Автошкола по-польски называется «школа науки езды». Польский язык, как и украинский, сохранил многие слова и выражения, которые в современном русском безнадежно устарели. Впрочем, наши языки оказались «взаимно смешными», и если приятель из Варшавы засмеется над словом «дворники», то вы имеете полное право не сдерживать улыбку, когда он назовет стеклоочистители на машине «вытирачками». Поездка в Польшу, в гости к CD Projekt, обогатила внутренний мир набором чудесных ругательств (как оказалось, польская брань звучит так же, как отечественная, только значения и акценты могут быть совершенно иными) и знаниями о ролевой игре по «Ведьмаку» (он же The Witcher) Анджея Сапковского, которую поляки выпускают осенью этого года.
CD Projekt – отличные ребята, которые пару лет назад прилетали в Москву и нашли время, чтобы зайти к нам в редакцию и показать рабочую демоверсию The Witcher. У себя на родине CD Projekt – крупный дистрибьютор, и на каждой Xbox 360, которые продаются в современных торговых центрах, стоит нашлепка «распространяется в Польше компанией CD Projekt». Словом, представьте себе преуспевающую фирму, вроде нашей «1С», и вы не ошибетесь. «Ведьмак» – первая разработка международного уровня для компании, и ребята очень стараются не ударить в грязь лицом. У них есть четыре слагаемых успеха: главный герой, воспетый Сапковским ведьмак по имени Геральт; необычный фэнтези-мир от пера популярного писателя; нелинейный сюжет со сложными моральными дилеммами; глубокая тактическая боевая система. Игра создается на базе движка Aurora от BioWare, который использовался сначала в Neverwinter Nights, а позже в Neverwinter Nights 2 и Knights of the Old Republic...
Сзади, на стене – «референсные» фотографии, по которым создавались герои игры.На одном из рабочих мест висит макет обложки культового журнала Edge – с Геральтом.
Однако, стоп. Возвращаемся в начало координат. Ведьмаков придумал польский автор Анджей Сапковский в 1986 году, когда опубликовал свой первый рассказ о Геральте в журнале «Фантастика». Вскоре Анджей с рассказами завязал, всерьез взялся за перо и создал «Сагу о ведьмаке» из пяти книг: «Кровь эльфов», «Час презрения», «Крещение огнем», «Башня ласточки» и «Владычица озера». Сам термин «ведьмак» в его мире – прозвище, которым волшебники нарекли особый род воинов, обладающих некоторыми способностями к магии. Книги, впрочем, рассказывают не о ведьмаках вообще, а об одном из них – суровом наемнике Геральте.
В конце последней книги Геральт пропадает, и кто знает, что могло с ним случиться после этого туманного финала? События игры начинаются через пять лет после завершения книг. Геральт возвращается... но не самым лучшим образом. Герой потерял память и большую часть знаний. В мире осталось всего пять ведьмаков, и Геральт был лучшим среди них, но теперь лишь ваше чуткое руководство поможет ему восстановить былую славу и узнать, что же произошло за последними страницами последней книги. Сам Геральт, хоть и угодил в спасители мира и герои ролевой игры, никогда не хотел выделяться из толпы. Он всего лишь делал свою работу, и делал ее хорошо. Спасение мира – удел восторженных идиотов на белых лошадях, его цель – хороший гонорар, и чтобы получить круглую сумму, он готов использовать любые средства.
Слева направо: гейм-дизайнер Michal Madej, продюсер Maciej Miasik, режиссер Jacek Brzezinski. Модным сочетанием зеленого и фиолетового щеголяет арт-директор Adam Badowski. Все скриншоты пока без интерфейса. Для его создания поляки выписали из Франции и заперли в подвале специально обученного дизайнера.
Подход для ролевой игры довольно необычный: с одной стороны, нам дают известного и многими любимого персонажа, а не безымянную болванку с прозвищем вроде Nameless One или Chosen One, с другой – позволяют взглянуть на мир его глазами и познать происходящее рука об руку с ведьмаком. И, что немаловажно, вы свободны развивать именно те способности героя, которые сами посчитаете важными: хотите – владение мечом, хотите – странную ведьмачью магию. Стать адептом во всем сразу не получится, и за одно прохождение вы увидите от силы половину того, что приготовили разработчики. А всего в игре две с половиной сотни умений, которые заполняют полтора десятка групп навыков.
