Журналистское расследованиеПослушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Владимир Маяковский, "Послушайте!"
Как правило, все интересные игры делятся на две категории - те, что проходятся многократно и где удовольствие растягивается на многие месяцы, а то и годы, и те, что проходятся за два бессонных дня, оставляя после себя море эмоций, но второй раз уже никогда не запускаются. Первые, как правило, относятся к таким жанрам, как "стрелялки" и стратегии, где игрок с каждым разом не только оттачивает своё мастерство, но и соревнуется сам с собой ради лучшего результата, а вторые - это в основном приключения и игры с линейным сюжетом, где прохождение во второй и последующие разы ценится разве что с эстетической точки зрения и не несёт элементов новизны, не бросает играющему вызова.
Кроме вышеперечисленных игр иногда встречаются игры, в которые играют не ради результата, но ради самого процесса, и даже если игра так и остаётся не пройденной, едва ли найдётся игрок, который обвинит в своей неудаче разработчиков, создавших непреодолимые препятствия на пути к победе, что согласитесь, встречается довольно редко. К последней категории можно смело отнести нашего сегодняшнего гостя -"Вне добра и зла" ("Beyond Good and Evil"), ставшую последним ярким открытием на и без того усыпанном звёздами игровом небе уходящего года.
Скотный двор будущего
Игра была впервые показана на выставке E3 в Лос-Анджелесе и не произвела особенного фурора во многом благодаря тому, что к этому времени полностью не был закончен ни один уровень, а также из-за своей мультипликационной графики. В итоге большинство потенциальных игроков прошло мимо, решив, что игра ориентирована на аудиторию начальной школы. Да и могли ли они думать иначе, при условии, что главный вдохновителем проекта являлся создатель известной серии "Rayman", выполненной в стиле детской аркады. В итоге, до выхода демо-версии мир был в неведении того, что Мишель Анхель (Michel Ancel) и его команда готовит не просто сюрприз, а настоящий шедевр игрового искусства. Но обо всём по порядку.
Прежде всего, несколько слов об истории, рассказанной в игре, ибо она получилась на редкость динамичной и увлекательной, способной с лёгкостью перекочевать на экраны кинотеатров. На дворе - год 2243 (возможно от Рождества Христова, хотя у меня имеются на этот счёт сомнения), небольшая планета Хиллиз (Hillys) переживает свои не лучшие времена, так как находится на военном положении и подвергается частым атакам со стороны пришельцев, известных как Домзы (DomZ). Как это часто случается на войне, в ней больше всего страдают не солдаты, а обыкновенные мирные жители и, прежде всего, дети, лишившиеся не только нормального детства и безопасного жилища, но и родителей.
К тому моменту, как вы включаетесь в игру, война уже продолжается больше двадцати лет, и юная героиня Джейд (Jade) за свою жизнь так и не видела ни одного мирного дня. Лишившаяся в младенчестве родителей Джейд выросла под покровительством своего дяди Пейджа (Pey'j) - обычное дело. Смущает только то, что Пейдж - это самый настоящий хряк, да к тому же и пилот космических кораблей! Видимо, сбылось предсказание Оруэлла, и лозунг "Свободу попугаям" перестал быть просто манифестом всех униженных и оскорблённых четвероногих и пернатых существ. Как бы то ни было, но на планете животные имеют такой же статус, как и люди, и говорят на вполне узнаваемом языке.
В свои двадцать лет Джейд зарабатывает на хлеб себе и нескольким сиротам помладше, работая фотографом в местной газете. Почти все заработанные деньги идут на оплату услуг компании, поставляющей энергию для защитного поля, окружающего дом Джейд (в качестве которого служит маяк) и служащего единственным способом защиты от нападений пришельцев.
Так бы и жила Джейд, перебиваясь от случая к случаю редкими заказами и пытаясь в одиночку вырастить и накормить горстку малышей, если бы однажды во время очередного вражеского налёта не отказало бы защитное поле, и девушке не пришлось бы вступить в рукопашную с пришельцами. К своему удивлению, Джейд без труда победила пришельцев, а прибывшие с большим опозданием на подмогу бойцы группы Альфа (Alpha Sections) вызвали у девушки не только приступ праведного гнева, но и серьёзные подозрения насчет их непричастности к произошедшему.
