плюс отыскать и сфотографировать "нетленки" подпольных художников, ставших легендами (в игре представлены "работы" 56 идолов мира граффити) и выполнить ряд прочих бонусных задачек. Перед отправкой на миссию в специальном разделе, той самой Black Book, необходимо выбрать стиль и оформление граффити, которое вы собираетесь использовать, с ростом репутации их количество будет только расти. Поскольку стены в игре всю дорогу обильно испачканы всевозможными рисунками, найти нужное место для собственного творчества бывает непросто. Для этого предназначена специальная опция "интуиция", которая позволяет Трейну сразу же подсветить конкретные локации (на стене появляются светящиеся кресты, а заодно отмечаются все дополнительные объекты и оружие) и больше не мучиться с поисками. Для реализации своих дизайнерских амбиций в игре предусмотрена целая куча способов: при помощи аэрозольного баллончика, обычного маркера, стикеров, постеров, валиков и трафаретов. Плюс можно выбрать место для рисования (если это не сюжетная граффити, которая должна быть закрашена в определенном месте и не допускает самовольства), чуть пониже или повыше, вид логотипа и его цвет. Каждый получившийся рисунок еще и оценивается по пяти параметрам, добавляя очки репутации, насколько высоко от земли, нет ли клякс и подтеков (пшикать из баллончика следует не быстро, но и не слишком продолжительно), уложились ли в отведенное время и т.п.
На самом деле рисовать на стенах города Нью Радиус не так уж и скучно, как может показаться при первом знакомстве. Создатели предусмотрели массу оригинальных заданий, которые органично вплетаются в сторилайн, позволяя в полной мере оценить на своей шкуре все прелести и шишки бытия уличного граффитчика. То мы ваяем надписи прямо на борту полицейского фургончика, когда вокруг вышагивает кучка смертельно опасных копов, то на городском мосту, на мчащемся на полном ходу поезде метро, перепрыгивая на соседние поезда и уворачиваясь от свисающих с потолка лампочек или боковых семафоров, наконец, соревнуясь на время с другими художниками. Столь оригинальный подход к стрит-рисованию отметили даже на MTV Films, где собираются снимать фильм по мотивам этой игры и, надо думать, должно получиться что-то незаезженное и динамичное.
Дифирамбы фантазии создателей обрываются, когда речь заходит о графике. Как водится, до нас доехал типичный приставочный порт, который и не подумали подгонять под современные возможности персональных компьютеров. А ведь обещали, что PC-версия будет, как минимум, на голову превосходить своих консольных товарок. Мечты, мечты... Впрочем, здесь не все так ужасно, как, например, в том же кошмарном 25 to Life. Дизайн уровней можно даже похвалить, хотя чуть увеличенная продолжительность и большее количество полигонов и текстурок в высоком разрешении здесь были бы явно не лишними. Модели персонажей и анимация средние, хотя в роликах нет-нет, да и бросаются в глаза грубо обтесанные части тел. Большие нарекания вызывает своевольная камера, которая иногда показывает вовсе не то, что нужно, а временами и вовсе начинает дергаться, как кролик, усевшийся на ежа. Радует только, что таких моментов в игре все же меньшинство.
Не вышло с графикой, зато разработчики на все сто отыгрались в плане звука и музыки. Главных героев озвучили голливудские звезды второго эшелона (за Трейна связки напрягает американский рэппер с арабскими корнями Талиб Квели), а свои композиции саундтреку презентовали известные рэп- и хип-хоп исполнители.
Как упоминалось в самом начале рецензии, игра получилась крайне неоднозначной, поэтому порекомендовать ее к употреблению или, наоборот, отговаривать от знакомства не буду. Лучше ограничусь описанием чаш весов, на которые очень неравномерно рассыпалось содержимое DVD диска. В той, которая с жирным плюсом, оказались занимательная история, сдобренная шикарными стилизованными видеороликами, интересно обыгранное рисование граффити (в кои-то веки в экшене от третьего лица мы не должны в первую очередь размазать сотню-другую негодяев по асфальту, хотя и без этого также не обошлось), затягивающий геймплей, отличная коллекция треков и в целом довольно неплохо переданная атмосфера андеграундной молодежной субкультуры. Ну, а в миску с не менее жирным минусом свалились знакомые приставочные болячки, среди которых выделяются сохранения в чекпойнтах, долгая загрузка уровней, слабоватая графика и неудобное (в данном случае просто кошмарное) управление. Если вы предпочитаете в играх использовать геймппад, то можете накинуть к итоговой оценке лишний бал.
А ведь при должном усердии из Getting Up мог бы получиться настоящий хит. А не этакий притягательный своей экзотикой, но при этом чертовски колючий кактус. Что в результате перевесит, вкусный мешок пряников или вязнущая на губах горечь тлетворного влияния консолей - решите для себя сами.