Новый Год в милиции
Довелось мне как-то в конце восьмидесятых дежурить в новогоднюю ночь. Сразу после развода, на всякий случай оставив номер телефона дежурному, я отправился домой. В половину первого, когда Новый Год был уже должным образом встречен, за мной заехал дежурный, и мы отправились проверять посты. Все было нормально: милиционеры на местах, причем трезвые, сработок сигнализации не больше, чем обычно. Мы уже заканчивали проверку, когда из дежурки передали, что сработала сигнализация в одном из крупных гастрономов. Ближайшая патрульная группа выехала на объект. Вскоре старший группы по рации доложил о прибытии и через несколько секунд вызвал нас:
- “Самара-10?, я – “Самара-13?! Срочно подъезжайте к 63-му гастроному !
– “Самара-13?, что у вас случилось?
Патрульный не захотел объяснять по рации и настойчиво просил приехать побыстрее. По дороге в голове крутились ужасные мысли: “Кража, не иначе кража! Прохлопали! Теперь начнется: завтра разборки до обеда, потом служебное расследование. А я еще и шампанского употребил!”. Надеяться на лучшее не приходилось: о задержании на объекте преступников патруль раструбить в эфире не постеснялся бы. Старший наряда ждал нас возле витрины.
– Ну, что тут у тебя стряслось?
– Вот! – он показал рукой на дыру в витрине. Отверстие было небольшим – с детский мячик, от него по стеклу змеились трещины. А за ним на мраморном полу магазина лежала граната. Лимонка. Черная или зеленая – учебная или боевая? С кольцом или без? Через пыльное стекло в тусклом свете дежурного освещения мы не могли толком рассмотреть ее.
– Что делать будем ? – спросил дежурный.
– Вызывай начальника, пусть он решает.
Начальник отдела, дежуривший как ответственный от руководства, проверял посты где-то неподалеку и примчался через пять минут.
– Прежде всего надо попасть внутрь. Узнайте, кто сегодня сдавал магазин под охрану, и привезите его сюда с ключами. Я пока доложу дежурному по городу.
Выяснилось, что ключи у директора гастронома. Я немного знал его – мы жили на одной улице, мне и предстояло ехать к нему домой. Я довольно долго звонил в дверь, за которой гремела музыка и бурно веселился народ. Наконец открыли. Увидев меня, хозяин скривился:
– Нет от вас покоя! Опять сработала?
– Нет! – обрадовал я его. – Гранату в магазин бросили!
Только когда он побледнел и стал хватать ртом воздух, я понял, что не договорил главного:
– Да она пока еще не взорвалась. Ну, жду вас в машине!
Возле магазина мы увидели настоящее столпотворение: машина начальника, “Москвич” дежурного по управлению охраны, “УАЗ” дежурного РОВД, “РАФ” опергруппы ГУВД и еще черная “Волга”, возле которой негромко разговаривали двое в штатском.
– Кагебешники – пояснил сержант-патрульный. – И саперов уже вызвали, сказали – скоро будут. Только, думаю, вряд ли – им километров семьдесят до города пилить, и опять же праздник…
Директор открыл магазин, и мы всей толпой ввалились внутрь. Включили свет. Некоторое время рассматривали гранату издалека, потом подошли чуть ближе, но взять ее в руки никто не решался.
– Похоже, учебная, – сказал кто-то.
– Да, похоже на то, – подтвердил один из кагебешников. – Ну, нам здесь пока делать нечего. Ваша задача, – он посмотрел на дежурного РОВД, – обеспечить охрану до прибытия саперов, как только приедут, сообщить нам. Вот номер телефона.
Когда черная “Волга” скрылась за углом, дежурный РОВД повернулся к нашему начальнику:
– Поскольку это ваш объект…
Через десять минут в магазине остались только мы с директором. Директор включил электрочайник, принес из кондитерского отдела коробку конфет, из колбасного – полпалки копченой, из винно-водочного – бутылку “Пшеничной”. Праздник продолжался. Мы сидели в подсобке, а граната лежала за фанерной перегородкой в двух шагах от нас. Почему-то не было страшно и спать совсем не хотелось.
Саперы приехали в девять утра, выгнали нас на улицу и начали обезвреживание. Тут подтянулись наше начальство и сотрудники КГБ. Из дверей магазина нетвердой походкой вышел саперный капитан с усталым лицом, в руках его была злосчастная граната, завернутая в бумажку, а из кармана торчало стеклянное горлышко бутылки.
– Учебная, – сказал он, передавая гранату комитетчику. – Но запал настоящий, пальцы поотрывало бы запросто. А кто хозяин магазина? – и уже вполголоса директору: – Нам бы поправиться чуток, с вас как бы причитается…
Вечером я смотрел телевизор:
– В новогоднюю ночь вся милиция и сотрудники КГБ города были на ногах! Вот в этот магазин неизвестные бросили боевую гранату! К счастью, она не взорвалась! Расследование ведет специальная группа УВД и Комитета государственной безопасности!
Сенсация!
Эпоха взрывов и заказных убийств была еще впереди.