Как придумать своих персонажей, а также разбор фэнтезийных шаблонов.
Итак, вот вы, наконец, решились писать своё великое произведение. Если
вы читали предыдущую мою статью касательно разработки фэнтези-вселенной,
то у вас уже есть место действия. Но вас не покидает ощущение, что вы
что-то забыли… Ну конечно же! Главные герои! Как же можно было забыть
про столь важную составляющую произведения. И вот тут-то и придёт вам на
помощь моя очередная, далёкая от профессиональности статья. Пишу я в
первую очередь как пишущий автор, а не как великий теоретик литературы,
так что уж не обессудьте…
Итак, начнём. Кто же будет у вас главным – герой или героиня? Или,
может, героев будет несколько? Для примера мы рассмотрим некую
абстрактную группу героев, состоящую из шести человек: главной
героиню-мага, её друга детства, ставшего некромантом, наёмника,
диковатой девушки-охотницы, добродушного громилы и благородной
разбойницы. Начнём с распиливания на дрова главной героини.
Одна из самых распространённых ошибок начинающих авторов – чрезмерная
идеальность персонажа. Т. е. героиня и умна, и мудра, как сто великих
архимагов, и красива, как богиня, а уж то, что она в хрупких ручках
удерживает двуручный меч с себя размером – это само собой! Естественно,
по ходу дела в неё влюбляется 99 процентов мужского населения, включая
главного злодея, который, рыдая, понимает всю пагубность своего
поведения и самоубивается у ног несравненной девы. Тут могу только
сделать пометку: не ломайте характер персонажа в угоду сюжету. Если вы
чувствуете, что ваш любовно списанный с готического певца Чёрный
Властелин с воплями отбивается от вас, не желая становиться очередным
идиотом у ног прекрасной и блистательной героини – оставьте бедолагу в
покое и найдите ему другую девушку. Или убейте, не мучая, ну в самом
деле.
Простите, отвлеклась. Вернёмся к героине. Для начала, запомните: никто
не совершенен. Нет, правда-правда, никто. Да-да, даже ваша
мега-идеальная героиня. Не делайте её «Прелестной девой с волосами цвета
пламени и глазами, сияющими, точно далёкие звёзды, отражающиеся в глади
зеленоватых вод таинственного озера». Пусть она будет слегка
симпатичной, но не более. Не используйте в описании пафосных эпитетов.
Поверьте, читателям куда интереснее читать о «миловидной девчушке с
золотисто-каштановыми волосами и зелёными глазами», чем о вышеупомянутой
прелестной деве. Если вам хочется сделать её не человеком, а, скажем,
эльфийкой – прошу, господа, только не забудьте: по самым
распространённым типажам, эльфы имеют резкие черты лица и широко
расставленные глаза. Т. е. не пишите про её мягкое и нежное личико, не
забудьте хоть раз упомянуть о том, что в ней есть эльфийские черты,
помимо заострённых ушек. А ещё эльфийки намного более хрупкие, нежели
люди. Впрочем, это смотря на то, какой тип эльфов вам ближе всего: те же
эльфы в произведениях Барба и Дж. С. Хенди вообще минимум двухметрового
роста, смуглокожие, имеют треугольные лица, выступающий скулы, брови
дугой и сильно раскосые янтарные глаза. Белые волосы прилагаются. Так
что это уже вам решать. Но, если вы взяли какой-то тип эльфов, а ваша
героиня из него выбивается почти по всем параметрам – может, лучше
просто подстричь ей ушки и оставить её человеком?
Теперь пара слов о фигуре. Да-да, страшное слово и проклятие всех
современных девушек, но всё-таки стоит над ним задуматься. Нет, не над
своей фигурой, а над фигурой героини. Если ваша героиня хрупкая,
стройная и невысокая, то будьте готовы к тому, что двуручный меч она
попросту не поднимет. Десять кило, как-никак. Тоже самое относится к
золотым магическим посохам: запомните, золото – отнюдь не лёгкий металл.
