Легенды и мифы Древней Греции Раньше и небо было более синее, и трава зеленее, и боги обращали больше внимания на дела людей. Да что там обращали внимание, они просто спускались на землю и принимали участие в делах смертных. Хорошее было время, любая молитва была услышана, на любое жертвоприношение обращалось внимание. Да оно и понятно - и людей было мало, и богов было много. Но не стоит грустить о прошедшем. Impressions Games, создатели великолепной серии Caesar и Pharaoh предлагают отправиться в Древнюю Грецию и взглянуть на историю и мифы этой страны изнутри.
Первое, на что обращаешь внимание, начиная играть в Zeus: Master of Olympus - это более мультяшная графика и упрощенный интерфейс. Такое впечатление, что камера, которая в предыдущих играх парила довольно высоко над городом, спустилась ниже, чтобы можно было разглядеть лица людей. Но это, к сожалению, лишь впечатление - лиц все равно не видно. Зато усилилось ощущение сопричастности. Дома, которые раньше имели минимальный дискрет одну клетку, а строить их приходилось блоками 2х2, теперь изначально имеют такой размер. Плюс к этому появились элитные дома, которые имеют размер 4х4 и строятся только в престижных районах. Оставив проверенные временем решения, разработчики добавили массу новых вещей, что-то убрали, что-то изменили.
Исчезли зоны контроля (или охвата, кому как нравится) различными службами. Больше нет необходимости пытаться строить дома на пересечении таких зон. В Zeus работники служб обеспечения сами приходят (вернее, проходят мимо) в каждый дом, были бы дороги и не слишком запутанный маршрут следования. Вообще, Древняя Греция придерживается принципа "все для блага человека" - воду и еду разносят прямо на дом, поэтому фонтаны и рынки можно строить на некотором отдалении от жилищ. О большем погружении в жизнь создаваемого города говорит и видоизменение рынка. Теперь это не абстрактный рынок, на котором продают неизвестно что, а рыночная площадь, заполнение которой торговыми павильонами зависит от играющего. Можно сразу построить все павильоны (например, продовольственный, винный или оружейный), а можно достраивать павильоны по мере необходимости. Существует два вида рыночных площадей - обычная (на три павильона) и большая (на восемь). На одной площади может быть только один павильон одного вида. Обычным домам, которые со временем трансформируются в красивые Residence, для безбедного существования достаточно всего трех продуктов (пища, овечья шерсть и оливковое масло). Большие рынки призваны обеспечивать потребности жителей элитных районов, которым для счастья нужно гораздо больше. Это и оружие, и вино, и лошади и еще многое другое. Зато из "новых греков" формируются элитные воинские подразделения.
Еще одной интересной особенностью Древней Греции является воинская служба по требованию. Более нет необходимости строить казармы для размещения войск. В мирное время солдаты живут дома и занимаются своими делами (пашут, сеют, создают произведения искусства и т.д.), но в случае необходимости они встают "под ружье". С одной стороны это высвобождает людские ресурсы на нужды народного хозяйства, а с другой у города всегда есть защитники, количество которых прямо пропорционально числу жителей. Правда, приходится констатировать, что ополчение не может конкурировать с регулярной армией, так как из жителей обычных домов получаются лишь метатели пращи, поэтому и нужны элитные дома, жители которых в случае надобности формируют кавалерию и мечников. К счастью, война хоть и является неотъемлемой частью жизни Древнего мира, но абсолютно не обязательной его частью. При нападении врагов, с ними всегда можно договориться и заплатить выкуп, особенно если на текущий момент не готовы оборонительные сооружения и нет армии. Это отрицательно скажется на вашей репутации, важной в торговых делах, зато спасет от разрушения и разграбления ваш город. А с обидчиком можно будет разобраться позже - собрать мощную армию и захватить его город. Важно не кто выигрывает отдельную битву, а кто побеждает в войне.
Самым интересным новшеством является участие богов, героев и монстров в жизни городов. Если раньше боги были какой-то безликой силой, время от времени вмешивающейся в судьбу города, то теперь они являются лично чтобы проявить свою благосклонность или наказать тех, кто уделяет им мало внимания. И это притом, что больше нет ни возможности, ни необходимости строить часовни и храмы. Единственным религиозным зданием, доступным для возведения в городе является святилище (Sanctuary), где рассерженный бог может обрести покой и счастье. Бог, находящийся в дурном расположении духа, вполне может наслать на город чудовище, справиться с которым под силу лишь герою. Я попробовал победить гидру двумя подразделениями пращников. Бессмысленная трата времени, а что более существенно, жизней жителей города. Для того чтобы вызвать героя, нужно обеспечить его социальными благами - жильем, пищей и развлечениями. Как нам известно из мифологии, Гидру победил Геркулес. Чтобы оный почтил своим вниманием и нас, ему нужно помимо дома (весьма похожего на дворец), чтобы физкультура и спорт в городе находились на высоте (что должно подтвердиться победой на Олимпийских играх), высокий уровень культуры и 32 амфоры вина (видимо, даже герои пьют для храбрости). Как только условия, поставленные героем, выполняются, он приходит в город, посещает свой дом и отправляется совершать подвиг, выполнив который, остается жить в городе, увеличивая число его жителей на одного.
Так же, как это было в Pharaoh, на протяжении кампании игрок строит один и тот же город, переходящий из миссию в миссию. Поэтому планируйте город так, чтобы его развитие проходило без ненужных перепланировок. Управлять городом в Zeus стало проще, несмотря на исчезновение советников, следящих за различными отраслями хозяйства. Есть общая табличка проблем, показывающая положение дел в городе, а, переключаясь между отраслями, можно локализовать место в городе, вызывающее проблемы. Но простота управления не означает легкость. Задания миссий достаточно сложны, а по мере приближения к финалу выглядят все более и более пугающими. Но ведь давно известно, что глаза боятся, а руки делают. Тем, кто имеет за плечами опыт прохождения Caesar и Pharaoh, будет только интересно противопоставить свой интеллект хитрости разработчиков.
Impressions Games в очередной раз создали шедевр. Признаюсь, я думал, что они достигли потолка в Cleopatra, но, как оказалось, и оказалось к счастью, нет предела совершенству. Zeus лучше всех. Отличная игрушка. Приятная во всех отношениях. Жаль, что в сутках всего 24 часа, абсолютно некогда играть.