Апокалипсис сегодня В середине апреля игровой мир был взбудоражен новостью о возрождении легендарного Fallout'а. И вот, пока игроки теряются в догадках, что из этого выйдет, компания "Mayhem Studios" предлагает окунуться в прелюбопытную историю войны между двумя весьма неожиданными противоборствующими сторонами. При этом вся атмосфера и геймплей Shadow Vault во многом навеяны те самым хитом, на века вписавшим свое имя в анналы игровой индустрии.
Неблагодарные потомки.
Это началось в 1958 году. Неизвестный космический корабль, возникший на околоземной орбите, стал бомбардировать крупные города. Ослепленные "холодной войной" извечные противники, обвинив друг друга в этой агрессии, даже и не заметили, как пустили в ход ядерное оружие, и в мгновение ока стерли в порошок наследия целых цивилизаций. За одну ночь население Земли уменьшилось на четыре миллиарда человек. Чужаки тем временем высадились на планету, и началось вторжение, с морями крови и безжалостными зачистками. Пришлые добивали всех, кто умудрился уцелеть в этом аду, став полноправными хозяевами на изуродованной военным атомом планете.
Как оказалось позже, правда о пришельцах была столь нереальной, что и в голове не укладывалась. На самом деле, это были не инопланетяне из далеких миров, а самые настоящие земляне, только из отдаленного будущего, прибывшие с самой что ни на есть благой целью предотвращения произошедшей ядерной войны. Вот только своим прибытием они эту войну и спровоцировали, потому что вместо мирных увещеваний и демонстраций ультимативных технологий будущего они решились на прямой вооруженный захват, чего гордые сверхдержавы вряд ли бы стерпели в любом случае. Оставим всевозможные пространственно-временные парадоксы на совести сценаристов и продолжим наше повествование.
Захватчики, именовавшие себя "Контингентом", не рассчитывали на длительную войну, и, даже несмотря на свое навороченное оружие, начали потихоньку выдыхаться и делать ошибки. Выжившие в подземных бункерах люди понемногу стали сплачиваться, формировать штурмовые отряды и устраивать диверсии против оккупантов. Так возник Альянс. Организованное партизанское движение совершало налеты и громило трудовые лагеря, колонии и фабрики киборгов из будущего. В ответ те устраивали карательные акции и плодили на своих производствах армии бездушных роботов-убийц, запустили даже сверхсекретный проект по созданию андроидов нового типа, "Сорвиголова", который должен был поставить точку в вопросе нехватки на передовой боевых командиров. Эх, не ведали наглые путешественники из будущего, чем для них в итоге обернется этот уникальный проект...
Дежа вю.
Выглядит "Shadow Vault" вполне узнаваемо: по изометрическим задникам разрушенных войной и запустением городов, железнодорожных отстойников, водонапорных станций и т.п. бродят спрайтовые персонажи. В принципе, тот же Fallout, только, так сказать, на современном витке развития технологий. Качественную статичную картинку здорово оживляют многочисленные анимации: деревья лениво покачивают кронами, на ветру раскачиваются зацепившиеся за ветки парашюты, работают насосы, из протекших емкостей льется какая-то жидкость, ворочают антеннами радары, полощутся флаги... А иногда здесь идет дождь (надеемся, не радиоактивный), и на фоне этого, проржавевшего до самого основания мира, становится совсем тоскливо. Добавьте сюда еще мелодичные и протяжные "космические" композиции, настраивающие на медитационный лад, и получится полный комплект. В общем, атмосфера удалась, и это не может не радовать.
Как уже упоминалось выше, одиночная кампания состоит из четко прописанных миссий (всего два десятка), в каждой из которых вы должны выполнить определенные задания, то бишь квесты. Все они скрупулезно записываются в журнал, где также можно прочитать основные ЦУ и вообще все переговоры, которые велись членами отряда. И если часть из квестов можно благополучно провалить, скажем, не успеть спасти заложника или не добить вражеский отряд, то с невыполнением ряда ключевых (гибель командира, провал обороны важного объекта), миссию в срочном порядке придется переигрывать. Иногда еще разрешается выбрать, кого из подопечных вы хотите перетащить в следующую миссию. Главных героев в игре несколько, и от сценария к сценарию вам будут выдавать давать побегать то за генерала Дро, то за майора Зузку. И тот, и другой представляют лидеров Альянса. Собственно, за этот самый Альянс вы и проходите всю кампанию.
Команда.
В вашем подчинении, в зависимости от сценария, может оказаться более десятка бойцов, каждого из которых нужно всячески холить и лелеять. Например, отслеживать постоянное пополнение уровня снаряжения (т.е. боеприпасов), которое имеет несчастье постоянно заканчиваться. Пополнить боезапас можно либо в зданиях города, естественно, не бесплатно, либо прямо на поле боя, обшаривая трупы, или при осмотре всяких бульдозеров или машин. Или же при помощи такого важного юнита как "разносчик", у которого это является главной и основной обязанностью. Шустрый паренек носится с вещмешком от одного партизана к другому и снабжает каждого из них несколькими очками снаряжения. Почему все-таки снаряжением, а не, скажем, патронами, пулеметными лентами или бомбами? Дело в том, что оно может расходоваться при стрельбе из любого оружия, то есть универсально и подходит сразу ко всему. Не вполне логично, но заметно упрощает жизнь.
