Как не ошибиться в мелочах при создании своей фэнтезийной вселенной.
Итак, вы, вдохновившись чтением чужих фанфиков/просмотром
кинофильмов/реальной жизнью (нужное подчеркнуть), решили написать нечто
своё собственное, неповторимое! Нет, не фанфик, а полностью своё
произведение, историю-ориджинал в уникальной вселенной, такой, что
померкнет Толкиеновское Средиземье и прочие. В голове вроде бы фонтан
идей, но – вот беда! – вы начинаете путаться в их чрезмерном изобилии.
Так, надо написать, что у главного героя клеймо его рода на лбу и
вписать его расшифровку и внешний вид в произведение, а ещё не забыть,
что в город ведут ворота из чистого золота, а в местном лесу водятся
страшные ведьмы-баньши, только вот они внешне напоминают скорее дриад,
потому что у них зелёные волосы, а на перекрёстке лесных троп обитает
призрак рыцаря, который когда-то перепутал спящего упыря с принцессой…
Заканчивается это, как правило, одинаково: все удачные мысли путаются,
забываются и в итоге недописанная рукопись отправляется гнить в дальний
ящик стола. А ведь было и впрямь много хороших идей.
В этом небольшом руководстве вы сможете увидеть несколько полезных
советов о том, как можно выстроить все мысли в нужном порядке и
воплотить всё-таки вашу задумку в жизнь. Конечно, это не
профессиональное руководство (ибо я, как не прискорбен сей факт, ещё
только на втором курсе литературного института), но, возможно, оно хоть
немного поможет вам в работе над будущими шедеврами.
Пока вы писали фанфики, проблем с местом действия почти не возникало:
имелась готовая вселенная. Конечно, встречаются фанфики, в которых герои
из одной вселенной по воле Всемогущего Автора переносятся в некую
параллельную реальность. Но это редкость (по крайней мере, мне
встречалось реже, чем попытки писать в пределах оригинальной вселенной,
поправьте меня, если я ошибаюсь).
Прежде чем начать разработку вселенной, не забудьте определиться с
жанром! А то у вас получатся восхитительные картины вроде стрельбы из
лазерных пушек по средневековым рыцарям или попыток отбиться от боевых
роботов копьями и стрелами. Что нежелательно, если, опять же, не
задумано изначально.
Так как автор сего славного руководства чаще всего выпадает из
реальности в обнимку с очередным фэнтезийным романом, остановимся для
примера на фэнтези вселенной. Однако по предложенной аналогии вы сможете
создать любую вселенную – будь то высокотехнологичный мир будущего,
постъядерный киберпанк или милый мирок с розовыми пони, которые кушают
радугу и какают бабочками (с).
Определились с жанром? Теперь определитесь с конкретным временем.
Фэнтези – это всё же лёгкий копирайт с реального средневековья, и потому
лучше бы изучить (какое страшное слово!) немного литературы по теме.
Вовсе необязательно, что в вашем произведении будет именно пятнадцатый
век, но, если уж у вас пылают костры Инквизиции – будьте добры и в
других сферах жизни не забывать о реалиях времени, когда вышеупомянутая
Инквизиция господствовала. Любые мелочи – вплоть до того, какие причёски
тогда были у знатных дам и из какого материала шили одежду
простолюдины, шили ли они её сами или покупали – очень важны. Они очень
радуют глаз и показывают осведомлённость автора о той эпохе, реалиями
которой он руководствовался. Но всё же у нас не исторический роман –
если вы внесёте что-то своё, никто, кроме особо впечатлительных
историков, вас за это убивать не будет. Среднестатистический читатель,
как правило, не замечает несостыковок во времени (это я про себя говорю,
да), так что не боись. Главное, чтобы вы сумели каким-то образом
органично вписать своё нововведение в этот самый средневековый мирок.
Образно выражаясь, вплести что-то своё в уже имеющуюся ткань, при этом
не допустив, чтобы она расползлась.
А теперь определимся с оттенком произведения. Нет-нет, не в смысле с
цветом. А со степенью его соответствия реальности. Например, книга о
рыцарях на белых конях и прекрасных дамах, героическая, без намёков на
грязь и написанная высоким пафосным слогом – это одно. А мрачная,
беспросветная, подробно описывающая все недостатки того времени (от
пропасти между бедняками и знатью до помоев на улицах и соответствующего
запаха) повесть о некроманте, убивавшем всякого подвернувшегося ему под
руку и делавшего из убитых марионеток, пока его самого не четвертовали –
это, товарищ, уже совсем другое.
