Превентивно вычеркнем из статьи два абзаца, целиком описывающие все сюжетные перипетии Call of Duty: Black Ops, и присмотримся: а ведь седьмая часть Call of Duty, несмотря на горячечный бред сценаристов, тоже про войну и зов долга.
Игра не про какую-то настоящую войну – горячую ли, холодную ли – а войну маркетологов, где вечным долгом каждого солдата является борьба за рекламные площадки, ураганные налеты со стойками и воблерами на торговые точки и нагнетание хайпа в комьюнити и непрофильной прессе (хотя «секретный уровень в аэропорту» уже не повторить, конечно). Сражение за умы в этом предновогоднем сезоне развернулось особенно яростное, но совершенно непредсказуемое: до самого последнего момента все решали внешние факторы, из которых к разработчикам имело отношение разве что бета-тестирование мультиплеера (и, как следствие, сдержанные обзоры оного в прессе). Куда ценнее для рекламщиков в целом и Бобби Котика лично такие моменты, как недавний провал Medal of Honor, отличные продажи предыдущего шутера от Treyarch (Call of Duty: World at War разошлась 11 миллионами копий) и, разумеется, невероятный прошлогодний успех Call of Duty: Modern Warfare 2. И пока вся видеоигровая общественность с волнением гадала, что же нового подарит жанру седьмая часть знаменитого сериала, ее издатели и разработчики делали ставки: побьет их новый продукт [жизнедеятельности] рекорды продаж или нет. Побил, кстати – 5.6 миллионов копий разлетелись за первые сутки против 4.7 миллионов коробок с MW2.
Юные невоспитанники любую Call of Duty между собой называют с этакой нежной транскрипцией: «каловдутие», что в целом обозначает скорее методы маркетологов Activision, нежели качество конкретной игры (если только речь не о продукции Treyarch – тогда все встает на свои места). Больше всего мы боялись, что стереотипы и народная молва окажутся верны и что горбатого (точнее, продюсера Дейва Энтони) исправит только пронзенный осиновым колом крытый гроб в глубокой могиле. Увы, не зря боялись – CoD: BO тщательно пережевывает накопленное сериалом за эти семь лет, смешивает получившееся с грязюкой, густо замешивает с многочисленными клише и цитатами из кинофильмов, обрамляет привычным логотипом и вываливает получившуюся массу: отведай, мол, нашей продукции. Тут можно бы и возразить: Call of Duty 1 и 2 тоже не стеснялись «интерактивить» разные эпические ленты сомнительной исторической справедливости вроде разнесчастного «Спасения рядового Райна», «Врага у ворот», «Великого побега» и так далее. Но фишка в том, что Infinity Ward в своих первых играх старательно балансировала между Голливудом и историческими справками, а Treyarch на такие мелочи никогда не заморачивалась: ради зрелищности можно проигнорировать все что угодно, даже если у тебя три советника по историческому вооружению в титрах прописались.
А начинается все примерно как в Bad Company – минус юмор, шутки, веселье и небанальный сюжет.Я понятия не имею, почему эти бравые ребята смоделированы на качественном уровне фашистов (помните треугольные пальто?) из Call of Duty 2.
Ну хоть в чем-то не соврали. На четвертом уровне сложности рельсовость заставляет передвигаться исключительно ползком, поскольку два попадания – это верный конец.Заложница будто бы недовольна тем, что мы только что застрелили ее любимого диктатора. Вот-вот что-нибудь такое по-испански завернет! В действительности – достала пистолет и попыталась застрелить отряд диверсантов.
Я помню, как на форуме разработчиков игр один из отечественных игроделов хвастался: его десятилетний сын придумал сказку, в которой фигурировали космические корабли, Джек Воробей, гигантские гусеницы и черт еще знает что (в целом этот набор лаконично охватывал весь тогдашний кинорепертуар). На мой вопрос, были ли предприняты попытки как-то разгрести эту кашу в голове ребенка, последовало возмущение общественности, мол, детям полезно фантазировать, это развивает и все такое... Как показывает Call of Duty: Black Ops, даже некоторым взрослым следует запретить фантазировать, что уж говорить про детей. И все-таки не обойтись без двух абзацев про сюжет, о котором сами разработчики предупреждают длинным абзацем, стартующим словами: «Действие игры происходит в мире, похожем на Вьетнам, Кубу, СССР и другие реальные страны 1960-х годов».
