Опять вечером на меня находят воспоминания. Вспоминаю то время, когда все еще только начиналось. Вокруг в "Кабаньей голове" занимаются своими делами волшебники. Большинство из них не знают тех, кто своими жизнями заплатил за этот покой и благополучие — Седрик, Фред, Северус, Люпин, Нимфодора и другие. Почему я — Оливер Вуд — выжил? Чем я лучше них? Кто решил, кому жить, а кому умереть в этой войне с темным лордом?
Призрак появился неожиданно. Может, он пришел на мой зов из того мира, где прибывал до этого? Или это просто последствия уже пятой кружки эля? Альбус Дамблдор, неужели вы соизволили прийти сюда, чтобы ответить на мои вопросы?
-Когда на первом курсе Гарри Поттер проходил созданные вами препятствия, вы в качестве одного из них выбрали шахматы. И люди встали на место фигур в игре. Так и в вашей игре с темным лордом в качестве фигур выступали люди. Как и все люди, они имели свои недостатки. Но, как и все люди, они были неповторимы и даже вы, со своим магическим талантом, не в состоянии их воскресить. Тогда какое же право вы имели их подставлять под удар? Кто вам его дал?
Призрак только грустно смотрел на меня, этот внимательный спокойный взгляд, который меня очаровывал во время учебы в Хогвартсе, которому я когда-то безгранично верил и надеялся на человека им обладавшим. Но теперь после всех утрат, мне уже не поверить в него еще раз. Пауза. Я продолжаю:
— Вы, может, хотите возразить, что и собой пожертвовали? Но попав под заклятье,которое было в кольце, вы уже расстались с жизнью. Тот год-это всего лишь отсрочка. Это произошло из-за вашего безумного желания воскресить сестру. Вы не смирись с ее потерей, и постоянно ощущали вину.Признались ли вы что тут было больше самолюбия чем благородства. Вы сожалели не о ее смерти, и не о брате. Вы сожалели о том что вы могли совершить такой поступок. В этом вся соль. Потому что это мешало вам быть великим в собственных глазах. Вы не могли себе этого простить. А жалость и жизнь несчастной Ариадны вас никогда по большому счету не волновала.
Казалось на лицо директора Хогвартса наползла тень.
— А вы только тут появляетесь? Может вам лучше пойти к Молли Уизли и посмотреть в ее глаза? Вы очень вовремя умерли, чтобы не взглянуть в них. А я не только ей, я самому себе не могу объяснить, почему… почему я вернулся, а Фред нет? Я столько раз задавал себе этот вопрос, я нашел тысячу причин почему он должен был жить. Но я до сих пор не могу посмотреть в глаза его родителям. А ведь есть еще Колин Криви, которого я сам относил в Большой зал, и до сих пор помню это. Ведь вы же видели смерть, когда еще недавно живой, думающий, чувствующий человек, лежит перед тобой застывшим куском мяса, и ты понимаешь что это лишь оболочка, что самая важная составляющая человека уже далеко отсюда. Вы ведь склонялись над умершей сестрой? Из-за вашей нерешительности в противоборстве с Грин-де-Вальдом уже погибало множество волшебников. Почему вы опять наступили на эти грабли?
Зачем вы заставили Снейпа защищать Гарри? Вы ведь прекрасно знали, как он похож на отца и могли бы предположить, какие чувства вызовет у Северуса это сходство. Какой болью отзовутся еще не зажившие раны в его душе.
Благодаря вашим играм в Хогвартсе несколько лет не было нормального преподавателя по защите от темных искусств. Я, Фред и Джорж, Седрик и остальные ученики Хогвартса, так и не научились всем премудростям борьбы с темными чарами, которые были бы не лишними в той войне. Как знать, будь у нас хороший преподавать ЗТИ в эти годы, может мы не допустили возрождения Вольдеморта или остановили бы Упивающихся раньше и с меньшими потерями. Да, Гарри создал свой отряд. Но, согласитесь, довольно спорное решение-собирать малолеток воевать,а тех, кто действительно мог бы помочь в будущей битве. лишить необходимых знаний и навыков. А то что Фредд и Джорж ушли не доучившись из-за ваших политических игр?
