Часть 1
Эпоха DVD 5
Выйдя в 2001 году на PlayStation 2Ace Combat 04: Shattered Skies (Distant Thunder в регионах PAL), ознаменовала новую эпоху в развитии серии. Технические возможности новой консоли сделали возможным очередной качественный скачок.
Модели самолётов были полностью анимированы.
Модели самолётов получили великолепную детализацию, стало отображаться подвешенное вооружение, появились первые виртуальные кокпиты (они представляли собой верхнюю часть приборной панели, ИЛС и переплёт кабины). Новые спецэффекты включали в себя не только улучшенные дым и взрывы, но и такие вещи, как видимые потоки воздуха при маневрировании. Начиная с четвёртой части, все ландшафты создаются при помощи спутниковых снимков.
Виртуальный кокпит Су-47, такого не увидишь даже в симуляторах
Разработчики отказались от киберпанковской тематики Ace Combat 3 и перенесли действие игры в «ближайшее будущее» 2004 года. Местом действия выступил всё тот же континент Юсеа, подвергшийся сразу двум бедам, падению астероидов «Улисс» в 1999 году и войне между Федеральной Республикой Эрузия и Соединёнными Силами Независимых Государств, начавшейся пять лет спустя. Сюжет в игре преподносился от лица обычного мальчишки, жившего на оккупированной войсками Эрузии территории и, волею случая, оказавшегося на попечении у элитного авиаполка «Жёлтых».
Сюжет подавался в виде статичных иллюстаций с закадровым голосом.
Возможности PlayStation 2 позволили не только улучшить графику игры, но и наполнить карты большим количеством активных объектов, что позволило создавать иллюзию масштабных баталий (до полноценных баталий было ещё далеко, они появятся только в шестой части). Чтобы укрепить общую атмосферу был придуман новый тип миссии, ставший основным в AC04: на карте находилось большое количество вражеских боевых единиц, за уничтожение которых давались очки. Задачей игрока было набрать определённой количество очков за предоставленное время. Ведомых в AC04 не было, но почти во всех миссиях присутствовало значительное количество дружественных юнитов, способных вести бой с противником (увы, довольно вяло). Ещё одним средством создания атмосферы крупного сражения стала озвучка, радиоэфир всегда был полон сообщениями от обеих сторон, почти каждое событие имело свой собственный комментарий.
Полную красоту этого северного сияния можно оценить только в динамике.
Ещё больше улучшилась физика, повысилась эффективность пушки, появилась полноценная система дополнительного вооружения (второстепенное оружие появилось ещё в третьей части, но там оно было ещё сырым). Несколько улучшился искусственный интеллект противника, ИИ-пилоты стали активнее уворачиваться от ракет и изредка действовать в команде.
Игра начиналась красивой сценой на движке.
Снова сменился саундтрек, теперь основу его составляла оркестровая музыка. Для музыкального оформления игры четвёртая часть также стала поворотной точкой, поскольку музыкальные темы последующих частей отталкиваются именно от AC04.
Три года спустя, в 2004 году, вышла Ace Combat 5: The Unsung War (Squadron Leader). Эта часть пользуется самой большой популярностью среди фанатов аниме, поскольку её сюжетная линия построена близко к жанру меха (только с самолётами), да и ролики между миссиями выполнены в виде трёхмерного аниме. Сам сюжет повествует о конфликте двух сверхдержав: Союза Юктобанских Республик и Осеанской Федерации, некогда бывших союзниками (аналогии очевидны). В эту войну и оказываются втянутыми четверо кадетов военного лётного училища. Конечно, по закону жанра фантастического аниме, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Недостаток революционности в графике Ace Combat 5 компенсировался массой фантастических конструкций на картах.
Самым значительным изменением игровой механики стало возвращение в игру ведомых, которым теперь можно было отдавать приказы через специальное меню. Команд было всего четыре («прикройте меня», «атакуйте мою цель», «действуйте самостоятельно», «используйте специальное оружие»), но все они достаточно часто использовались игроком. Миссии стали гораздо более прорежиссированными, а вот от концепции имитации большого сражения отказались.
Иногда ведомые могли инициировать диалоги.
Зато в игру вернулись боссы, которых не было в четвёртой части. Также был добавлен аркадный режим, представлявший собой набор коротких миссий, сюжетно продолжавших четвёртую часть. В аркадном режиме было сильно ограничено время и боекомплект (который, правда, можно было пополнять, убивая отмеченных врагов).
Чтобы иметь возможность выбрать любой самолёт в аркадном режиме, необходимо было пройти все четыре «дорожки».
