Третье пришествие Долгих четыре года поклонники Формулы-1 ждали этого момента - выхода следующей версии Microprose Grand Prix. Четыре года они оставались верны своему божеству, не поддаваясь на соблазны новоявленных "убийц" GP2, которых промелькнуло за это время бессчетное количество. Справедливости ради стоит заметить, что не все претенденты на престол остались незамеченными, Monaco Grand Prix от Ubisoft оказался очень неплох, да и последний F1 World Grand Prix от Eidos Interactive мог рассчитывать на успех, если бы 28 июля сего года не произошло самое знаменательное событие за последние четыре года в жанре симуляторов Формулы-1. Именно в этот день начались продажи Grand Prix 3 от Microprose. Началась новая эра в истории Формулы-1, установлен новый рубеж.
Возможно, не все ожидания поклонников GP2 нашли реализацию в GP3, но как минимум 90% реализованы. И что самое главное - новая версия сохранила дух и очарование своей предшественницы. Даже все меню выдержаны в стиле GP2, что лично у меня вызвало бурю восторга. Таким образом, обеспечен безболезненный переход на новую версию даже для самых консервативных поклонников GP2, которым не придется переучиваться или искать любые опции и настройки в незнакомых меню, как это часто бывает при смене версии игры.
Но, пожалуй, пора рассказать о том, что же такое Grand Prix 3. Это будет полезно и гонщикам со стажем, и тем, кто только сейчас открывает для себя мир симуляторов Формулы 1. Итак, игра представляет реальные команды (за исключение Жака Вильнева, который не дал своего согласия на присутствие своего имени в игре, вместо него в паре с Френтценом ездит некто Джон Ньюхауз), трассы и гонки чемпионата мира сезона 1998-го года. Достоверность оных подтверждена лицензией Formula One Administration Ltd.
Три режима игры - Quick Race (Быстрая гонка), Non-Championship Race (Гран-При) и Championship Season (Чемпионат). Пять уровней сложности, подобранные и сбалансированные так, чтобы игроку с любым уровнем подготовки было интересно играть. Усложнить правила игры, можно регулируя Driving Aids (помощь в вождении), которая имеет восемь подразделов, знакомых поклонникам GP2 - Auto Brakes (автоматическое торможение), Auto Gears (автоматическая коробка передач), Self-correcting Spin (автоматическое коррекция вращения - позиционирование болида в нужном направлении), Indestructible (отсутствие повреждений), Ideal Line (линия идеальной траектории), Suggested Gear (подсказка нужной передачи), Throttle help и Steering help.
Виртуальный кокпит стал еще более виртуальным, руль обрел способность поворачиваться, но этим сегодня уже не удивить, тем более что руки у пилота отсутствуют. Интересная особенность кокпита - лампочки, дублирующие работу маршальских флагов.
Болиды и трассы выглядят одинаково великолепно как при наличии видеоакселератора, так и в его отсутствие. Но и в том и в другом случае желательно наличие мощного процессора. Официальные требования к компьютеру, указанные разработчиками, являются реальными и ничуть не завышены. Для того чтобы играть и получать от этого удовольствие, нужно иметь хороший компьютер, чем мощнее компьютер, тем лучше будет выглядеть игра.
Разработчики утверждают, что GP3 построен на полностью переработанной системе симуляции. И в этом не возникает сомнений. Физика движения болида отражает особенности технических требований FIA к болиду и покрышкам с четырьмя канавками. Это заметно по изменившемуся поведению болида в знакомых до автоматизма поворотах. Помимо этого изменена и улучшена и до того неплохая модель повреждений.
Значительно улучшена работа камер, расположенных на болиде и вдоль трассы. Отдельной похвалы заслуживает работа виртуального режиссера в режиме телевизионной трансляции - практически все острые моменты гонки находят отражение во время репортажа, будь то обгоны, вылеты или борьба за место. Единственный недостаток присущ данному режиму - "режиссер" уделяет слишком много внимания эвакуации болида с трассы.
Введение в GP3 погодных условий внесло в игру дополнительную интригу, особенно том в случае, когда дождь начинается или заканчивается по ходу гонки. В этот момент болиды начинают заезжать на пит-лейн для замены резины с сухой на дождевую, или наоборот. В такой ситуации окончательный выбор остается за игроком - поступать как все или, рискнув, выиграть или проиграть все. Управлять болидом на мокром асфальте значительно сложнее, даже на дождевой резине, не говоря уже о сухой. Это что касается сути нововведения, но ведь еще есть эстетическая сторона - погодные условия выглядят великолепно, особенно в периоды затихания дождя, когда в мокром асфальте начинают отражаться болиды и здания. Правда, не обошлось без курьеза - даже в самый разгар ливня у всех объектов (болиды, маршалы, деревья, рельсы ограждения) есть тень, будто светит яркое солнце.
Одним из наиболее ожидаемых, помимо погодных условий, нововведений в GP3 является поддержка игры по локальной сети. До шести игроков, вернее компьютеров, так старая добрая попеременная игра на одном компьютере все еще присутствует в GP3, одновременно могут участвовать в гонке. Теоретически есть возможность отдать всех 22-х пилотов под управление человека, но это требует очень мощных компьютеров, поэтому реальное число игроков по сети ограничено шестью.
Механики и маршалы практически без изменений перешли из GP2 в GP3. Они, хотя и приобрели фотографическую внешность по-прежнему остались плоскими. Это немного дисгармонирует с трехмерными болидами. При этом, честно говоря, я ожидал движущихся механиков, а не вырезанных из фанеры. Но пит-стопы случаются не на каждом кругу, так что пару минут из двухчасовой гонки можно и потерпеть. Болиды других команд, находящиеся на пит-стопе, выглядят повисшими в воздухе. Пожалуй, пит-лейн является самым слабым местом GP3 в графическом плане.
Играя в GP3, я понял, что испытывал Култхард, вынужденный терять время, уткнувшись в "кругового". В отличие от GP2, где они практически сразу освобождали траекторию, пусть и не в самых удачных местах, теперь "круговые" не слишком охотно уступают дорогу и очень часто сопротивляются до последнего, будто участвуют в борьбе за место. Нужно сказать, что AI вообще ведет себя более агрессивно, но это только улучшает процесс игры, особенно в том случае, когда нет возможности играть по сети.
Подводя итог, повторю, что Grand Prix 3 - это новая эпоха в симуляторах Формулы-1. Он не потерял все лучшее, что было в GP2, и пополнился новыми элементами, важнейшим из которых являются погодные условия. В результате получился продукт наиболее полно и точно описывающий гонки Формулы-1. Конечно, жаль, что отсутствуют 107%, "Stop and Go", но это не слишком существенный недостаток, чтобы он повлиял на рейтинг GP3.