После этого с Джейд начинают происходить странные вещи, и очень скоро она оказывается в баре "Akuda", где собираются представители повстанческой организации "IRIS". Они помогают Джейд по-новому взглянуть на происходящее на планете, а также предлагают работу фоторепортёра. Недолго думая, Джейд соглашается, тем более что деньги за работу платят приличные, а маяку позарез нужна энергия для защитного поля. Первое же задание убеждает Джейд в том, что её дело правое, и, возможно, с помощью её репортажей, мир, наконец, узнает всю правду и войне придёт конец.
В компании своего дяди и агента "Эйч Эйч" ("Double H") Джейд предстоит посетить секретную фабрику по производству биомеханоидов на основе человеческих тел, базу подразделения Альфа, а также лунный штаб пришельцев, готовящих чудовищный план по превращению жителей планеты в своих рабов. Победа, равно как и неудача этого непростого и рискованного предприятия по спасению мира, как всегда только на вашей совести.
Красная книга или Почём Selachomorpha Sapiens
Хотя игра начинается довольно сумбурно, и вы сразу же попадаете в гущу событий, где приходится усиленно отбиваться от врагов, стуча по всем клавишам, чтобы найти нужную для атаки, затем повествование становится очень динамичным, и с каждым новым заданием вы будете влюбляться в эту игру всё больше.
Разработчики с самого начала предоставляют вам свободу перемещения: хотите - можете побегать по живописным окрестностям маяка, а можете с ветерком прокатиться в центр города или к зловещему Чёрному острову, благо, что катер уже ждёт вас в ангаре и всё, что вам осталось - это немного подзарядить его аккумуляторы. Прогулка позволяет не только освоиться с управлением, но и познакомиться с картой и подступами к основным местам, где будет проходить игра.
Как и любая игра, сделанная с уважением к игроку, "Вне добра и зла" начинается с обучающих миссий, но с одним отличием - они не стоят особняком к общему повествованию, а являются его частью. Конечно, догадаться, что вас обучают можно, но это делается очень ненавязчиво и легко.
Например, одна из удачных новаторских идей разработчиков, состоит в том, что по ходу игры Джейд должна фотографировать все встречающиеся на её пути виды животных для составления зоологического каталога планеты. Мало того, что процесс фотоохоты на животных сам по себе достаточно увлекателен, за каждый снимок на счёт Джейд переводится довольно ощутимая сумма, а особенно ценные экземпляры вообще могут стоить баснословную кучу денег. На деньги, переводимые на счёт в банке, Джейд может покупать различные полезные в хозяйстве вещи, например, энергию или роботов-ремонтников для своего катера, так что фотографировать придётся много.
Раз уж зашла речь о животных, то их всего 56 видов, от безобидных мушек-дрозофил до экзотических и кровожадных монстров. Поначалу фотографировать животных будет достаточно просто - увидел, поймал в фокус, нажал на кнопку, получил деньги, но чем дальше, тем сложнее будет находить новые виды и делать их снимки, одновременно и тем интереснее. Самые дорогие виды, как правило, самые кровожадные и встречаются в единственном экземпляре, который вам придётся убить, чтобы выжить, так что - сначала фотография на память, а потом на сафари! На более поздних этапах игры, вы сможете прикупить радар для поиска животных, и с его помощью отыскать "особо мудрого пескаря", но всё-таки лучше почаще бросать взгляд на укромные места, чужие аквариумы и даже на своих друзей, ведь не все они принадлежат к славному виду Homo sapiens.
Кроме животных в игре отдельной статьёй идут жемчужины, но не простые, а настоящие мутанты с голову величиной. Жемчуг - это единственная валюта, которую принимают в гараже Маммагоу (Mammago), где можно купить новые части для катера, а позже и двигатель для космического корабля. Носороги, содержащие гараж - самые настоящие растаманы, и, попадая к ним на базу, всё время ждёшь, что сейчас Джейд предложат косячок и под песню Боба Марли расскажут о том, где начинается радуга.
