Сочетание знакомого (и ожидаемого) с непредсказуемым – одно из определений сущности искусства, и с этой точки зрения обычные для анализа аниме упрёки в штампованности могут быть заменены на оценку «равновесия». Если невозможно обойтись без стандартных элементов и заимствований, то какова доля новизны? С другой стороны, нужна ли она вообще, эта пресловутая оригинальность? Эпоха изобретателей велосипедов осталась в прошлом, однако даже с помощью знакомых до зубной боли «кирпичиков» можно построить нечто приятное глазу и сердцу.
«Потомки тьмы» – как раз такой случай. Жанр: мистический детектив. С дополнительным условием: искать приходится не того, кто убил, а скорее того, кто умер. Впрочем, это нормально для детективов-синигами – если для неупокоенных душ может быть что-то нормальное. Второе дополнение: с яоем. Вернее, с яойной атмосферой, антуражем и энергетикой, но без явного влияния на сюжет: даже поползновения одного героя оборачиваются вполне рациональным мотивом. Если может быть что-то рациональное в идее пересадки такого важного органа, как голова. Третье уточнение: с уклоном в клонирование и трансплантацию...
Продолжать можно бесконечно, непременно добавив «а в манге всё гораздо лучше» и посетовав, что «всего лишь 13 серий». Но никакими перечислениями источников и образцов не объяснить притягательность сдержанно-напряжённой и изысканно-трагичной атмосферы сериала. Вечноцветущая сакура за окнами офиса Джу-О-Чо, эксперименты по клонированию по соседству с храмами Киото и треугольник притяжения-ненависти-тайны в отношениях главных героев придают «Потомкам тьмы» дополнительную энергетику. Здесь слишком много противоречий, чтобы ограничиться парой ярлыков, и кажущаяся простота сюжета таит в себе достаточно намёков, чтобы домыслить всё недосказанное.
Особенность «Потомков тьмы» в том, что этот сериал находится на границах сразу нескольких «видов» аниме, вынуждая всерьёз задуматься о жанровых определениях. Красота, изысканность и утончённость главных героев, изящные профили и притягательные взгляды, ранимость и порывистость – очевидные признаки яоя, заставляющие ждать страстных и бессмысленных поступков.
Тем не менее, на протяжении всех серий отношения двух оперативников-синигами не выходят за рамки партнёрства, дружеских и даже братских отношений – но не более того. Какими бы разными они ни казались в начале истории, Асато Цудзуки и Хисока Куросаки очень похожи: трагичное детство и непонимание окружающих, перенесённые физические и душевные страдания, одиночество – и желание заботиться о ком-то.
Цудзуки, с удовольствием играя беспечного сластёну, прячет под этой маской страх перед тайной своего «я» – и поэтому с лёгкостью принимает покровительственное отношение более молодого во всех отношениях, но более серьёзного Хисоки. Который с удивлением обнаруживает, что лекарством от его собственного проклятия может стать забота и преданность другому человеку. Одиночество невыносимо и после смерти, поэтому стандартное развитие отношений двух напарников – с «притирками», «придирками» и «сам дурак» – оборачивается нежной и искренней дружбой.
Стоит отметить, что нежность, искренность и страстность, столь свойственные «женскому искусству», дают «Потомкам тьмы» больше яойности, чем букет роз и узкие мальчишеские плечи Хисоки. Это в чистом виде «аниме для девушек», хотя оно разочарует тех, кто привык к постельному развитию отношений.
Если кого и можно обвинить в «извращениях», так это Мураки. Доктор, которого сразу записали в больные, да он и не сопротивлялся. Сумасшедший маньяк, садист, безусловно, редкостная сволочь, впрочем, с приятными манерами. В ряду его «достижений» домогательства к Цудзуке – эта такая мелочь!.. Жестокий интриган, лживый и бессердечный, с белыми волосами и в белом плаще, да ещё и с разными глазами, он с лёгкостью покорил сердца большей части женских персонажей аниме и сумел завоевать преданность некоторых лиц мужского пола.
Но кроме одержимости и неуничтожимости, от прочих анимешных злодеев его отличает фатальное стремление к противоестественной цели и что-то вроде грусти и предчувствия опустошения, которое последует за осуществлением этой цели. В нём есть некая принципиальность, особенно, когда дело касается любимого дела. Его присутствие наполовину разрушает детективную интригу. Мураки – тот самый коварный протагонист, ответственный едва ли не за каждую слезинку и капельку крови.
Последней субстанции в «Потомках тьмы» предостаточно: в естественном виде, в снах и в пробирках. Тема клонирования и пересадки органов играет в сериале сюжетообразующую роль, хотя вначале и кажется перебором. Синигами и ДНК – своеобразное сочетание. Но вполне оправданное, если учесть, что боги смерти здесь представлены в облике офисных работников на должности с маленькой зарплатой, в обстановке принтеров, мониторов, файлов и сканирования сетчатки. Кстати, Цудзуки очень идёт деловой костюм, что немаловажно.
Отдел, где работают главные герои, мало чем отличается от офиса реальности, так что здесь найдётся место и для комедийных моментов, включая super-deformed. Добавить взаимоотношения подростков в школе и расследование на роскошном лайнере в духе «Десяти негритят», тему музыки, творчества и таланта, конфликт самоубийцы и неоконченную месть... Поразительно, но в тринадцати сериях поместилось множество ярких и непохожих историй, в меру продуманных и законченных.
Но первое, чем запоминаются «Потомки тьмы» – и чему они обязаны большей долей своей популярности – это дизайн. Прорисовка на высоте, по аккуратности и изыску превосходящая иную OVA. Превосходный ансамбль стройных бисёнэнов, зеленоглазых и с аметистовыми очами, с острыми подбородками, маленькими ртами и растрёпанными шевелюрами, озвучен достойными сэйю, среди которых Мики Синъитиро, Хаями Сё и Асано Маюми, среди ролей которой – Клаус из «Изгнанника».
Отличный саундтрек, великолепная графика и неплохой сценарий, особого упоминания заслуживает опенинг, который содержит в себе ряд подсказок и предупреждений. Вообще, чем уважительнее относишься к этому сериалу, тем более достойным он кажется – при всей внешней штампованности персонажей и сюжетов.
Скажем, некоторые вроде бы малозначительные эпизоды одной части предстают совсем в другом свете при развитии сюжета, как, например, свидания, которое Мураки навязал Цудзуки. Если вопрос лишь в бессмертном теле синигами, то зачем практичному доктору разводить весь этот романтичный балаган? Отношения двух врагов развиваются параллельно текущим расследованиям, и ни одного объяснения не будет достаточно. Что на самом деле чувствовал Мураки к таинственному человеку из дневника своего деда?
Таких многозначительных моментов достаточно, чтобы заинтересовать и увлечь. «Потомки тьмы» – не просто очередное попадание в целевую аудиторию, набитое фансервисом и цитатами. Возможно, всё дело в отсутствии пафоса, в обилии повседневных деталей, в сочетании мрачной мистики с забавными эпизодами, в живых характерах и запутанных историях. Это аниме способно очаровать и влюбить в своих героев, заставит искать мангу и артбуки, писать фанфики и просто пересматривать время от времени – просто так, для поднятия настроения.