Начало 21 века. Разрабатывается первая игра, полностью использующая возможности нейро-привода – устройства, погружающего человека в совершенную виртуальную реальность. И все бы ничего, если бы этой игрой не была MMORPG. Для десятков тысяч геймеров это стало главным событием нового века. Только представьте: окунуться в сказочный мир, где любовь, гнев, радость больше не зависят от нажатия кнопок на вашей клавиатуре, где идущий рядом с вами товарищ не менее реален, чем мышка, лежащая в вашей руке, где, кажется, даже в бездушных мобах теплятся живые и неподдельные чувства и дикое желание жить. Что бы вы готовы были отдать, чтобы хоть на час отправиться туда? Многое, я уверен.
Главный герой сериала – Киригая – типичный представитель геймеров следующего поколения. Он асоциален и замкнут, мир Sword Art Online (так называется наша игра) и общение в нем гораздо ближе Киригае, нежели очевидная альтернатива. Несмотря на пресловутую достоверность, социальные отношения в игре строить гораздо проще, чем в реальности: лица скрываются за аватарами, а любое знакомство можно прервать, выйдя из игры. Так и тянутся будни нашего героя: школа – дом - виртуальное пространство. Но однажды идиллии Кирито (ник гг) приходит конец. Создатель мира собирает всех игроков в главном городе и спокойным голосом сообщает, что теперь выйти из SAO можно только полностью пройдя её. Ах, да, ещё одно условие: смерть в игре равносильна смерти в реальности. Аватары исчезают, и на их смену приходят настоящие лица и тела людей. Кто-то бьется в истерике, кто-то обезумел от счастья – только здесь он чего-то стоит, кто-то уже на грани самоубийства, а Кирито, он… он просто должен пройти игру.
На родине, да и по всему миру Sword Art Online стал невероятно популярен, едва вышли первые серии. В чем секрет? Может быть, в дорогой рисовке, может в актуальной теме. Но для меня дело совсем не в этом. Честно говоря, я и сам до конца не определился в чем. Просто с каждой просмотренной серией улыбка все шире и шире расползалась по моему лицу. Я несколько дней боялся выходить на улицу и разговаривать с людьми о SAO. Ведь тогда улыбка неизбежно вернется, а что народ подумает? Вот серьезно сейчас, идешь ты по переулку, а тебя снова накрывают воспоминания: мгновенная нирвана и отчуждение от мира сего. Единственное, о чем в такие минуты думаешь: как бы в дурку или наркологию не забрали. Очень странные чувства, но приятные.
Сантименты – неотъемлемая часть большинства аниме, и, к сожалению (или к радости), меня тоже. В Sword Art Online они фигурируют постоянно, причем далеко не на последних позициях. Скорее всего, именно они так трогают абсолютное большинство аудитории.
Романтика – ещё одна основополагающая составляющая «Мастеров Меча». Иногда баталии отходят на задний план, и на протяжении нескольких серий нам показывают обыденную жизнь героев в необычном окружении. По сути, лирические отступления представляют собой крепкую, можно сказать путеводную нить, за которую дергают товарищи сценаристы и постановщики, чтобы притянуть зрителя к экрану. Как раз благодаря этим теплым, близким и понятным каждому человеку чувствам авторы заставляют нас поверить в то, что грань между выдуманным и действительным столь несуразна и хрупка. Разве любовь сможет покинуть героев, когда они выйдут из игры? Узы, связывающие их, кажутся вечными и нерушимыми, а вся предыдущая жизнь – ночным кошмаром. Но ведь даже во тьме можно найти лучик света, так?
Проблемы у аниме начинаются там, где их совершенно не ждешь. Условно сериал можно разделить на две части, точнее арки, как их называют в первоисточнике. Каждая арка – новый мир, новая «игра». Сугубо положительные эмоции и впечатления, которые я описывал на протяжении предыдущих абзацев, с уверенностью можно отнести только к первой из арок (начальные 15 серий). Нельзя сказать, что вторая половина сильно разочаровывает, но факт в том, что её просматриваешь скорее по инерции, нежели по собственной воле. Слишком много фан-сервиса, шаблонов и очевидной наигранности происходящего. Нож в спину для такого замечательного и светлого «Sword Art Online».
ВНИМАНИЕ! ТО, ЧТО СПРЯТАНО ПОД СПОЙЛЕРОМ НИЖЕ, НАПИСАНО ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО УЖЕ ПОСМОТРЕЛ АНИМЕ! СОДЕРЖИТ ПОДРОБНОСТИ КОНЦОВКИ!
Ещё одно красное пятно на белой рубашке кроется в отношениях персонажей и концовке SAO. «Магические узы» пропадают, уходят в небытие, когда смотришь последнюю серию. Любовь и дружба там и здесь кажутся настолько разными, насколько это вообще возможно. Идеализация чувств – краеугольный камень повествования «Мастеров меча». После возвращения персонажей в реальность былые отношения сгорают. Быт выступает бензином в руках злодея, а волшебное и прекрасное прошлое – спичкой. Вспышка! И тонкое полотно, разграничивающее два мира в вашем сознании, сгорает.
Очень актуальный для всех любителей аниме вопрос: какую озвучку выбрать? Хочу помочь вам сэкономить время уберечь уши от кровоизлияний: Sword Art Online настоятельно рекомендую смотреть в «дубляже» от Jam’a с проекта Animedia. Это такой небольшой, но субъективный совет. Да, понятное дело, есть субтитры и все такое, но большинство все равно предпочтет слушать, а не читать.
«Sword Art Online», не смотря на все огрехи, останется в моей памяти ещё на долгие годы. Да и не только в моей! Необходимая вещь в коллекции каждого любителя японской анимации. А если вы себя к таковым не относите – самое время это исправить. «Sword Art Online» отлично для этого подойдет.