Игра начинается, когда на замок братства ведьмаков нападают члены организации под названием «Саламандра». Злодеи похищают секрет мутации, с помощью которого старейшины превращали обычных детей в будущих наемников-мутантов. Что задумали похитители и как их остановить, пока неизвестно. Но поляки обещают страшно неоднозначный сюжет в лучших традициях работ Сапковского. Люди относятся к ведьмаку как к необходимому злу, да и Геральту тоже всегда приходится выбирать не лучший вариант, а меньшее из двух зол. Мирные решения, которые дадут счастье всем и каждому, встречаются крайне редко. Проще сказать, вообще не встречаются. Стоит ли вообще вставать на чью-то сторону и если да, то на чью – вот вопрос, которым вы будете задаваться по ходу игры. И любая из концовок оставит после себя больше вопросов, чем ответов. Разработчики страшно горды финалом игры и обещают, что он будет Уникальным с большой буквы «у».
Эльфы в «Ведьмаке» не дивный народ, а такие же лживые ублюдки, как и все остальные.Геральт не маг, он знает лишь несколько заклинаний. Джедайский Force Push – в их числе.
Важен и способ подачи сюжета игроку. Мы сидим в варшавском офисе CD Projekt, и девелоперы рассказывает о своих подругах, ролевых играх и отношении польского правительства к порнографии. Мол, выбор во многих RPG настолько же иллюзорен, как выбор еды в «Макдоналдс». То есть выбор, конечно, есть, но что бы вы ни взяли, результат будет одинаков: несварение желудка. Так и в ролевых играх: вроде бы что-то меняется, но в конце концов и в долгосрочной перспективе игра как шла, так и идет своим чередом. Верх цинизма – сделать выбор, посмотреть, к каким последствиям он приводит, загрузиться и заново пройти сюжетную развилку. Это деградация и декаданс, вещает гейм-дизайнер Михал. В «Ведьмаке» каждый выбор может так или иначе повлиять на то, какую из трех концовок вы получите в итоге. Что самое интересное, последствия вашего выбора могут проявиться не сразу, а только через много часов игры. Например, вы насолили какой-то группе, и она высылает за Геральтом наемных убийц. И вы, возможно, каким-то образом об этом узнаете. Тогда игра будет время от времени напоминать, что, мол, за вашу жизнь назначена награда и специально обученный головорез уже напал на след. Но когда и как вас выследят и вообще выследят ли – зависит от вас и слепого случая.
В драке ведьмак никому спуску не даст, но ему нужна посильная помощь игрока. Кликать на врага, пока тот не сдохнет, – так бывает только в Diablo. Разработчики очень долго корпели над схемой управления для «Ведьмака»: они хотели одновременно и дать ощущение игры за супергероя, и сделать раскладку функций максимально доступной для новичков. Первые полтора года разработки ушли на создание концептуального видения боевой системы: негодные идеи отправлялись в мусорную корзину, годные – записывались для будущего использования. Михал признается, что его девушка больше года не могла научиться управлять персонажем World of Warcraft одновременно с мыши и клавиатуры. Тогда он понял: этот мир прогнил. Ролевой игре будущего нужна совершенно новая схема управления, подобная той, что используется в консольных action-RPG. Решение было найдено: сегодня вы можете играть в The Witcher с одной только мыши, подперев левой рукой подбородок. Беготня по городам управляется ровно одной левой кнопкой; зажимая ее, вы указываете Геральту направление движения. В бою левая кнопка – удар мечом, правая – магия. Впрочем, никто не запрещает вам подключить и управление с клавиатуры, чтобы, например, вовремя пить эликсиры, развешенные по горячим клавишам.
В самой игре используется вид сверху-сзади, а камера соблюдает порядочную дистанцию от плеч героя.Освещение впечатляет. Шестиугольные чашки и восьмиугольные тарелки – не очень.
