Захватывающий сюжет и мастерски выписанные персонажи никогда не числились в списке достоинств Splinter Cell. Собственно, кроме самого Сэма Фишера там и смотреть было не на что. Зато Splinter Cell: Conviction уже встречает нас по-настоящему хорошей историей: с уймой мелких деталей, интересными героями и полным отсутствием раздражающих нестыковок. Сценарий подан в форме флэшбеков, а в роли рассказчика выступает Виктор Кост, бывший сослуживец Фишера и по совместительству его близкий друг и соратник. Начинается все спустя три года после событий Double Agent, на Мальте, куда Сэму звонит Анна Гримсдоттир, в прошлом специалист по техническим вопросам «Третьего эшелона», а ныне – один из боссов организации. Она сообщает, что на Фишера ведется охота и ему срочно надо уносить ноги. Позже выяснится, что дочь главного героя жива, и история с ее трагической гибелью – не более чем инсценировка. Так что вся та чушь, которой нас кормили в трейлерах – по-Кодзимовски удачная уловка со стороны разработчиков, и «крестовый поход» герой устраивает не из мести, а ради спасения ребенка. Главным же достоинством сюжетных перипетий проекта является их взаимосвязь со старыми выпусками сериала. Conviction не просто ставит все на свои места, но и заставляет посмотреть на события прошлого под другим углом, а это дорогого стоит.
Фишер ни перед чем не остановится, ведь на кону – жизнь его дочери.За исключением пары эпизодов, настоящий вызов игра не бросает. Тем не менее назвать игру легкой язык не поворачивается.
Как завещали Борн и Бауэр
Уже по демо-версии, о которой мы писали ранее, было ясно: «олдскульной» стелс-механике в Conviction попросту не нашлось места. Нет индикаторов видимости и шума, нет ограничения на поднимаемые тревоги, потому что тревог-то не осталось, и даже фирменные очки ночного видения герой получит только в финале. Ортодоксы после этих строк наверняка захотят совершить ритуальное самоубийство, и зря!
«Меньше» – не всегда значит «хуже». На этом старом как мир принципе базируется игровой процесс Conviction. Да, под нож пошли те элементы геймплея, которые считались для серии традиционными. Но, на мой взгляд, Splinter Cell от этого только выиграл. Зачем по несколько минут выжидать врага? Зачем прятать трупы, если их и так никто не найдет? Наконец, зачем куча гаджетов, когда вы сами – самое смертоносное оружие на Земле?
Идеология Conviction навеяна трилогией о Джейсоне Борне и сериалом «24 часа». Есть герой, есть окружающая среда, и есть цель, которую необходимо выполнить. Как действовать – воля ваша. Больше нет стелса, нет экшна, нет приключенческой игры – они слились воедино в сумасшедшем коктейле, и только от вас зависит, по какому рецепту он будет смешан.
Миссия в Ираке образца 80-х годов прошлого столетия……пожалуй, худшая за всю игру, т.к. ничем не отличается от сонма безыдейных шутеров. Проходим ее, кстати, за Виктора Коста, а не за Фишера.
Действительно, сложно слету вспомнить хотя бы один проект, способный соединить в себе столько игровых механик, сколько уживается в одном-единственном Conviction. Капелька MGS 4, чуть-чуть Uncharted 2, немного Assassin’s Creed и щепотка Batman – вот те ингредиенты, из которых рождается новый Splinter Cell. А главное, все это смотрится настолько гармонично, что невольно открываешь рот от удивления (и не один раз за игру).
Точно так же (в хорошем смысле) удивляет и графическое исполнение Conviction. С одной стороны, LEAD Engine никак не назовешь современным движком, и разрешение 576p заметно сказывается на четкости изображения. Но, несмотря на это, разработчики выжали из престарелого «мотора» столько визуальных «лошадок», что Conviction на равных может потягаться с более современными в плане графики играми. Да, ему не хватает размаха и лоска Gears of War 2 и системы разрушений Battlefield: Bad Company 2, но отличная модель освещения и крутые спецэффекты удачно пускают пыль в глаза и позволяют даже не задумываться о какой-либо ущербности здешней картинки. Дополняет картину и безупречный дизайн, хотя как раз с этим у Ubisoft Montreal никогда не было проблем.
А звук, кажется, перещеголял даже графику. Когда, сидя в укрытии, вы слышите, как падает граната, – от первого ее прикосновения к бетонному полу до последнего удара о кирпичную стену – создаются совершенно невообразимые ощущения. Каждый выстрел, каждую каплю дождя или даже секундное дуновение ветра ощущаешь буквально кожей. Озвучка на высоте, но вряд ли это кого-либо удивит (кстати, в России выйдет полностью локализованная версия). Саундтрек тоже хорош. Амон Тобин, как оказалось, написал не весь трек-лист, а всего одну тему, но качество музыкального сопровождения от этого не пострадало. Если вы хоть раз смотрели «Идентификацию Борна», то сможете смело составить впечатления о звуко-шумовой партитуре Conviction.