Приход Амбридж в Хогвартс нанес едва ли не меньше вреда для него, чем в последующем Темный Лорд. Потому что не так страшно само зло. Страшно когда оно принимает вид законности. Вид того что так ДОЛЖНО быть. Это самое страшное, что может встретить на своем пути не утвердившаяся еще в добре, юная неокрепшая душа. Потому что от этого теряется вера в добро, вера в успех правого дела, вера свою правоту когда сражаешься за это дело. И для меня самое страшное не то, что вы оказались не таким каким я себе вас представлял. Самое страшное, что я перестал верить людям и верить в людей. Вот что самое страшное и самое опасное. Сомнения-то что убивает любую веру, а в мире где так много лжи и недомолвок без нее нельзя, так-как она единственный стержень для нашей совести.
Без веры в то что ты сражаешься за правое дело-не победить.
Наконец Дамблдор заговорил (Или это мое сознание под воздействием алкоголя это воспроизвело):
— Видишь ли, Оливер, ты капитан команды, ты знаешь, что такое вести за собой, ты знаешь, что такое общая цель. Тебе известно, как всё, что сделала команда, может пойти прахом из-за любого, кто не выполнит своей задачи. Но ты еще должен эти задачи определить, определить их исполнителей и выполнение. Если надо то и наказать.
— Да, это так. Но тут важно не «заиграться», не стоит из людей делать фигуры. Даже в игре игрок с неправильным настроем может сбить мысли и стремления команды в ненужном направлении, тем самым приведя ее к поражению. Вспомните Тома Риддла, ведь это лично вы привели его в Хоргвартс, хотя видели уже развившиеся дурные наклонности и именно из-за ваших просчетов он набрал себе команду и начал убивать, ещё будучи в вашем учебном заведении. Дать подобному человеку оружие-магию, человеку мстительному, желающему доминировать, жестокому вот ваше преступление. Тот кто дает оружие неуравновешенному человеку преступник.
— Том Риддл — моя большая ошибка и боль, и я пытался всеми силами ликвидировать ее последствия.
—Только вот дело в том,что "последствия" пришлось ликвидировать не только вам но и еще куче народу, часть из которых рассталась при этом с жизнью.
А Драко Малфой? Именно ваша поддержка Гарри и игнорирование чувств Снейпа привела его в ряды Упивающихся смертью. И вражда Гриффиндора и Слизерина сделала новый виток по тем же причинам.
— Здоровая конкуренция между факультетами — хороший стимул для учеников. А у Драко было много возможностей изменить ситуацию.
— Так же, как и у Гарри, разница лишь в том, что Гарри в этом помогала команда верных вам людей, а на Драко было плевать всем в том числе и его родителям. А его желание постоять за любимый факультет всегда оборачивалось против него и больно ранило и так уязвленное самолюбие. Кто измерит, чьи слезы тяжелее? Почему для вас слезы Гарри более важны, чем слезы Драко? Один русский писатель как-то сказал, что будущий прекрасный мир не может быть построен, если для этого необходимо пролить слезу ребенка. А вы, понимая, в каком уязвимом положении оказался Драко, поворачиваете ситуацию таким образом, что оно все более и более усугубляется.
— Ваша проницательность довольно избирательна, — продолжил я. — Вы просчитываете жизнь отдельных людей во всех мелочах, которые можно учесть, и не замечаете, когда в других местах все уже пошло наперекосяк и требует вашего непосредственного вмешательства. Я не знаю отношений внутри вашей команды, но провалы на турнире трех волшебников, когда за них расплатился своей жизнью Седрик Диггори, или в министерстве Магии, когда погиб Сириус Блэк — это вина вашей команды. И вы, как руководитель, несете за них личную ответственность.
— Но если бы я не вел эту игру, если бы не помог Гарри стать тем, кем он стал, то последствия не ограничились бы несколькими именами, они быстро переросли бы в цифры с пятью или шестью нулями. Вы же умный человек и прекрасно осознаете, что лорд Волдеморт, захватив власть, не стал бы ни с кем церемониться.
— Знаете, у одного французского писателя приводится любопытная зарисовка. Ситуация в ней такова: у берегов Африки встречаются два фрегата — английский и французский. У английского больше пушек и скорость, лучшие канониры; французский легче, маневренней, имеет меньшую осадку. Более опытный и старший французский офицер говорит младшему: “У нас есть в данной ситуации два выхода: либо сразу идти на абордаж (у нас примерно равные по численности команды, но мы будем более храбры будем от безысходности), либо сбросить пару пушек и лишний груз и идти к берегу — на мелководье, у англичан значительно большая осадка, и они не решатся идти за нами. Но наш капитан не герой и не трус — он нам позволит сдохнуть под пушками”. И в результате так и случилось, англичане захватили поврежденный и полный ранеными и убитыми французский фрегат.
