Много лет назад на компьютеры геймеров попала игра Wolfenstein 3D. Игра сразу завоевала народную любовь, которая была ничуть ни меньше, чем, к DooM’у немного позже. Конечно, отличить обе эти игры можно было только по левел-дизайну и врагам, нежели по графике, геймплею и тому подобному. Но ведь это были основатели жанра «шутер», и никто не думал придираться. Тогда нам было предложено вволю пострелять в мировых злодеев — немцев, причем различных видов и качеств, от обычных до, так сказать, волшебно-мистических. Позже, в 2001 году, ослепленный давнишним успехом, проект обзавелся братом, который к названию приобрел, свойственное тому времени, «Return to the…» и начал гордо зваться Return to the castle Wolfensein. Героем, как и в первой части, был Би Джей Блажкович, американец (с не очень американской фамилией), который вновь начал заниматься тем, что успел вволю поделать в первой части. К этой части отношение было неоднозначным. Кто-то считал ремейк (а это был ремейк) неудачным, потерявшим всю прелесть мистической атмосферы. Но кто-то игру принял, и их было много.
Третье пришествие
В 2009 году свет увидел новый Wolfenstein, который оказался еще более неоднозначным, чем «Возвращение в замок Wolfenstein». С одной стороны есть повальная мистика, ураганные перестрелки, интересные, хотя и не новые геймплейные находки и прекрасная (оригинальная) озвучка. В минусы затесались недостатки графики (движок id 4, который был еще в DooM III), отсутствие некоторых возможностей (например выглядывать из-за угла) и даже спринт, от которого всех просто укачивает. Несмотря на это, игра получилась хорошей, и играть в нее по-прежнему интересно.
1943 год. Вторая мировая война в самом разгаре. На всех фронтах идут кровопролитные бои, хотя нацистская армия еще сильна, ее продвижение замедлилось. Немецкое командование ищет способы исправить положение и находит их... в ином измерении. Фашистским оккультистам удалось открыть путь в параллельный мир, где они обнаружили источник темной энергии, получивший название «Черное Солнце». Если нацистам удастся использовать силы чужого мира в качестве оружия, никто уже не сможет остановить Гитлера на его пути к мировому господству. Но там, где бессильны целые армии, может преуспеть один человек — агент Би Джей Блажкович.
Геймплей вызывает в мозгу ощущения возвращения в старые времена, когда о кризисе никто и не думал, игры были не на один день. Конечно, с тех пор многое изменилось, но суть шутера всегда была одной – перестрелять всех. В Wolfenstein 2009 для этого есть всего пять пушек – три обычных и две не очень. Из обычных два скорострельных автомата того времени да снайперская винтовка. Из необычных – фотонная пушка (привет всем любителям Ghostbusters) и пушка Тесла, которая выпускает электрические разряды. Большую часть игры приходится довольствоваться человеческим оружием, но есть кое-что, что позволяет из простого оружия сделать по качеству не хуже, фотонной пушки. А именно апгрейды. Повышение точности, урона, быстрая перезарядка, вмещение большего количества патронов и так далее. Как и прежде, по уровням разбросано золото, которое легко собирается (в том плане, что оно не запрятано куда-то глубоко). И именно на него покупаются все апгрейды.
Разработчики обеспечили нам и псевдосвободу. Есть город, есть здания, в которые можно войти строго по сюжету; есть черный рынок, где можно проапгрейдить оружие и купить к нему патроны. И всё. Это не мешает, но и не сильно радует. Хорошо, что задания в большинстве своем очень интересны и насыщенны. Цели ставятся не то чтобы оригинальные, но вот их достижение очень захватывает. Из всех щелей лезут немцы, патроны сыплются с них градом, погибают немецкие солдаты (очень картинно, в лучших традициях Голливуда: хватаясь за животы, переваливаются через перила, страшно хрипят и плюются кровью), а стрельба прекращается лишь тогда, когда надо добежать до следующей порции адреналина в лице очередной группы фрицев.
Когда простой отстрел граждан Германии надоедает, на помощь приходят спецспособности Блажковича: замедление времени, щит, который не позволяет пулям достигать американского тела, ускорение Би Джея и возможность в ключевых (жаль, что в ключевых) местах проходить сквозь стену. Сложность игры непозволительно низкая. Даже на максимальной умереть очень и очень сложно. Дело даже не столько в ИИ, который, в принципе, не заставляет часто мазать, а в наносимом уроне. Можно выскочить на немцев, перестрелять пару штук и уйти с немного красным экраном. Мне страшно представить, что происходит на более легких сложностях. Единственная проблема, с которой я пока встретился – это невидимки, которые быстро подскакивают к герою и столь же быстро отправляют его к проотцам. Здесь надо включать замедление, но порой и это не помогает, если быстро не стрелять по рукам – единственному уязвимому месту невидимки. Уровни разнообразные – церковь, больница, ферма, и конечно, вечные подземные лаборатории. Иногда бывает даже страшно. А вот обстановка на этих уровнях немного подкачала. Это не мешает, но дотошному глазу будет, за что уцепиться. Музыка хорошо дополняет происходящее на экране, но вне игры её вряд ли возможно слушать. Озвучка персонажей прекрасна – акценты звучат забавно, да и актеры не переигрывают. Оружие стреляют громко и грозно, претензий нет. А вот локализация под авторством Софт Клаба подкачала. Персонажи озвучены сухо.
В итоге мы имеем крепкий проект в лучших традициях легенд шутеров – беги и стреляй, изредка применяя сверхспособности, даруемые артефактами. Играется всё это весело и динамично. А большего, от данного продукта, и не требуется.