На черном рынке вы можете улучшать не только оружие, но и свои «темные» способности
Отец всех современных шутеров, экшен, который в 1992 году совершил настоящую революцию в жанре, вернулся. На этот раз обошлось без революций, но зато новый Wolfenstein показал, как можно оживить привычную рутину «рельсовых» шутеров и изменить собственные, годами выработанные привычки.
Перед Raven Software стояла сложная задача. С одной стороны, нужно сохранить лицо серии, основные традиции и приметы, за которые ее полюбили тысячи геймеров по всему миру. С другой, не второй даже, а третий раз входить в одну и ту же реку (кроме Wolfenstein 3D был еще и Return to Castle Wolfenstein, выпущенный в 2001 году), каждый раз меняя лишь графику и незначительные сюжетные нюансы, – это уже как-то совсем неприлично. Выход был найден хоть и не во всем оригинальный, но весьма действенный.
Дежавю
Итак, вроде бы все на месте. Есть привычный сюжет о секретных экспериментах Третьего Рейха, которым, как, обычно, мешает не менее секретный агент Блажкович. Все развивается по знакомой схеме: сначала мы воюем исключительно против обычных фашистов, потом на авансцену выходят продукты этих самых экспериментов, всевозможные суперсолдаты, особенно живучие офицеры и генералы, нечисть и прочая-прочая. Основа геймплея тоже хорошо знакома: вид от первого лица, коридоры, станковые пулеметы, отстрел всего, что движется со стрейфом вправо-влево, пальба с бедра из MP-40, панцершреки, поиск припрятанных бонусов – одним словом, сплошная ностальгия.
Мы также можем подстреливать этих вот обитателей другого измерения: они красочно разносятся на куски и уносят с собой в мир иной пару нацистов
Веяние времени
Однако все это авторы дополнили совершенно новыми для серии геймплейными элементами, отсылающими одновременно и к Call of Duty, и к GTA. Первое: они выпустили агента Блажковича в большой, открытый город, по которому мы можем достаточно вольно передвигаться. Город служит, по сути, базой, где мы связываемся с различными подпольными организациями, получаем от них задания, выбираем сами последовательность их выполнения. И даже улучшаем на черном рынке оружие. Да-да, в игре появились товарно-денежные отношения и система модернизации арсенала. Собирая разбросанные по локациям золото, секретные документы и редкие фолианты, мы пополняем свой кошелек и открываем новые улучшения для различных «стволов»: тут и глушитель, и усовершенствованный магазин, и увеличение урона, и многое другое. Сам город при этом реализован весьма живо: здесь постоянно возникают перестрелки, во время некоторых из них вы можете неожиданно получить какое-нибудь задание, при этом можно входить во многие дома, чтобы перекинуться парой слов с бойцами сопротивления или собрать золото и секретные документы. Можно даже передвигаться по канализации или по крышам.
Итак, во-первых, в новом Wolfenstein появилась просто невиданная ранее свобода. Конечно, это не модная ныне открытая «песочница» и sandbox, а лишь умелая симуляция (все события заскриптованы заранее, и нам дают лишь право выбирать, в какой последовательности двигаться по сюжету), но, тем не менее, для серии это прорыв.
Второе: тот факт, что Блажкович плотно общается с бойцами сопротивления, привел к тому, что в некоторых миссиях Wolfenstein плавно превращается в Call of Duty. Действуя плечом к плечу с отрядом антифашистов, мы по чьей-то указке закладываем взрывчатку, обходим с фланга и ликвидируем вражеские огневые точки и прикрываем других.
Наконец, у героя есть модные в последнее время спецспособности: он может включать особое зрение, позволяющее видеть в тени и находить тайные двери, использовать хрестоматийное уже замедление времени, щит, защищающий на какое-то время от пуль. На это расходуется специальная энергия, которая либо медленно восстанавливается сама по себе, либо быстро восполняется в энергетических точках. Все это уже напоминает о Necrovision, от которого местами новый Wolfenstein просто не отличить.
Здесь нет привычных «люгеров» и некоторых других классических образцов оружия, зато есть мощная фотонная пушка
Новое – не значит хуже
Но несмотря на все пересечения с другими играми, на выходе мы получили достаточно самобытный проект. Совмещение архаичного рельсового шутера старой закалки, большого GTA-образного города с относительной свободой выбора, командных боев в стиле CoD, системы модернизация оружия и магических способностей главного героя рождает новые ощущения и не позволяет игре свалиться в однообразие. Авторы грамотно чередуют все эти элементы, вовремя меняют обстановку и темп, демонстрируют самый разнообразный дизайн, где сочетаются старые и новые традиции. При этом если в том же Necrovision использование спецспособностей и выход в другое измерение частенько превращался в какую-то кашу, где все было свалено в кучу, то в Wolfenstein нет ничего лишнего, все продумано и востребовано, от чего геймплей становится более интуитивно-понятным, но сохраняет при этом и разнообразие, и сочность. Важно и то, что все это совершенно не тормозит: отличная современная графика оптимизирована, как в лучших играх id Software.
В итоге довольны должны быть все: и поклонники старой школы, и те, кто любит более свободные и разнообразные современные шутеры. Конечно, есть и те, кто все эти новшества воспринимает в штыки – им подавай улучшенную вариацию Return to Castle Wolfenstein. Но даже они будут искать припрятанные на уровнях золотые слитки и секретные документы – это, пожалуй, одна из немногих игр, где система бонусов реализована столь грамотно. Да, конечно, можно жаловаться на то, что в новом Wolfenstein уже не такая насыщенная хоррор-атмосфера, менее интересные боссы и менее опасные девицы в нацисткой форме. Но жаловаться на то, что авторы что-то пробуют и меняют, просто смешно: оставлять все по-прежнему не было никакого смысла, проще тогда уж было перенести RTCW на новый движок и успокоиться. Wolfenstein 2009 года выпуска – это новая игра в привычном сеттинге, демонстрирующая желание развиваться и брать новые вершины. А без подобного желания любой жанр и любая серия обречены на загнивание и забвение…