С той поры Любовь и Смерть, как сёстры.
Ходят неразлучно до сего дня.
За любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводная.
М.Горький
При создании любого художественного произведения, помимо чисто профессиональных навыков, категорически рекомендуется иметь не дюжий талант- особенно в тех случаях, когда речь идёт о творении в популярно массовом жанре вроде мелодрамы. Природный талант абсолютно необходимы при работе над сюжетами ”мыльных опер”. Японская художница Аи Ядзава несомненно талантлива, ибо её мелодрамы- и в первую очередь NANA- являются просто-таки выдающимися образцами художественно-мыловаренной промышленности.
Зритель знает мыльные оперы на зубок, и чтобы действительно впечатлить его, необходимо нечто из ряда вон выходящее..
NANA- несомненно, мелодрама всех мелодрам, и скупость в эпитетах в данном случае была бы преступлением. Любой может слепить “мыльную оперу” для широкого потребления, но нашего брата на мякине не проведёшь. Зритель знает ”мыльные оперы” на зубок, и чтобы действительно впечатлить его, необходимо нечто из ряда вон выходящее. Нечто, способное обострить уже давно опостылевшую шелуху вроде ”Я твой отец, Люк” и сосредоточиться на двух тема. На тех двух темах, которые, по мнению Питера Гринуэя, обязаны быть отражены в кинематографе- любви и смерти.
Любовь и смерть- столпы, изобразительного искусства, и новое японское аниме NANA, снятое по манге Ядзавы эксплуатирует их в полной мере. Как известно, любовь ведёт к смерти, поэтому любовь в сюжете NANA всегда символизирует настоящее, в то время как смерть- это будущее, то что скрыто за горизонтом, что мы ожидаем в самом конце.
Именно неминуемую смерть исподволь предвещает в начале каждого эпизода грустный голос молоденькой Наны Комацу, за жизнью и приключениями которой мы и наблюдаем в течении пятидесяти серий. Именно её именем назван сериал, её и её подруги и тёзки Наны Осаки, талантливой певицы, панк- рокерши, с которой Нана К. случайно знакомиться на поезде в Токио. Обе Наны, и Комацу и Осаки, спешат оставить за спиной изрядно надоевшие уже провинциальные городишки и познать всю сладость взрослой жизни в Токио.
Обе Наны- и легкомысленная простушка Комацу, и красотка Осаки- летят в Токио на крыльях любви...
Обе Наны- и легкомысленная простушка Комацу, и чернобровая брутальная красотка из Осаки- летят в Токио на крыльях той самой заклятой любви, что приводит в итоге к аду и погибели. И несмотря на то, что “светленькую” Нану невозможно описать никак иначе кроме как “чудо, какая дурочка”, именно она-то и оказывается во многом гораздо смышлёнее, чем Нана “тёмненькая”, прячущая под личиной сильной и независимой женщины целый ворох подростковых страхов и экзистенциональной тревоги.
Именно Нана Комацу, прозванная своей новой испечённой подругой “Хати” за преданность и становится рассказчиком сериала. Хати служит своеобразным диктором, повествующим о своей экзотической подруге Нане и о ёё приятелях, время от времени пытающихся играть на музыкальных инструментах и даже вместе с Наной планируют создать музыкальную группу. В коллектив, просто обязанный по законам жанра взлететь на самую вершину Олимпа шоу-бизнеса благодаря небывалым талантам Наны рокерши, которой подарила свой голос одна из лучших японских молодых рок- исполнительниц. Анна Цутия.
Приключения девушек и их друзей идут рука об руку с бесноватым разгулом любви с большой Буквы, разбивающей сердца и сопровождающейся небывалым накалом всех возможных в таких случаях чувств. Уж если в чем NANA можно назвать чемпионом среди всех аниме, так это в способности преподнести настоящие человеческие эмоции так, что даже нам, зрителям, становится больно от их чистоты и всамделишности. Если любовь- то нежная, если страсть- всегда необузданная, если ярость- неизменно пылающая. Первое достоинство сериала NANA- в способности кристаллизовать чувства преподносить их зрителю так, как будто он сам является их источником. Наблюдая душевные метания героев, мы сами терзаемся, но столь же сладок и миг их радости, сопереживаемой нами сквозь тончайшую плёнку телевизионного экрана.
Сравнивать NANA с бразильским творчеством и отечественным “мылом” одновременно и честно, и незаслуженно. Безусловно, крайне мелодраматична, здесь сильны перегибы, бушуют шквалы эмоций и бури чувств: однако по сравнению с тем, что мы понимаем под “мыльной оперой”, NANANANA- это как Veuve Clicqout по сравнению с советским шампанским. Сложно не рекомендовать этот сериал зрителям, соскучившимся по аниме, отражающему настоящее отношение между любящими людьми. Если вы хотите действительно почувствовать, а не просто услышать заявления о чувствах, и цените интересные истории- обратите внимание на это творение Аи Ядзавы и студии MadHouse.