С магией, как и с эликсирами, у ведьмаков дела обстоят непросто. Дело в том, что каждый ведьмак – это, прежде всего, воин с большим двуручным мечом. Геральт не очень любит все оружие, кроме своего, и, чего греха таить, может использовать ровно два меча за всю игру – стальной и серебряный, да и надевать чужие доспехи тоже напрочь отказывается. Но уж с мечом герой управляется как профи, владеет аж шестью стилями боя. Магия как таковая в мире Сапковского играет второстепенную роль. Геральт умеет творить несколько простых и сугубо боевых заклинаний. Например, местный аналог джедайского Force Push («Толчка Силы», ха-ха) отталкивает врагов и бросает их на землю, давая нам шанс прикончить их быстро и болезненно. Эликсиры в «Ведьмаке» – ядовитая дрянь, которая сильно вредит здоровью, и поэтому нормальные люди ими брезгуют. Ведьмак же вынужден чаще всего сам готовить себе чай к ужину: Геральт находит ингредиенты вроде «пыли смерти» в карманах чудищ, а в лесах и огородах может нарвать самые разные ягоды и фрукты. Из найденного барахла нужно самому готовить зелья... но сначала хорошо бы знать хоть некоторые из сотни существующих в игре рецептов. Наудачу смешивая волчий ус, шляпку мухомора и гениталии русалки, вы рискуете получить пузырек с непонятной жидкостью фиолетового цвета. «Фу, какая гадость», – скажет Геральт, выпьет и отравится. Каждый «Эликсир здоровья» повышает не только здоровье, но еще и «уровень токсичности». Ведьмак, прежде чем пить без меры, помни: Токсичный мститель плохо кончил! Поэтому собранные розы лучше не совать в бутылку, а дарить прекрасным деревенским девушкам.
Эльфы не стесняются пользоваться луками, если дать им такую возможность. Геральт ограничивается любимыми мечами.«Колющие и рубящие удары против нее были бессильны. Тогда я взял меч за лезвие и забил кикимору рукояткой».
Кстати о девушках. Девушки в игре есть. Заведя разговор с селянкой, мы вдруг замечаем... гипнотические подпрыгивающие груди, словно бы напрямую скопированные с тропического похабства Dead or Alive Extreme Beach Volleyball. Это не просто так, а хитрющая задумка наших польских друзей. Ведьмак – взрослый мужик, и без женского внимания жить ну никак не может. Михал обещает, что всего в игре будет полсотни девушек, чьего расположения можно добиваться, – достаточно всего лишь закидать обладательницу скачущих грудей недорогими, но приятными презентами. Если ведьмаку удастся довести отношения до счастливого финала, то игра покажет вам одну из коллекционных карт с неприличным, но очень милым рисунком. Кто соберет их все, тот и молодец. В разных странах такой ход воспринимается по-разному: для политкорректных американцев придется вырезать из игры голых женщин, убрать кровь и переименовать монстров, в названии которых есть слово «черный». Корейцы согласны видеть голых женщин, но только если на обнаженном теле нет лишних волос. Даже польская редакция игры под угрозой, ведь правительство страны не так давно решило бороться с непотребщиной в массовой культуре. И только в России точно будет выпущена полная и нетронутая версия игры. Ну, вы же знаете этих русских. Грубые, неотесанные люди.
ВЕДЬМАК НА РУССКОМ
Работа по локализации «Ведьмака» для российских геймеров в компании «Новый диск» идет полным ходом. На этот раз сотрудникам просто так не отделаться; в игре их ждет гигантский объем работы – 26 тысяч звуковых файлов, то есть более 150 тысяч слов под озвучку. Чтобы обеспечить наивысшее качество игры, наши локализаторы пригласили в команду переводчиков и редакторов, которые занимались адаптацией книг Сапковского для России. Это означает, что качество текстов на уровне хорошей печатной фэнтези нам гарантировано.
Сапковский любит давать своим зверушкам необычные прозвища. Вот такого зубастого кожистого многонога могут запросто звать Кащеем Бессмертным.На поясе Геральт носит крюк. В книгах крюка не было, а в игре ведьмак вешает на него головы убитых чудищ.