Ветераны виртуальной авиации, разумеется, помнят Microprose'овский The Pacific Air War - едва ли не единственный авиасимулятор Второй Мировой, действие которого разворачивается на тихоокеанском театре военных действий. И вот, наконец, на подходе современная игра на ту же тему, только уже не от Microprose, а от Microsoft. Собственно, этого следовало ожидать - если за Microsoft Flight Simulator (MFS)'98 последовала военная версия Combat Flight Simulator (MCFS), то неудивительно, что за MFS 2000 следует MCFS 2. Достаточно неожиданен разве что выбор войны с японцами вместо уже привычной (хотя не скажу, что надоевшей) войны с немцами.
Вообще-то не совсем понятно, почему тихоокеанская кампания, продолжавшаяся почти 4 года (с 7 декабря 1941 по 2 сентября 1945), охватившая огромные территории (в начале 1942 существовала реальная опасность высадки японцев в Австралии), продемонстрировавшая, наконец, столь необычные методы ведения воздушной войны, как использование камикадзе и атомные бомбардировки - до сих пор оставалась практически вне внимания разработчиков авиасимуляторов. Мы не задаемся подобными вопросами относительно Великой Отечественной - понятно, что американским фирмам интереснее описывать победы собственной страны, чем каких-то русских. Однако на Тихом океане, в отличие от европейского театра, именно Соединенные Штаты (вкупе, разумеется, со своим врагом - Японией) играли ключевую роль. Можно сказать, что там, где меняются местами понятия востока и запада, поменялись местами и роли двух сверхдержав - в ходе тихоокеанской войны именно США подверглись вероломному нападению в 1941 (Перл-Харбор), терпели поражения в 1941-42, переломили ход войны в 1943 и в 1944-45 вышли к границам противника, а СССР выступил в роли союзника, открывшего "второй фронт" ближе к концу войны (правда, совсем уже близко - 9 августа 1945, после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (строго говоря, в день последней), когда исход войны был уже решен).
Может быть, эта часть второй мировой обделена вниманием создателей симуляторов потому, что японская авиация не поднялась до высот, достигнутых американскими и европейскими конструкторами. В конце концов, камикадзе появились не от хорошей жизни. Вскоре, однако, мы сможем лично оценить качество японских самолетов - с точностью, разумеется, до физической модели игры, но она у Microsoft всегда была на высоте и, по всей видимости, будет и теперь. Это относится и к индивидуальным особенностям машин, и к высокодетализированной модели повреждений (где, наконец, можно будет отстрелить - так, чтобы это отобразилось - не только крыло целиком, но и отдельные управляющие поверхности; будут теперь отображаться также и дырки в корпусе); отдельно отслеживается течь горючего, масла, гидравлической жидкости; в зависимости от того, что именно поражено, из пробоины может валить черный дым или белый пар, и т.п. Вот только интересно, не будет ли вновь перегиба, как в прошлой игре, где ваш самолет, изрешеченный многими очередями и получивший повреждения почти всех систем, все-таки, хотя и с проблемами, продолжал лететь?
Итак, в игре будут представлены следующие доступные игроку самолеты: японские - Mitsubishi A6M2 "Zero", Mitsubishi A6M5 "Zero", Kawanishi N1K2-J "George"; американские - Grumman F4F-4 Wilcat, Vought F4U-1A Corsair, Grumman F6F-3 Hellcat, Lockheed P-38F Lightning. Как видим, кроме старого знакомого P-38 (и то более знакомого в модификации J), все остальные машины, в том числе и западные - совершенно новые (если сравнивать с симуляторами последних двух лет).
Помимо 7 управляемых игроков, будет также 11 управляемых только AI самолетов: Nakajima Ki-43-IIb "Oscar" Nakajima B5N2 "Kate", Aichi D3A1 "Val", Mitsubishi G4M2 "Betty", Bell P-39D Aircobra (знаком игравшим в Luftwaffe Commander), Douglas SBD-2 Dauntless, Douglas TBD-1 Devastator, Grumman TBF-1 Avenger, Douglas C-47 Skytrain, North American B-25D Mitchell, Consolidated B-24D Liberator.