Технически Ace Combat 5 не стала революционной. Хотя графика и шагнула вперёд по сравнению с AC04, но повысившееся качество графики было скорее ожидаемым. Физика практически не изменилась, зато значительно увеличился выбор самолётов (AC5 держит рекорд по количеству доступных игроку моделей самолётов) и изменилась система их разблокировки: чтобы разблокировать, например, МиГ-21-93 нужно было сначала открыть МиГ-21бис, затем набрать достаточное количество очков на этом самолёте, только тогда более поздняя модификация становилась доступной.
Сюжетные сцены выполнены в виде трёхмерного аниме
К сожалению, игра была не без недостатков. Игроки, обсуждавшие игру на форумах, выделили две вещи, которые портили общее впечатление. Первым было ограничение по одному типу специального оружия на самолёт (против двух-трёх в AC04). Вторым – невозможность сохранить игру между некоторыми миссиями.
Мир, дружба, песни...
Выпущенная в 2006 году, Ace Combat Zero: The Belkan War была последней игрой серии, вышедшей на PlayStation 2. (И, по мнению автора этой статьи, лучшей частью на PS2).
Звено «Галм» сразит любого противника... За соответствующую плату, естественно.
ACZ являлась прямым приквелом к AC5 (и непрямым ко всем остальным частям, поскольку хронологически события ACZ происходили раньше событий Air Combat). Сюжет повествовал о Белканской войне, произошедшей за пятнадцать лет до событий Ace Combat 5. Игроку предстояло стать одним из пилотов-наёмников участвовавших в войне на стороне маленькой республики Устио. В отличие от других игр серии, сюжет был более реалистичен, в частности указывались экономические и политические причины Белканской войны. Подавалась история в виде документального фильма-хроники, с интервью с участниками событий. Впервые в сюжетных роликах Ace Combat были задействованы живые актёры.
Почти как в C'n'C. Увы, в последующих частях Ace Combat видео снова было сделано в CGI.
Одной из самых известных «фишек» ACZ был «Стиль аса». Всего было три различных стиля игры: «рыцарь», «солдат» и «наёмник». На поле боя были добавлены «нейтральные» объекты, такие как бараки пехоты, топливные цистерны и т.д. Также некоторые вражеские самолёты становились таковыми, получив повреждения и выходя из боя. Такие объекты не являлись противниками, но дающими возможность получить дополнительные очки за их уничтожение. Соответственно «рыцарь» их не трогал, «наёмник» стремился уничтожить все, «солдат» балансировал между двумя этими крайностями. «Стиль аса» определял с какими противниками игроку предстоит сразиться над «Круглым столом», наёмник, получавший больше всех денег, получал и самых сложных противников. (Во второй схватке над «Круглым столом», солдат и рыцарь сражались против пяти противников одновременно, наёмник – против восьми).
События Белканской войны происходили в 1994-1995 годах, за 15 лет до событий AC5.
Team Aces отполировали геймплей до блеска. В первую очередь были переработан ИИ. Теперь в игре присутствовали эскадрильи асов, которые действовали связно, умели применять специальное оружие и использовали уникальную для каждой команды тактику. Улучшился и ИИ стандартных противников, они стали более ловкими в воздушном бою. Изменилась стратегия воздушного боя, игроку приходилось чаще пользоваться реальными манёврами и приёмами, и разнообразить их. Благо, сражения теперь происходили на высотах около 5000 метров (а не 1500-2000, как в AC4-5), что было ближе к реальным воздушным боям и позволило полноценно маневрировать на вертикалях. Вместо трёх ведомых в ACZ был один, зато по эффективности затыкавший за пояс тройку из AC5.
Каждая эскадрилья вражеских асов имела собственный вступительный ролик и уникальную тактику боя.
А вот графически игра минимально отличалась от AC5, самым заметным отличием была переделка части движка, отвечающей за освещение и погодные эффекты. Детализация самолётов же не изменилась. Причина в том, что в разработке одновременно находилось две игры из серии Ace Combat. Поэтому, разработчики решили уменьшить объём работ и взяли для новой игры ресурсы AC5 (хотя при этом, достаточно основательно их переработали). Да, если честно, и не ждал никто от игры, вышедшей за несколько месяцев до релиза PlayStation 3 графических откровений.
Большая часть моделей была перенесена из AC5.
Заранее отмечу, что к этой же «эпохе» истории Ace Combat относятся ещё несколько игр выпущенных на переносные консоли. Но о них разговор пойдёт отдельно.
P.S. Из-за того, что в сети почти невозможно найти геймплейные скриншоты AC4,5 и 0 без логотипов сайтов, на которых они были размещены, мне пришлось делать скрины самому через комбинацию PS2+ТВТюнер. Поэтому прошу прощения за их качество.