Обстоятельства создания "Бродячего замка Хаула" напоминают "Ведьмину почту". Во-первых, Миядзаки вроде бы снова искал себе замену в качестве режиссера, не нашел и все сделал сам. Во-вторых, это тоже экранизация. Но если Эйко Кадоно, автор "Ведьминой почты", осталась недовольна, то британская писательница Диана Уинн Джонс, по данным сайта Nausicaa.net, ничего не имеет против интерпретации Миядзаки.
Действие книги и фильма происходит в условной Европе, где живут колдуны и бегают паровые трамваи. Молодую модистку Софи ведьма превращает в старуху; заколдованной девушке приходится уйти из дома и наняться прислугой к волшебнику Хаулу в его невероятный четвероногий бродячий замок.
Поскольку это сказка, нет секрета в том, что все хорошо кончается. Вдобавок, хотя в королевстве большую часть фильма идет война, Миядзаки щадит зрителей едва ли не больше обычного - либо зная, что в кинотеатре непременно окажутся маленькие дети, либо решив, что взрослым достаточно и намека.
В отношении формы "Бродячий замок Хаула" - классический Миядзаки. Над горными озерами плывут облака, у людей знакомые лица, а компанию им составляют пугало с улыбкой Тоторо и пес с глазами кота Муна из "Шепота сердца".
Однако по содержанию этот фильм стоит особняком. Журнал "Animerica" рекомендовал его всем, кому нравится "Сэн"; надо уточнить: в первую очередь тем, кто считает там главной историю любви. В основе сюжета "Бродячего замка Хаула" вариация - со взрослыми героями - на тему романтической линии Хаку и Тихиро, похожи даже отдельные ситуации и художественные приемы.
Поскольку Хаул волшебник, его сила не физическая и проявляется несколько болезненным изяществом. Второй раз после Хаку перед нами предстает герой, совершенно немыслимый в прежних фильмах Миядзаки: хрупкий (по выражению художника по персонажам в "Сэн", "полупрозрачный") красавец. По свидетельству коллег, Миядзаки брал у них для справок романтические дамские комиксы и фотографии звезд Голливуда. Вдобавок озвучил Хаула, и на удивление хорошо справился с задачей, эстрадный певец Такуя Кимура, на счету которого не меньше разбитых девичьих сердец, чем по сюжету у его персонажа.
Такой же неожиданный налет декаданса, что и на герое, лежит на всем произведении - вероятно, потому, что действие впервые полностью "оторвалось от земли". Уже в "Сэн" связь с реальностью истончилась, но хотя Тихиро и попадала в фантастический мир, сама она была подчеркнуто обыкновенной, вдобавок нашей современницей, а для японских зрителей соотечественницей. Мир "Бродячего замка Хаула" в фильме (в отличие от книги) не сообщается с нашим. Вдобавок практически все действующие лица либо колдуют, либо заколдованы, либо то и другое вместе.
Сказочному сюжету отвечает совершенно сказочной красоты зрелище. Диану Уинн Джонс, по ее словам в интервью, очаровали падающие звезды; от себя выделю вальс на площади, горные пейзажи и всевозможную странную технику в стиле ретро, бороздящую небеса. Компьютерная графика удачно замаскирована, за исключением тех мест, где она не вредит общему стилю - в металлических летательных аппаратах и, конечно, непосредственно в бродячем замке. Режиссура, как всегда у Миядзаки, мастерская, до малейших движений.
Настроение фильма прекрасно передает его главная музыкальная тема - вальс "Карусель жизни" неизменного композитора Джо Хисаиси. Мало что может быть сентиментальнее вальса, но это сентиментальность в хорошем смысле: самозабвенное ощущение красоты чувств. Эффект получился очень концентрированный. Тем не менее и Хисаиси, и Миядзаки во всех сценах верны хорошему вкусу.
Впечатление от этого фильма останется надолго; и можно не сомневаться, что его ждет оглушительный успех.