Несколько лет назад на свет появилась другая игра того же жанра, быстро ставшая культовой. Dark Fall — авторский проект Джонатана Боакса, работавшего практически в одиночку, получился действительно уникальным. При всей его "бюджетности" он отличался выверенной атмосферой, интересными загадками и нетривиальной внешностью. Barrow Hill — тоже театр одного актера по имени Мэтт Кларк. Лишь местами ему помогал тот самый Джонатан Боакс.
Как много в этом звуке…
Помимо отсутствия динамики, от пресловутого Silent Hill этот шедевр ручной работы отличает и сюжетная линия, построенная на фактическом материале. В окрестностях графства Корнуолл, что на юго-западном побережье Великобритании, действительно есть местечко под названием Бэрроу-Хилл, прославившееся своими камнями. Правда, речь идет не о бриллиантах размером с голову, а о загадочных каменных глыбах, которые образуют правильные геометрические фигуры. Тайна их предназначения и происхождения до сих пор не дает покоя многочисленным исследователям, любопытство которых и легло в основу сценария Barrow Hill.
Главный герой игры расследует загадочное исчезновение группы археологов, проводивших раскопки в районе городка. Горе-копатели слишком близко подошли к разгадке тайны камней, выпустив наружу какую-то мерзость. И теперь юный детектив вынужден читать оставленные ими записки, слушать взволнованные голоса на диктофоне, собирать артефакты и восстанавливать нарушенный баланс. Оригинально и свежо в этом наборе штампов смотрится лишь местная радиостанция и ее ведущая Эмма Харри: необходимость постоянно быть "на волне" серьезно оживляет томное повествование.
Впрочем, в подобных проектах важна не изощренность истории и ассортимент доступных действий, а атмосфера, в которой разворачиваются события. В умелых руках даже самая примитивная фабула может превратиться в наполненное липким страхом приключение. А с этим у Barrow Hill как раз все в порядке: вкрадчивый, обволакивающий "эмбиент" и потусторонние звуки за спиной создают хрупкое, буквально звенящее в темноте напряжение. По всем законам жанра, оно может неожиданно взорваться криками птиц, телефонными звонками или резким шумом отъезжающих авто. Впечатление портят лишь голоса актеров — за исключением радиоведущей все остальные персонажи озвучены как-то несерьезно. Полудетские искусственные интонации были бы уместны в пародии, но никак не во взрослом "ужастике".
Правда жизни
Помимо озвучки персонажей от отсутствия нормального финансирования пострадал внешний вид проекта и управление. Первый хоть и ладно скроен, но практически лишен лоска, а второму отчаянно не хватает удобства и функциональности, особенно при взаимодействии с предметами в активных местах. К счастью, недостаток наличности не затронул сам процесс расследования — все действия здесь продиктованы жизненной логикой, а не прихотью начинающего дизайнера и чрезмерной пустотой кошелька. Склеить воедино разорванную записку, зарядить мобильник, собрать паяльную лампу из подручных материалов, вскрыть кассовый аппарат и выгрести мелочь — все это настоящая "бытовуха", как ни крути.
Вдобавок к столь близким по духу занятиям Мэтт Кларк проделал поистине титаническую работу по переносу в виртуальную реальность легенд, мифов и видов настоящего Бэрроу-Хилла. Территория городка усыпана всевозможными открытками, справочными материалами и историческими свидетельствами, и каждый желающий может свободно исследовать ее, не рискуя уткнуться в расставленные нервным архитектором прозрачные барьеры. Ощущение реальности происходящего, возникающее в процессе прогулок по окрестностям, достигает такого уровня, о котором мечтают многие разработчики. Если бы таких профессионалов как Мэтт Кларк и Джонатан Боакс объединить в одной компании, определить человеческий бюджет и вменяемого издателя, о смерти жанра никто бы даже не заикался. Но, увы, игры, подобные Barrow Hill по-прежнему остаются штучными экземплярами.