Есть ситуации, когда нельзя быть "правильным", потому как цена этой правильности слишком высока. Если "человек-есть мера всех вещей", то его жизнь и должна быть самой ценной. А у вас получается "Все равны, но некоторые равнее".
Когда я пришел в Хогвартс, то вы мне показались тем идеалом, к которому стоит стремиться, человеком чести, долга, и совести. Для которого есть вещи выше и важнее не только каких-то материальных вещей, но и собственной жизни. Однако вы оказались очередным "шахматистом", для которого люди и их чувства — всего лишь позиция, из которой надо играть и красиво выиграть... у кого? Да неважно... вы с завидным постоянством превращаете друзей во врагов и потом "гениально" их побеждаете.Грин-де-Вальд и Том Риддл. Вы слабый, надломленный человек, хоть и признавшийся себе в этом, но продолжающий совершать те же ошибки. Тут я смотрю с оптимизмом на Гарри. Да, у него много недостатков, но он уже достаточно испытал в жизни страданий, чтобы позволить им обрушиваться на кого-нибудь рядом.
Дамблдор немного качнулся:
— Вы просто не понимаете всей серьезности ситуации. Зло сильно, и когда ведешь с ним войну, приходится считаться с потерями. Из-за таких, как вы, торжествуют преступники, потому что вы боитесь пролить кровь свою и их.К власти приходят тираны и потом уничтожают своих соотечественников десятками и сотнями тысяч именно из-за того, что "гуманисты", вроде тебя, надеются не запачкаться. Считаешь, что сможешь лучше меня управлять Хогвартсом? Так, СТАНЬ ДИРЕКТОРОМ и покажи, что можешь лучше. Стань преподавателем, потом деканом, потом, если получится — и ректором. Смотри за новыми "Драко", "Гарри", "Томами" и всеми другими. Делай. Ты молодой талантливый волшебник. Палочку, как говориться в руки, или чего там тебе еще надо? Вы — все критики, — всё делаете только после хорошенького пинка по пятой точке. А так будете философствовать и прикидывать. Ты был игроком в квиддич мирового уровня. Почему не пошел до конца? Вот это в вас и бесит. Наговорите с три короба, а идти до конца за теми идеями, про которые рассуждали, не хотите. Вы и рассуждаете только для того чтобы оправдать свое бездействие. Поэтому пусть меня судят те, кто понимает всю тяжесть ситуации, и которые вообще были на моем (ну, или близком к моему) месте для того, чтобы оценить эту ситуацию с моих позиций. Критикуй и учи игроков своей команды в том, в чем ты разбираешься лучше их — в квиддиче, например, — но не учи того, через которого не одна сотня учеников прошла, пока еще тебя даже не свете не было.
Да, наш директор в своем репертуаре:
— Я говорю, что вы умудрились сесть между двух стульев. Если уж бороться со злом любыми методами, значит — ЛЮБЫМИ. И нечего из себя добрячка делать. А если уж хочешь остаться верным своим идеалам, то оставайся и не иди на ту должность, где ты должен будешь ими поступиться. Именно то, что вы декларировали одно, но знали, что исполнить это здесь и сейчас невозможно, породило ту обстановку, благодаря которой Хоргвартс потерял самых благородных и честных из своих учеников. А другие такие Драко, потеряли себя. Вы убили того Драко, который мог быть прекрасным рассудительным ученым наподобие Снейпа. Его горячая любовь к Слизерену и неравнодушие к вопросам крови, в конце концов, привели бы его в правильный лагерь. Но ваша "двойная игра" спутала все карты.
— Это только для тебя она была двойной. Да не всё, что говорится, говорится прямо. Но для этого вы и учите историю. Для этого и лежат в библиотеке книги. Для этого я оставил столько портретов, которым найти слушателя, чтобы поговорить с ним о делах прошлого — высшее блаженство. И только такие простаки, как ты, не могут заметить этих элементарных вещей. Вы столько лет изучали магию, трансфигурацию, прорицание и многое другое, чтобы понять, что вещи не всегда есть то, чем кажутся с первого взгляда. И для того, чтобы докопаться до сути, нужно приложить некоторые усилия. Я же готовлю будущих магов, а не маглов для укладки мостовых булыжниками.