Русский генерал Драгович в 1945-м похитил действующее химическое оружие с застрявшего во льдах Арктики фашистского корабля, переманил на свою сторону немецкого ученого и теперь хочет захватить весь мир при помощи ракеты, которая сбросит химическую заразу на США. К завшивевшему штампами про Холодную войну «сюжету» присоединяются небольшая линия про голос в голове (жирные такие аллюзии на «Бойцовский клуб», которые угадываются с точностью до раскадровки кат-сцен) и галлюцинации. Вот оно, я понял! Только благодаря галлюцинациям главного героя можно объяснить советский патруль с FAMAS в руках (с лазерным прицелом!) на космодроме Байконур в 1968 году, божественное появление установки с управляемой ракетой там, где только что был распределительный щит, километры невидимых стен в джунглях и еще массу весьма странных и даже противоречивых фактов.
Ситуацию могли спасти совершенно изумительные идеи, способные потрясти и запомниться, но их ровно одна штука: «Десять шагов к свободе» в эпизоде с побегом из тюрьмы. Она гениальна сама по себе, к тому же великолепно озвучена даже в русской локализации (впрочем, на Youtube можно найти оригинальный монолог в исполнении Гэри Олдмана). Она чем-то напоминает финальные кадры из Call of Duty: World at War – закройте глаза, если собираетесь поиграть – когда Резнов объясняет смертельно раненому главному герою, что они вернутся домой как герои и толкает длинную проникновенную речь. Это однозначно запоминается, но я не готов за двухминутный монолог, каким бы гениальным он ни был, отдать $60.
Короче, вся одиночная кампания – это один сплошной facepalm и несусветное позорище. Огромные рогатки в исправительно-трудовом лагере «Воркута», развратный двойник Фиделя Кастро, обороняющие Пентагон от зомби Джон Кеннеди с Рональдом Рейганом, установка на подводной базе, посылающая сигналы «спящим» агентам – вы любите, когда вас насилуют в мозг свежими фекалиями за ваши деньги? Единственная сознательная аудитория игры – это та, которая ответит «да».
Зомбоящик
Режим Nazi Zombies, появившийся в World At War, вернулся ровно в том же виде: от 1 до 4 игроков, бесконечные толпы зомби и большой уровень, открывающий новые секции и виды оружия на очки, которые игроки зарабатывают за убийство ходячих мертвецов. Black Ops Zombies такой же скучный, как и его предшественник, даже разнообразные твари не спасают ситуацию. Уж лучше L4D2 лишний раз побегать.
А еще есть Dead Ops – простенький аркадный боевик а-ля Crimsonland, где игрок в одиночку отстреливает все тех же умертвий, продвигаясь по уровням и собирая бонусы. Вид сверху, курсор отсутствует, прокачки нету, смысла запускать второй раз тоже.
И, наконец, на местном компьютерном терминале есть возможность поиграть в самый первый Zork, который достался Activision по наследству от купленной ей Infocom. Зачем юным геймерам – а это основная аудитория Black Ops – текстовое приключение, которое старше их на добрый десяток лет, ума не приложу.
Скорее всего, это было slo-mo, которое разработчики по-прежнему считают актуальным. Специально для этого они придумали разбивать стекла на много-много одинаковых осколков.Работа с объектами замечательная, спору нет. Левелдизайнеры – это, наверное, единственные люди, достойные вознаграждения за свой труд.
Я тьебя сичас убьивать. Мьеееееедленно.Ну хоть что-то остается неизменным!
Монорельс синглплеера
Теперь, когда мы убедились, что словосочетание Call of Duty для этой игры является не более чем гарантией коммерческого успеха проекта, предлагаю дальше называть ее так, как следовало бы с самого начала: Black Ops. Но вообще, будь моя воля, я бы назвал ее Singularity 2, даром что издатель у Treyarch и Raven один и тот же. Помимо клюквенности объединяющим признаком служит то, что оба проекта конкурируют за звание «самый прямолинейный шутер 2010»; более того, циркулирует мнение, что BO потянет и на «самый рельсовый FPS в истории игровой индустрии». Даже в старых добрых виртуальных тирах от American Laser Games, где дозволялось лишь кликать левой кнопкой мыши по мафиози, наркобаронам и космическим пиратам, в определенные моменты можно было выбрать, пойти налево или направо. В творении Treyarch уже через полчаса задаешься вопросом: а зачем разработчики вообще разрешили персонажу перемещаться вручную? К чему все эти WSAD’ы? Неужто нельзя было оставить прицел, кнопку стрельбы и возможность надежно прятаться от вражеских снарядов, как в последнем Time Crisis?