Главная по тарелочкам или Правнучка Джо Фишера
Несмотря на хорошо проработанную историю, "Вне добра и зла" всё же относится к жанру "экшн", и кроме решения загадок и приобретения опыта, вам придётся довольно часто вступать в рукопашную и сражаться с монстрами и боссами.
Врагов в игре огромное количество - на любой вкус и цвет, от зловредных растений, готовых заглотить вас вместе с ботинками до механических чудовищ, убить которых можно, только толкнув в силовое поле, находящееся под напряжением в тысячи вольт. В борьбе против всех этих тварей вы можете полагаться только на палку, а на более поздних этапах игры - на ручное устройство, стреляющее дисками. Правда, диски - оружие несерьёзное, и убить ими вряд ли кого сможете, но зато они бесценны при стрельбе из-за угла по уязвимым местам противника, например, по баллону с кислородом или в глаз очередной рептилии. Диски также незаменимы при решении загадок, где требуется нажать на кнопку, находящуюся в другом конце зала, и при поворачивании или сбивании предметов, до которых вы не можете дотянуться. Во всех остальных случаях всё будет зависеть только от вас и вашего умения махать палкой и исполнять сальто-мортале.
В некоторых битвах вам будут помогать ваши компаньоны, но, как правило, вам придётся нажимать кнопку атаки за них, что несколько неудобно, так как всё внимание приковано к противнику перед вами, и времени следить за ситуацией на фронте вашего друга просто не остаётся. Между тем, искусственный интеллект противников и ваших друзей на довольно приличном уровне и в большинстве случаев они будут действовать адекватно ситуации, так что не ждите особенных поблажек и просчётов со стороны врагов. Друзья, правда, иногда имеют обыкновение где-нибудь задумчиво остановиться и уставиться в одну точку, тогда вам придётся вернуться за ними и дать тумака, но это случается довольно редко, и из состояния комы они выходят достаточно быстро.
Что касается стратегии игры, то тут вы вольны действовать на своё усмотрение, так как в игровой процесс включены элементы нынче модного "скрытного" ведения боевых действий. Конечно, есть места, где без убийства вы не обойдётесь, но есть и такие уровни, где вполне можно незаметно прошмыгнуть мимо противников, не вступая с ними в ближний бой. Широко используются тени и тёмные углы, где вас не видит охрана, а также перемещение "по стеночке" и перебежки на корточках. По крайней мере, один уровень проходится полностью без единого выстрела, и на нём испытывается не только умение владеть телом Джейд и навыки ниндзя, но и ваша нервная система.
Формула один на воздушной подушке или Мини-игры
Мир "Вне добра и зла" очень разнообразен и за время игры вы примите участие во многих мини-играх, причём участие в некоторых не только поощряется, но и обязательно для успешного прохождения игры. Например, участие в местных гонках катеров на воздушной подушке - и просто способ заработать хорошие деньги, а также единственный способ попасть на базу противника, свернув в подходящий момент с трассы соревнований.
Кроме гонок, вас ожидает игра в напёрстки, игра на меткость и даже поиски потерянных жемчужин в кратере потухшего вулкана. Но и это ещё не всё, ибо на карте планеты множество необозначенных входов в секретные пещеры и на скрытые уровни, не относящихся к общему ходу приключения, но по прохождению которых вы можете получить ощутимую прибавку к счёту в банке или пару-тройку жемчужин.
Загадки в игре достаточно простые, что, впрочем, не избавит вас от нескольких минут, а то и часов размышлений над какой-нибудь заморочкой, и вместе с тем это не квест, и решение, как правило, лежит где-то на поверхности. Очень часто для решения текущих проблем достаточно повнимательнее осмотреть окрестности на предмет скрытых кнопок, лазов или попытаться толкнуть плечом какой-нибудь ящик или решётку. Встречаются задания на время, но они достаточно простые и проходятся раза со второго-третьего. Ближе к концу игры есть несколько заданий с линзами, но и тут без откровений - курса оптики за среднюю школу вполне достаточно. Особенное место в игре занимает ввод кодов, и тут вы должны точно знать, как пользоваться инвентарём, чтобы не запутаться в цифрах и буквах. Обратите внимание на шрифты, лучше сразу разобраться в местном алфавите, чтобы потом не пришлось вырывать седины, ломая голову над тем, что обозначает та или иная буква в коде.
