Игры, посвященные военным действиям, занимают львиную долю всех компьютерных игр. С одной стороны это объясняется общей агрессивностью человечества, которое провело в бесчисленных войнах всю свою жизнь, что, в свою очередь дает обширный материал для создания игр на военную тематику. До последнего времени военные игры оставляли игрока в стороне от собственно войны, давая ему под начало от взвода до армии. Но с выходом Operation Flashpoint ситуация меняется в корне. Теперь невозможно отсидеться на командном пункте, глядя, как солдаты превращаются в мертвые тела. Для того чтобы получить право посылать людей на смерть, нужно самому пройти через все горнила ада. Наконец, война подошла к игроку вплотную.
Конечно, мне могут возразить, что и до этого игроку приходилось участвовать в войне, оттолкнувшись аж от основоположника FPS - Wolfenstein 3D. Но во всех ему подобных играх, во-первых, игрок был один против всех, во-вторых, или силы были не равны, или война носила слишком аркадный характер. Пожалуй, только Rainbow Six, да Project I.G.I. играют по-честному, но это не симуляторы войны, это симуляторы спецназа, а он по определению воюет по-другому.
Начав играть в Operation Flashpoint, вернее, первый раз умерев, испытываешь чувство глубокого разочарования и растерянности. Все произошло слишком быстро и неожиданно. Казалось, еще секунду назад ты бежал за своим командиром и вот ты уже убит. Понять, чья именно пуля принесла смерть, практически нереально. И остается лишь смотреть на собственное окровавленное тело, читать мудрые мысли великих людей, посвященные смерти, и делать соответствующие выводы.
Operation Flashpoint - одна из немногих игр, которая переносит нас не в вероятное будущее, а в вероятное прошлое, в 1985 год. Именно в этом году в СССР началась перестройка, всколыхнувшая как минимум половину Европы и одну шестую суши. Рассматривается не самый приятный для жителей вышеупомянутой половины сценарий. Дело в том, что к власти в СССР пришли военные и начали военную экспансию в Восточную Европу. К счастью, недалеко от места вторжения располагается маленький гарнизон американских войск. Судьба мира находится в руках солдат этого гарнизона.
Боевые действия максимально приближены к действительности, поэтому практически все приемы игры, действующие безотказно в других FPS, в Operation Flashpoint не срабатывают. Например, попасть в кого-нибудь на бегу не представляется возможным. Зато подстрелить бегущего человека довольно легко. Поэтому большую часть боя вы проведете, прижавшись к матушке-земле, тщательно совмещая прицел и мушку на выбранной цели. Четыре рожка, входящие в экипировку американского солдата расходуются довольно быстро, особенно, если стрелять очередями. С другой стороны, на поле боя всегда есть, у кого разжиться патронами, так как в живых остаются далеко не все... Никогда не забуду жуткое ощущение одиночества, когда остался один из всего взвода, а у противника помимо живой силы оставалась еще и бронетехника. К счастью, одиночный солдат представляет собой не самую заметную мишень, поэтому мне удалось невредимым вернуться в лагерь.
Довольно часто по ходу действия в различных FPS приходится использовать различные средства передвижения, такие как мотоциклы или автомобили. Но, пожалуй, первый раз использование техники вплетено настолько тесно и органично в ткань игры. Как и в реальной жизни техника является неотъемлемой частью современного боя. На ней солдаты приезжают к месту боя, участвуют в бою и покидают поле боя. Причем техникой приходится пользоваться как в качестве водителя, так и в качестве пассажира. Причем, являясь пассажиром можно вертеть головой на 360 градусов, рассматривая внутреннее убранство транспортного средства.
Учитывая довольно разнообразную технику, представленную в игре, довольно часто роль водителя трансформируется во что-то более функциональное, конкретная роль зависит транспортного средства, например, в случае с танком, это может быть командир экипажа, стрелок или водитель. В качестве командира нужно будет отдавать приказы подчиненным - куда ехать, по какой цели стрелять, держа в уме всю картину боя. К сожалению, искусственный интеллект подчиненных оставляет желать лучшего. Стрелок, получив команду на поражение цели, открывает огонь, не задумываясь о том, что между ним и целью может находиться препятствие, и будет стрелять до полного уничтожения либо цели, либо боекомплекта.
Нужно сказать, что, вступив в военный конфликт рядовым, игрок постепенно поднимается по служебной лестнице, так что рано или поздно ему придется принять на свои плечи ответственность за жизнь солдат своего взвода, начиная от формирования списка вооружений на конкретную миссию и заканчивая управлением по ходу миссии. Задача, прямо скажем, не самая легкая и прозрачная, учитывая скоротечность современного боя и необходимость координировать действия различных подразделений.
Помимо основной кампании, которая надолго захватит игрока, Flashpoint предлагает 17 одиночных миссий, во время выполнения которых можно отточить разнообразные навыки и попробовать себя в различных ролях, от простого пехотинца до бойца спецподразделения. Обладатели локальной сети могут поиграть по сети, как кооперативные или командные миссии, так и deathmatch.
В целом Operation Flashpoint заслуживает самой высокой оценки, если бы не ряд недочетов, часть которых была описана выше. Мне не понравилось, например, что брызги крови от попаданий заметны слишком с большого расстояния, а ранения показаны очень схематично - количеством крови на одежде, что несколько уменьшает реалистичность происходящего. Слишком длинные вступления к миссиям, в основном, это касается движения на транспорте к месту боя, особенно когда приходится самому находится за рулем, с одной стороны помогают "погрузиться" в атмосферу игры (при первом выполнении миссии), а с другой, вызывают раздражение (при последующих попытках). Но, в принципе, это мелочи. Более реалистичной войны, наверное, в играх еще просто не было.