Я поясню. Black Ops, будучи официальным шутером от первого лица в традициях серии, придерживается тех же визуальных маркеров, что и ее предшественники: вот здесь стол, за ним можно укрыться; вот по траншее можно пройти к цели прямо или сбоку; а в тот укрепленный окоп можно спрыгнуть слева, справа или отовсюду. Однако стол оказывается единственным укрытием на всю сцену; хитроумный проход по траншее сбоку ведет к ураганному огню со стороны противника, вынуждая после загрузки чекпойнта тупо идти прямо – это самый безопасный путь. Меня подвели заносчивость и интуиция: я все еще верил, что игра мотивирует геймера принимать хоть какие-то тактические решения, а выяснилось, что она всего лишь просит снизить уровень сложности. Зато проблемы с поиском Единственно Верного прекратились: благодаря многолетнему игровому опыту, на «нормале» я смело шел напролом, периодически аккуратно падая за вовремя подставленные укрытия. Количество загрузок с чекпойнтов уменьшилось на порядок.
А еще – много кат-сцен. Слишком много. Компьютерные игры когда-то были придуманы для интерактивной взаимосвязи: игрок нажимает кнопку, программа выдает результат. В Black Ops игрок больше времени проводит в шкуре пацифиста, нежели солдата: во время роликов на движке стрелять запрещено (если вообще управление включено), так что остается лишь скучать и ждать, пока дадут разрешение открыть огонь.
Самый трагический персонаж серии, сержант Резнов в этот раз особенно похож на Гэри Олдмана.А начало этого уровня Treyarch подсмотрели в Red Faction. Шахтер убивает вертухая и становится на скользкую дорожку.
Ну куда ж без них, родимых. Здравствуй, Singularity, я по тебе соскучился.
Мультивселенная
Пройдя за два, кажется, вечера сюжетную кампанию, я уже было вознамерился расписывать адские муки, ожидающие разработчиков из Treyarch, когда пришла весточка: безбожные лаги мультиплеера починили свежеиспеченным патчем! Я, признаюсь, не большой фанат онлайновых пострелушек – набегался в свое время и в Quake 2, и в Counter-Strike, когда ее разработчиков еще не купил предприимчивый Гейб Ньюэлл. А вот один мой коллега (большой поклонник шахмат и вообще спортсмен) всерьез утверждает, что если у игры нет мультиплеерной составляющей или извиняющей ее отсутствие жанровой принадлежности к adventure, то она никакой ценности для него не несет. Но решающим для меня стал тот факт, что «погонять в КОД» и сейчас является вполне пристойным предложением; у моего провайдера, например, самый часто посещаемый игровой сервер – это Call of Duty 2.
Что же увидел я в мультиплеере Call of Duty: Black Ops? Первое: достойное развитие мультиплеерных игр с огнестрельным вооружением от первого лица. Второе: скорый официальный анонс Call of Duty Online. Третье: невероятную аддиктивность, несмотря на вопиющий дисбаланс.
Началось все вполне безобидно: заметив, что данные о персонаже благополучно отсылаются и забираются на некий удаленный сервер, я не забоялся потратить время на настройку своего альтер-эго. Выбрав пункт «Рейтинговый сервер», уже через час я знал о сетевой игре в Black Ops в десятки раз больше, чем до того. И мне хотелось узнать больше, больше, еще больше! Меня отстреливали сквозь железобетонные плиты читеры, на мою голову засылали ударные вертолеты, меня адски лагало – но я не мог остановиться, я снова и снова заходил на один сервер, на другой, на третий. Весьма вероятно, что геймдизайнеры мультиплеера Black Ops брали уроки у Blizzard Entertainment: иначе бы откуда они знали, как привязать игрока к персонажу, каким образом заставить его продолжать игру, в какую степь направлять его мысль, чем тащить вдоль по игровому прогрессу? Если не обращать внимания на долгие загрузки уровней и периодические обрывы связи с серверами, где хранятся настройки персонажей, то все становится очень похоже на самую известную MMO в мире.
Проблема только одна – не обращать внимания не получится, по крайней мере, в PC-версии. На данный момент, чтобы по-человечески поиграть, мне нужно перед запуском отключать звуковую карту (иначе – дикие лаги), что отсекает немало удовольствия от процесса. Затем щелкать по ярлыку, ждать несколько секунд загрузки параметров с сервера (с шансом в 20%, что на этом моменте игра перестанет отвечать на любые запросы), заходить в контракты и выбирать нужный (30%-й шанс, что игра подвиснет на секунд десять; 5%, что зависнет наглухо), потом открывать список игровых серверов и с полминуты ждать, пока в списке не окажется нужный мне (шанс в 30%, что при выборе сервера ничего не произойдет или игра повиснет на попытке коннекта). Еще секунд двадцать – и я наконец-то в самом разгаре боя! Вот только стоило ли оно того?