Вынужден разочаровать вас: ни камикадзе, ни атомных бомб в игре не будет. Если верить разработчикам, виною тому самое идиотское американское изобретение ХХ века - "политкорректность". Похоже, что если мы позаимствовали худшее, что было у американцев - порнографию, низкопробные мордобойные боевики и т.п., то они позаимствовали у нас худшие наши достижения: политическую цензуру и ретуширование истории. Впрочем, представитель компании оговаривается, что с помощью редактора миссий игроки смогут сами смоделировать недостающее (ну, атомный взрыв, ясное дело, не смоделируешь, тут специальные навороты движка нужны, но камикадзе - можно).
Редактор планируется поставлять с игрой действительно мощный - по сути, тот же, какой используют сами разработчики; он позволяет создавать местность, выстраивая целые города (в том числе и европейские - имеются уже готовые знаменитые сооружения, такие как лондонский Тауэр или Рейхстаг), задавать пути следования кораблей и наземной техники (которые, правда, не умеют воевать друг с другом), ну и, главное, модифицировать самолеты (а также импортировать их из MCFS и MFS 2000, оснащая последние оружием - представляете, как круто отправиться в воздушный бой на "Конкорде"?)
Структура кампаний (их будет, судя по всему, две, по одной за каждую сторону, общим объемом в 120 миссий) теперь будет хотя и не динамической, но не линейной. То есть - с ветвлениями. Переписать историю вам не дадут, но ваша личный боевой путь и карьера могут варьироваться весьма сильно - от сбора всех возможных наград и званий до разжалования и увольнения из рядов ВВС (интересно, а расстрелять могут? В Red Baron II, помнится, и повесить могли). Предполагается также, что переход от миссии к миссии будет оформлен в виде комиксов (ну, это они, положим, у Wings of Destiny переперли). Если вы не любите длинных кампаний, то можете начать игру не с первой миссии, а поближе к концу - всего таких точек входа 10. Такой важный атрибут нелинейной кампании, как перманентные разрушения, однако, отсутствует; его эмулируют с помощью редактора (то бишь если задача миссии была - разбомбить некий объект, то в той миссии, куда вы попадаете после успешного выполнения этой, он будет нарисован разбомбленным), но понятно, что гибкости и интерактивности это не обеспечивает.
Кроме того, поскольку театр военных действий у нас на сей раз морской, сбудется моя давняя мечта - поупражняться в посадках на авианосец Второй Мировой на соответствующем же самолете. Авианосцев будет четыре - пара американских (Essex и Enterprise) и пара японских (Junyo и Hiryu). И, между прочим, палуба у них будет качаться в зависимости от волнения на море! В игре будет немало и других кораблей, поменьше, но тоже достаточно детально смоделированных на основании реальных прототипов.
В полетах над океаном особенно важна навигация. Microsoft обещает, наконец, сделать нормальную карту вместо того убожества, что было в первой игре. На карте, дублирующей ту, которую вам показывают во время брифинга, будет отмечен весь курс с waypoint'ами, ваше текущее положение и даже события, случившиеся за время миссии.
Еще один исправленный Глюк с большой буквы - полное отсутствие взаимодействия со своими в прошлой игре. Теперь такое взаимодействие будет, и на неплохом уровне - вы сможете отдавать приказы, как отдельным самолетам, так и парам. Соответственно говорится и об улучшении AI.
Движок, как нетрудно догадаться, восходит к MFS 2000, однако тоже подвергся изменениям к лучшему, в частности, стал шустрее, особенно в отрисовке местности (самолеты, как выше уже упоминалось, тоже будут отрисованы более качественно, особенно по части повреждений). Вообще, что касается местности, то нам в очередной раз обещают, наконец, сделать ее классной - хотя мне надоело уже повторять эти обещания "мелкомягких" в каждом preview, а потом в review с грустью констатировать, что нам опять подсунули разрисованные крупные плоскости вместо рельефа. Ну, может, хоть на этот раз у них получится... тем паче что, раз корабль на волнах качается, то и волны, наконец, динамические должны быть! Как водится, обещают также реальную географию - ну, с этим они обычно справляются. В числе погодных эффектов будут дождь и туман.
Многопользовательский режим, конечно, будет - до 8 игроков для Интернета (на Microsoft'овском сервисе zone.com), для локальной сети, и пара для прямой модемной связи. Кооперативная сетевая игра, однако, не планируется - "ждите MCFS 3", говорят в Microsoft.