Долой интерфейс, долой условности!
Еще со времен ранних пресс-релизов стало известно, что интерфейс игры претерпит целый ряд изменений. В итоге его практически полностью решили упразднить и интуитивному восприятию игры больше ничто не мешает. Цели миссии и подсказки вырисовываются прямо на окружающих героя объектах, а если вы забыли, что нужно делать – поможет кнопка «Back». Показатели здоровья также отсутствуют, а принцип работы индикатора видимости поймет и ребенок: если изображение на экране черно-белое, значит, вас не заметят.
Помечаем цели, нажимаем кнопку и разом убиваем всех помеченных врагов – такова новая система казней.Обратите внимание, как реалистично мнется ткань на воротнике рубашки охранника.
Силуэт на экране – место дислокации героя, по мнению врагов. Зря блондинчик высунулся из окна.Потрясающая интерактивность – одно из неотъемлемых достоинств игры.
На войне – как на войне
В принципе, Conviction правильней всего отнести к жанру шутеров от третьего лица, ведь основа основ здесь – перестрелки. Причем настолько динамичные, что играм-конкурентам остается лишь тихо завидовать в сторонке. Враги постоянно меняют дислокацию, умеют грамотно использовать укрытия и безупречно работают в команде. Да, временами искусственный интеллект начинает тупить, но на то он и искусственный – по крайней мере, на общей картине это не сказывается.
У каждой сюжетной главы – десятки способов прохождения, во время которых можно комбинировать различные типы действий – от «классического» стелса до перестрелок «Рэмбо-стайл». Да и само окружение может стать для недругов худшим из зол благодаря феноменальной интерактивности, да еще и поможет отвести от Сэма подозрения. Ну кому, скажите, придет в голову мысль о шпионах, если тяжеленная люстра свалится на головы супостатам «сама собой»? Разумеется, одними только люстрами и традиционными для жанра огнеопасными бочками использование подручных средств и окружающей среды не ограничивается. Игра поощряет творческий подход в поиске новых способов расправы.
Не забыта и акробатика. Постоянная смена укрытия теперь не просто желательна, а жизненно необходима: предположения врагов о местонахождении Фишера отмечаются теперь полупрозрачным силуэтом. И если его контуры как бы невзначай совпадают с моделью героя, дело – дрянь. К счастью, старина Сэм бодр не по годам: как дикая кошка он цепляется за любой мало-мальски приличный выступ, с легкостью лазает по трубам и без труда висит вниз головой. Радует, что при всем разнообразии действий и приемов управление и камера ни разу за игру не подводят, – ни единого намека на какой-либо дискомфорт.
Подобные кадры очень напоминают Batman: Arkham Asylum или Assassin’s Creed, но в Splinter Cell такое мы видим впервые.Некоторые сцены Conviction смотрятся безумно мрачно. Вот что значит создание нужной атмосферы!
Финальные главы игры……по праву могут войти в историю как образец безупречного дизайна.
Про геймплей Conviction было сказано многое еще до выхода игры, однако о такой вещи, как ассортимент вооружения, по демке впечатление не составишь. Итак, на повестке дня – обширный арсенал Фишера.
Пистолеты, автоматы, пулеметы, винтовки, дробовики, гранаты, мины – в отличие от предыдущих частей, Сэм вооружен до зубов и, разумеется, как и раньше – очень опасен. Носить с собой можно лишь две пушки и до пяти типов гранат. Любую боевую единицу – от пистолета Five-Seven до камеры на липучке – дозволено улучшать и прокачивать. Естественно, за красивые глаза даже самая хилая «пукалка» не апгрейдится: для любого улучшения требуются очки, заработанные в пылу сражений.
Скрытные убийства и хэдшоты, безусловно, дают немалый «денежный» прирост, однако проще всего заработать с помощью так называемой «системы казней». Сначала надо заполнить соответствующую линейку (для этого достаточно по-тихому удавить одного противника), затем отметить несколько целей. После этого по нажатию одной кнопки герой разом перебьет всех «избранных». У разных типов оружия – разное допустимое количество целей, и со временем оно может увеличиваться.
Сделал дело – гуляй смело
Возможно, это не столь очевидно, но в условиях конкретного жанра сотрудники Ubisoft Montreal совершили маленькую революцию. Основа основ Conviction, как и любой части Splinter Cell, – игровой процесс. Но на этот раз на принципиально новый уровень качества поднялись сюжет и режиссура, а это, согласитесь, для сериала в новинку. В итоге мы получили лучший на данный момент ураганный боевик со стелс-элементами на Xbox 360.
Вместе веселей
Кооперативный режим Conviction для многих окажется даже важнее одиночного. Поддерживаются все способы игры вдвоем: разделение экрана, соединение «консоль–консоль» и обычный онлайн. В «кооперативе» свои герои и свой сюжет, а успех, как и в предыдущих частях, зависит от грамотной работы в команде. Единственным его недостатком, на мой взгляд, является чуть завышенная сложность, но разве может это стать преградой для настоящих поклонников серии?