Возможно. Не исключено, что, продравшись через все эти мучения, я был бы готов погрузиться с головой в абсолютную тишину мультиплеерной составляющей Black Ops, если бы не тот факт, что все операции по настройке персонажа, включая одну из главных мотивационных штуковин – контракты – необходимо совершать в главном меню. То есть, выходить с уютного сервера с сыгранной командой и снова подвергаться риску подвиснуть или вылететь. Во время сражений, несмотря на стрельбу и драки, вылетов в систему и подвисаний не было. Есть и еще один важный момент: игра не сохраняет достижения, набранные в битве, до приказа «выйти в главное меню», даже если матч закончен целиком и полностью, даже если на сервере поменялись игровой режим и карта. То есть вот буквально один случайный дисконнект – и плакали те полтора уровня и три тысячи COD-баксов, что я настрелял за прошедший час.
Ложка меда: консольные версии, как обычно, работают нормально. Загрузки уровней и меню долгие везде, и нужно в лобби выходить при смене контрактов – а это неудобно. Но если у вас есть PlayStation 3 или Xbox 360, а сетевые шутеры – любимый жанр, то вернитесь чуть выше и еще раз перечитайте абзац об аддиктивности.
Добро пожаловать на Байконур. До старта ракеты с химическим оружием осталось тридцать минут.Эпизод с побегом на мотоцикле с шотганом на руле напомнил катание на трайках со снайперской винтовкой в Medal of Honor. Только там это выглядело как-то... адекватнее, что ли.
Самая главная загадка игры: зачем эти странные коммунисты подвесили огромную пятнадцатикопеечную монету в кабинете охраны?Побег с Байконура больше всего напомнил виртуальный тир а-ля Time Crisis, только за ящиками надо самому укрываться.
Черный упс Black Ops могла стать [для меня] хорошим, бодрым боевиком – тем самым «ежегодным Call of Duty», но получилось, как всегда. Неудивительно, что народная любовь к Infinity Ward (которая, вообще, тоже не сахар – но об этом в следующем номере «Страны Игр») обрушивается обратной стороной на Treyarch, сотрудников которой фанаты CoD давно прозвали бездельниками и халтурщиками. «Мы отказались от бронетехники, потому что хотим дать слово пехоте» – заявил продюсер игры, скопировавший чуть ли не один в один режим «над полем боя пролетает самолет», только слегка поменявший его суть. «Мы взялись за сеттинг Холодной войны, потому что в нем было сделано мало игр» – утверждает автор Black Ops, в которой к реальным событиям относятся ровно два из пятнадцати эпизодов. Я вообще не понимаю, чем думали эти люди? Инженеры легендарнейшей Die by the Sword! Творцы самого интересного интерактивного выпуска Spider-Man! Создатели Theatre of Death (я как раз собирался в следующем номере о ней рассказать), в конце концов!
Им поручили развивать великолепный, славный наисмелейшими сюжетными поворотами сериал (вспомнил Modern Warfare: ядерный взрыв от первого лица мне потом еще два раза снился!) – а они мало того, что скатились в бред десятилетнего ребенка, так еще и завалили техническими недоработками очень интересные мультиплеерные задумки. Кто скажет им «спасибо»?
Впрочем, это ж Call of Duty: что в прошлый раз хорошо пошло, то в этот раз все рекорды побьет. Святослав Торик: Что важнее: качество сингла или качество мультиплеера? Стоит ли всерьез относиться к бредовому сюжету? Снижать ли оценку за баги? Чтобы учесть разброс мнений, Call of Duty: Black Ops получила статус Holywar friendly, и финальный вердикт игре вынес совет из четырех экспертов. Оценка «СИ» – среднее арифметическое их личных рейтингов. Святослав Торик поставил 6 баллов за сингл и 8 за мультиплеер, общая оценка – 7 баллов.
И вот так всю игру: «следуйте» и узкая траншея.