Графика и музыка
Отношение к графике игры постепенно меняется от просто хорошего до восторженных вздохов. Поначалу игра производит впечатление красивого трёхмерного мультфильма, но это до того момента, как Джейд попадает в город, где у вас сначала перехватывает дыхание, а затем вы начинаете с удивлением и восторгом осматривать окружающие красоты. Сказать, что игра сделана красиво - это не сказать ничего, она великолепно прорисована, и все сцены просчитываются налету. Помимо эффектного пейзажа, в игре меняется время суток - заходит и встаёт солнце, появляются звёзды, которые можно рассмотреть через видоискатель фотоаппарата. Единственное, что мне так и не удалось увидеть - это осадки, но будем считать, что не повезло с погодой.
И всё же игра поражает не красотой пейзажа и не закатом солнца, а исполнением водных поверхностей. Такой воды вы ещё не видели! Не знаю, как это удалось разработчикам, но вода в игре выглядит так натурально, что её практически не отличить от настоящей, не говоря уже об отражениях, которые выполнены не только с соблюдением законов физики, но и меняются в зависимости от освещения и волн.
Работа камеры выполнена в лучших традициях приставочных игр и проблем с обзором происходящего у вас не будет. Кроме того, в игре есть опция замедления времени, но, в отличие от знаменитого "bullet time", она включается не по-вашему желанию, а, например, при определённых ударах или моментах, где разработчики намеренно хотели посмаковать ту или иную сцену, показав вам все прелести и подробности спецэффектов. Особенно запоминается уровень, где Джейд удирает от врагов по крышам, а-ля "Матрица", где вас ждёт необычная и красивая концовка - настоящая кульминация любого приключенческого фильма.
Игровые пространства огромны и очередная часть уровня подгружается сравнительно быстро при соблюдении рекомендуемых требований, которые достаточно высокие, а с карточкой ниже класса GeForce 3 лучше даже не пробовать запускать игру - удовольствие ниже среднего.
Ещё до выхода в свет игра страдала некорректной работой на процессорах ниже класса "Pentium III" и его эквивалентов с технологией SSE. С выходом игры проблема осталась, но недавно вышла первая заплатка, так что если у вас процессор послабее, не забудьте перед запуском поставить обновление.
Музыкальное оформление игры не уступает графическому - то есть на высоте. Особенно удались музыкальные темы и песня "Propaganda", которая звучит не только в игре, но и при установке, так что напевать вы её будете в любом случае. Музыкальные темы сильны и с точки зрения исполнения и эмоционально, так как создают соответственное настроение в текущий момент игры. Благодаря музыке за кадром можно почувствовать настроение героев и даже посочувствовать им, что, согласитесь, редкость для игр.
Голоса героев также на высоте, по крайней мере, их английский вариант (игра вышла на шести языках сразу). Диалогов в игре достаточно много, и они полны юмора, хотя встречаются и такие, где можно и пустить слезу и пошмыгать носом, переживая за героя. Единственная проблема - это несовпадение мимики и речи говорящего, иногда губы отстают или, наоборот, обгоняют текст.
Вердикт
Вне сомнения, "Вне добра и зла" - один из кандидатов на звание лучшей игры в своём жанре этого года. Игра имеет в своей основе не только великолепную и увлекательную историю, но и блестяще исполнена, как графически, так и музыкально. Разработчиками проделана титаническая работа, и вы не будете разочарованы. Едва ли пройдя первый уровень, вы сможете оторваться от игры, но учтите, что игра не короткая и занимает от десяти до пятнадцати часов чистого игрового времени, что эквивалентно нескольким дням игры с перерывами на сон, отдых и приём пищи.
Настоятельно рекомендую игрушку всем, кто любит хорошие игры, и хочет на несколько дней убежать от реальности в мир, где добро, в конце концов, обязательно победит зло, а любовь победит смерть.
P.S. Дождитесь конца титров по окончанию игры. Продолжение следует...