— Прекрасно, значит, вы готовите замечательных магов? Зачем тогда обезглавливать факультеты? В результате ваших игр Слизерин лишился и Гарри, и Драко, и Снейпа, причем Снейпа, преданного вам до конца, Снейпа, как прекрасного преподавателя сложного предмета, Снейпа, который вышел из пожирателей и окончательно и бесповоротно стоял на стороне добра,Снейпа который несколько раз спасал Гарри от неминуемой гибели, теперь его имя не будет олицетворением мужества и твердости, а многие будут думать о нем как о трусе и предателе. Декан Снейп, вот чем вам отплатили за преданность Хогвартсу.
Гриффиндор вы лишили Фреда (а ведь сам проф. Флитвик оградил кусочек созданного им с Джорджем болота, как образцовый пример магии, вот кому дорога в преподаватели которые бы имели авторитет у студентов и показывали, что остроумие и юмор-не помеха учебе и карьере), Джордж же после потери брата слишком подавлен, чтобы взять на себя этот груз.
Пуффендуй потерял Седрика Диггори на которого все равнялись не только в квиддиче. Он был их знаменем, доказательством, что они тоже могут подняться на уровень Гиффиндора и Слизерин.
Когтевран из-за вашей игры лишился Гермионы, которая наверняка осталась бы преподавать в Хогвартсе, если бы это место не напоминало ей о стольких утратах. Замечательная забота и подготовка кадров!!!
Профессор только сверкнул полумесяцами очков:
— Так я сохранял «серую массу» обычных учеников, плюс тех обывателей, которые предпочитают сидеть по норам, о которых вы-"гуманисты", больше всего печетесь. Да, я посылал своих учеников на опасные задания, но делал все, чтоб их при этом подстраховать (используя любые доступные мне возможности). У них потом не осталось иллюзий относительно «упивающихся смертью», и когда Гарри предстоял выбор между собственной жизнью и спасением людей, ему хватало сил и мужества это сделать, что и привело к гибели лорда Вольдеморта. Да, возможно, это было не самое лучшее из возможных решений, но смогли бы вы в той обстановке сделать это лучше? Лично вы Оливер Вуд? Лично вы способны собрать вокруг себя команду, которая бы довела дело всей вашей жизни до конца даже в случае вашей гибели и серьезных потерь в своих рядах? Вы молоды и можете доказать, прежде всего себе, что есть другие способы это сделать.
-Да вы сделали все. Вы подставили почти весь Хоргвартс когда из-за ваших провалов в дипломатии назначили Амбридж. Вы подставили под удар и преподавателей и учеников. Вы должны были в той ситуации любыми способами не допустить того что произошло.
Вы желаете чтобы я на деле доказал вам мои убеждения? Я принимаю этот вызов!
Я докажу, что можно играть в открытую. Что можно не играть теми кто тебе безгранично доверяет, что в команде мы можем не лгать себе и друг другу, и принимать себя и ситуацию без лжи и недомолвок. Я Оливер Вуд докажу вам это. И моя команда покажет в этой сложной игре под названием жизнь, более высокие результаты, чем ваша. Это не будут грандиозные схватки и победы. Это будут прекрасные отношения и атмосфера внутри круга людей, для которых победа над тьмой начнется с победы над ней в собственном сердце. А победа над мировой ложью — с победы над собственным лицемерием и лукавством.
-Ну что ж, я с удовольствием посмотрю, как вам это удастся. Да будет ваша совесть и Мудрость Мерлина нам судьями.
С этими словами, самый уважаемый и самый ненавидимый мною человек растворился в воздухе и вокруг меня была все та же шумная "Кабанья голова" которая жила своей жизнью. Я не знал, был ли это сон, или моя воспаленная совесть нашептала мне этот диалог, или действительно наши духи пересеклись где-то. Больше всего на свете последние несколько лет прошедших с момента "Битвы за Хоргвартс" я пытался понять почему:
"Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин,
Возвращаются все, кроме тех кто нужней
Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе еще меньше"
Но как не горюй, мы уже не можем это изменить. Поэтому надо идти дальше. И твердо верить в то, что то добро которое ты посеешь обязательно пробьется, окрепнет, возмужает и победит в этом мире. Потому что именно добро живет, а зло хоть и кажется непобедимым, всегда будет мертвым, просто в силу своей природы. "И свет светит во тьме и тьма не объяла его".С этой мыслью я встал из-за столика.