От «оттенка» повествования зависит и вселенная. Например, в королевстве
рыцарей и прекрасных дам логично ожидать, что правитель – либо мудрый и
справедливый Король с большой буквы, либо Злобный Тиран, которого в
конце убьют. Т. е. всё будет чёрно-белым, без градации серых оттенков.
Иногда это неплохо, но, если все персонажи делятся только на «хороших» и
«плохих», это быстро наскучит не только автору, но и читателю, не
находите?
На другой стороне весов находится абсолютно серый мир. Нет, не лишённый
красок – просто в нём все герои неоднозначны, в каждом есть хорошие и
плохие черты. В ком-то больше белой краски, в ком-то чёрной – но они всё
же не хрестоматийные «добрячки» и «плохиши», что, как правило,
смотрится куда интереснее. Например, герой-некромант, убивающий жертв,
может оказаться искреннее убеждённым в своей правоте фанатиком, жаждущим
«через смерть даровать бессмертие» или вовсе тайным агентом Инквизиции,
которого терпят потому, что он устранил всех своих
собратьев-некромантов. В то же время в его душе живёт вечный страх –
вдруг избавятся от него?. .
С оттенком мы определились. Итак, пишем нечто среднее между всем этим.
Не мрачный кошмар наяву, но и не светлую пасторальную картинку – в
общем, в самый раз. А теперь берём в руки листок и бумагу и быстренько
придумываем географию выдуманного мира. А что? Все страны имеют свои
границы и климат, а также прочие интересные вещи, о которых расскажу
позднее. Если вам так удобнее, можете даже нарисовать карту. Не
высокохудожественное произведение искусства, а каляку, где вместо
реальных местностей – ромбы или квадратики (впрочем, это уже зависит от
вашего желания). Вы должны продумать, какая страна граничит с какой,
хотя бы наметить ландшафт (вместо гор можно рисовать очень забавные
перевёрнутые вверх ногами галочки!), и придумать географические
названия.
Сделали? Отлично! А теперь берёте каждую отдельную страну и пишете
несколько её краткое описание. Вписывайте всё, что только можете
придумать – религию, народные обычаи, торговые связи, нравы людей и т. д
(если сходу не пишется, опять же разбейте по пунктам)! К примеру: «Южная
Империя. Три крупнейших города – Аралон, Джерабел и Каран. Тут верят в
высшую богиню-мать, создавшую мир из праха её отца – трёхглавого
божества Антара. На всех иконах она в одной руке держит меч, воплощением
которого является Орден Хранителей – мужчин-воинов, служащих церкви, а в
другой – полумесяц, воплощением которого является Совет Жриц во главе с
земной наместницей Богини. Отчасти напоминает Древний Египет. Имеет
свою колонию в горах Неведомых Земель – Чёрный Город». Или «Северное
Королевство. Четыре крупнейших города – Валангард, Моринфорт, Ардан и
Аранхарт. В Валангарде – храм, посвящённый Божественной Триаде – трём
высшим богам: богине плодородия Терре, богу небес Айну и богу войны,
смерти и разрушения Карару. Суровый северный климат. Правит король
Виктор II».
Написали эти маленькие описалочки? Теперь берёмся за описалочки большие.
Берём каждый упомянутый крупный город и пишем, чем он знаменит. К
примеру, Джерабел – крупнейший торговый город, славящийся своими
ювелирными изделиями, Аралон – оплот местной религии, и т. д. Постепенно
вы заметите, что все ваши хорошие идеи систематизировались и не
разбегаются во все стороны.
Потом бегло опишите все места, которые будут так или иначе фигурировать в
повествовании. Например, пометьте, что Джанрир-Хада – священная земля
для Южной Империи, где проходит последнее испытание готовящихся стать
Хранителями послушников. А большую часть Северного Королевства занимает
огромный Великий Лес.
Итак, вы закончили. У вас теперь имеется своя собственная, относительно
уникальная фэнтези-вселенная. Молодцы, возьмите с полки пирожок!
649 Прочтений • [Как не ошибиться в мелочах при создании своей фэнтезийной вселенной.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]