Кросс-обзор Александр Устинов - кросс-обзорщик на пенсии
Считаю, что жанр давно уже исчерпал себя и игры в нём похожа друг на друга как бедные индийские родственники. Недолюбливаю CoD’ы от Treayarch – их вечно заносит не в ту сторону. Из-за сержанта Резнова бросил World at War на полпути – настолько неприятен был персонаж. Весь сингл BO – это калейдоскоп коротеньких эпизодов, максимально разнообразных визуально. Жаль, опять чувство стиля местами совсем уж подводит студию. Зато еще есть прекрасный зомби-режим, забавные «Дохлые герои», текстовый Zork и странно перебалансированный мультиплеер. Местами весьма хороша, местами просто кошмарна (от местного огня можно получить психологическую травму). Престарелый движок пора сдавать в утиль, а художников и дизайнеров из Treyarch учить делать красиво всегда, а не только по праздникам. Но в этот раз видно, что старались изо всех сил. Внезапно получился добротный попкорновый шутер, да еще и с неплохим сюжетом: бредовым, клюквенным, параноидальным, но все равно занятным. Традиционно мультиплеер можно считать за отдельную игру. Ну и плюс Black Ops разбавлена очень уж щедрыми бонусами. 8.0 Святослав Торик - обозреватель
Военные шутеры с реализмом, но без фанатизма: мне все равно, с какой стороны у АК-47 расположен боевой взвод, однако не терплю откровенную клюкву, пропитывающую сюжетное обоснование. Даешь больше ядерных взрывов от первого лица! Бодрый монорельс старается отвлечь от невидимых стен в открытом поле и неперепрыгиваемых препятствий, но кто ищет – тот всегда найдет на свою голову. Очень неприятно видеть, как хороший атмосферный шутер превращается в однообразный тир с WSAD’ом. То ли дело мультиплеер Black Ops!.. Удивительно, как при мощных спецэффектах, отличной палитре и восхитительной детализации движок не стесняется показывать неживых буратин в главной роли и пускать в глаза плоский дым, пришедший из CoD2. Что при этом творится на консолях – не знаю, авось соседи по странице расскажут. Сингл проходится с кислой миной чисто для галочки, а мультиплеер, несмотря на баги, втягивает до такой степени... ну вот взять, к примеру, Спейсмена: мало того, что он начал ролики своего мультиплеерного экспириенса делать, так мы их еще и смотрим с удовольствием, и комментируем по делу! 7.0 Константин Говорун - главный редактор
Несколько лет играл в Duke 3D – по локалке, модему, потом переключился сразу на Unreal Tournament. Впрочем, больше нравятся сингловые шутеры с сюжетом, вроде Timesplitters, Halo. Мультиплеер – под настроение, когда хочется кого-то убить. Сингл Black Ops оставил совершенно серые впечатления. Архитектура уровней примитивна. По сюжету: игра много умничает, хотя при этом чудовищно глупая. Будь это смешная пародия на боевики, воспринималась бы куда лучше. Мультиплеер не без багов, но зато современный и увлекательный. Местами игра очень красивая, особенно классно сделан старт ракеты; да и вообще весь вид космодрома. Такие вот общие планы на открытых пространствах – прекрасны. И взрывы замечательные. Но коридоры, враги, все мелкие детали – или некрасивы, или просто сделаны топорно. Совершенно провалена атмосфера игры: герой неубедителен, оружие ненастоящее, все такое понарошку и фальшивое. Не выдерживает никакого сравнения с MW. Но если лишить голоса чувство прекрасного, мы увидим обычный шутер. Сингл – ниже cреднего, мульти – чуть выше. 7.5 Евгений Закиров - обозреватель
Регулярно играю в Halo: Reach. Каких-то выдающихся успехов не добился, ну и пусть – главное, что весело и интересно. Поэтому возлагал большие надежды именно на многопользовательский режим CoD: Black Ops. Как оказалось, не напрасно. Сингл стоило пройти хотя бы ради эпизодов во Вьетнаме. Все остальное – словно красивое, но глупое кино, смотреть которое, тем не менее, очень интересно. А вот мультиплеер получился забавным. Хотя дизайн карт далеко не идеальный, баланс хромает... В общем, в Modern Warfare 2 все было не так. Есть несколько красивых сцен, есть серые коридоры, есть все виды размытых текстур. Это нормально, учитывая тот факт, что Black Ops – это стремительное движение вперед, и у игрока просто нет столько свободного времени, чтобы искать какие-то визуальные недочеты. Важно сразу понять и принять то, что сюжет бредовый, но смешной и увлекательный, а многопользовательский режим плохо сбалансирован, но оторваться от вечерних перестрелок с друзьями все равно не так-то просто. Конечно, Modern Warfare 2 – это эталон, но ведь хотелось уже чего-нибудь новенького. 8.5
3603 Прочтений • [Обзор игры Call of Duty: Black Ops] [11.04.2012] [Комментариев: 0]