Управление осуществляется каждым бойцом отдельно, хотя собак или роботов можно компоновать в отряды по трое или добавлять к другим персонажам. Марш-броски по карте и бои протекают в пошаговом режиме (переключение в боевой режим и обратно отсутствует), то есть сначала нужно переместить всех персонажей, пострелять или активировать специальные способности, а потом надавить кнопочку конца хода. Во время боя полностью отстреливается одна сторона, а потом управление переходит к другой. Но это все на открытой местности, помимо этого здесь порой случаются побоища и в зданиях, в которых вы уже лишены каких бы то ни было тактических хитростей и маневров. Там все уже заранее стоят на своих местах, друг напротив друга, можете просто выбрать, кого из защищающихся атаковать, и посмотреть, что же из этого выйдет. При стрельбе показывается радиус зоны поражения, поэтому разрешается провести выстрел, кинуть боевую или ослепляющую гранату только в пределах отмеченного зеленого кружка. В процессе перемещения и стрельбы воины расходуют "action points", поэтому оббежать за один ход всю карту не получится. Как и в аналогичных пошаговых стратегиях, приходится постоянно прикидывать и рассчитывать, хватит ли очков, скажем, еще и на выстрел, если подбежать вон к той крысе в углу, или, может быть, лучше это будет сделать на следующем ходу.
Ваши вояки, в лучших традициях, имеют несколько специализаций (следопыт, техник, снайпер, солдат, медик) и в зависимости от этого наделены особыми
способностями (увеличить зону видимости или скорость, произнести устрашающий
боевой клич, всего несколько десятков), которые можно активировать в процессе боя. Они показываются круглыми иконками в левом нижнем углу, над мини-картой. Часть из них действует один ход, но некоторых хватает на большее. Так, техник может соорудить эффективный защитный пулемет, который всего за один выстрел способен превратить в решето практически любого робота или киборга. Следопыт - специалист по разведке, медик восстанавливает здоровье, а бойцы со штурмовыми винтовками точнее и дальше всех стреляют. Основное оружие уже изначально всем дадено, и поменять его на иное не получится. Разве что, раздобыть что-то дополнительное вроде ножа или бомбы, которую можно использовать только в строго определенных местах. Все это вы можете прикупить в магазинах города, приторговывающих снаряжением (бронежилет, шлем) и дополнительными навыками (например, "тренировку" и "обучение выживанию" для солдат, "боевое обучение животных" для собак). В качестве денег выступают очки престижа, которые вы получаете за боевые заслуги и за успешное выполнение квестов. Вот этими самыми очками и приходится расплачиваться за все покупки. RPG-составляющая присутствует, но в невеликих размерах. Автоматически повышаются уровни, причем не выше, чем это запланировано для каждой миссии, сами собой растут показатели. Их тут менее десятка - это и очки ущерба и действия, уровень снаряжения, сосредоточенность (если будет низкой, то стрельба потеряет свою эффективность), регенерация, дальность обзора, сила атаки, контратаки и защиты.
Шах и мат.
На интеллект противников грех жаловаться. Киборги, терминаторы и прочие робокопы, словно сошедшие с экрана какого-нибудь научно-фантастического боевика, очень толково кидаются гранатами, сначала выносят пушки, а потом пытаются завалить отцов-командиров или других обязательных человечков, без которых миссия тут же бесславно и закончится. Критических ошибок в их поведении замечено не было, поэтому от миссии к миссии воевать становится все интереснее, а бой порой больше напоминает сложную шахматную партию. Одно неверное движение - и вы можете потерять "короля", зато один ловкий прорыв и вражеский "ферзь" будет бит. Наряду с пришельцами вас то и дело атакуют агрессивные представители местной фауны, скажем, крысы размером с собаку или ящерицы, плюющиеся желтой гадостью.
В заключение пару слов о мультиплейере, который позволяет повоевать на десяти представленных картах до четырех человек. Недостающих игроков заменяет компьютер. Вы можете быть просто в роли беспристрастного наблюдателя, глазеющего со стороны за битвой, или же встать на сторону членов Альянса - майора Зузки, генерала Дро, доктора Блэка, или террористов, либо бездушных головорезов из клана Контингента.
От других.
С первого взгляда "Shadow Vault" воспринимается как одна из вариаций на тему Fallout'а, но время все расставляет по своим местам. С каждой пройденной миссией и осваиванием местных боевых, управленческих и стратегических тонкостей игрушка засасывает в себя все глубже, и оторваться становится все сложнее. Обжигающее дыхание знаменитого предка ощущается все отчетливее и, в конце концов, интерфейс становится логическим продолжением вашей полководческой мысли. Неказистые с виду шероховатости испаряются подобно эфиру, и тогда уже начинаешь получать настоящее удовольствие от процесса, выбирая нужные тактики, прокладывая кратчайшие маршруты и используя преимущества специалистов, каждого в своей области, разумно расходуя боеприпасы. А посему всем поклонникам интересных и вдумчивых пошаговых тактических стратегий крайне рекомендуется обратить на эту новинку свое драгоценное внимание, не пожалеете.