А теперь представьте, что вам приходится таскать на себе тяжеленную
палку, по весу напоминающую штангу. Скорей всего, в этом случае главную
героиню ждёт мучительное искривление позвоночника. Не издевайтесь над
бедняжкой, пусть живёт. Дайте ей деревянный посох и радуйтесь жизни.
Итак, о чём это я… учитывайте, что воительница, хотите вы того или нет,
будет более-менее накачанной. Иными словами, учитывайте то, кем вы
хотите сделать главную героиню, не только путём её переодевания из
доспехов в магическую мантию. Кстати, длинные волосы магу не помешают, а
вот девушке-воину могут не вовремя лезть в глаза.
И ещё чуть-чуть об одежде. Если ваша героиня – «простая крестьянская
девочка, всю жизнь прятавшаяся от Инквизиции из-за своей магии, ибо
боялась, что её заберут у родителей и запрут под замок», то она не может
быть одета в роскошную магическую мантию. Ну, разве что внезапно
возлюбит всей душой Инквизицию и захочет, чтобы её забрали, ради чего
будет с частушками ходить по родной деревне в мантии, швыряясь в
соседские дома фаерболами. Так же как если она росла под надзором той же
Инквизиции, что держит магов на положении вещей, то она будет упакована
в стандартную магическую робу с печатью «Собственность ООО «Инквизитор
Инкорпорейтед»» на внутренней стороне ткани. Не может у неё внезапно из
ниоткуда появиться другая одежда, если, конечно, вы не опишете, где она
её взяла (получила в подарок/купила/сняла с трупа на местном погосте –
возможны варианты). И целый гардероб героиня с собой таскать не станет. И
краситься, вот ужас, вряд ли сможет. Ибо некогда, дела есть и поважнее.
Плюс ко всему, не забывайте, что одежда имеет свойство пачкаться. Вряд
ли будет нормально, если магесса, только что убившая бросившегося на неё
разбойника, зайдёт в город в заляпанной кровью одежде и с посохом за
спиной и не услышит воплей: «Спасите, убийца! Позовите стражу!!» и т. п.
Так что пусть хоть иногда следит за чистотой одежды. То же и к её
спутникам относится.
Теперь о происхождении героини. Помилуйте, время великих тайн в духе
«Люк, я твой отец» уже миновало. Давно. Поэтому не делайте её дочерью
тёмного божества, двоюродной сестрой демона и внебрачной внучкой третьей
бывшей жены троюродного дяди Чёрного Властелина. Не надо. Пусть она
добьётся всего благодаря своей силе, а не своему происхождению, она же, в
конце концов, героиня, а не гламурная киса. Впрочем, если ваша героиня –
гламурная киса… изыди, Сатана, из моего руководства. (Не принимайте
близко к сердцу, это неудачная попытка сарказма).
И насчёт всяких там Древних Орденов, борющихся с Неведомой, Но Очень
Злой По Умолчанию Хренью… Если уж без этого не обойтись по сюжету, прошу
вас, ради бога: придумайте этому ордену нормальную историю, способную
пояснить, почему его назвали Орденом Белокрылых, Орденом Светлых Ангелов
или Орденом Имени Левой Пятки Великого Магистра. Пафосные названия тут
уместны, однако главное – не переборщить. В качестве примера могу
привести такой вариант: «Орден Золотого Дракона. Назван так потому, что
одним из его основателей маг, который едва ли с десятком товарищей вышел
на бой против сил тьмы, и, дабы победить, превратился в золотого
дракона. На обратное превращение ему не хватило сил, и он погиб, едва
сумев победить. Оставшиеся товарищи положили начало этому самому
великому Ордену, сдерживающему зло». А не так, что «Орден Светлых
Ангелов, потому что туда только паладинов принимают». Поверьте, люди
меняются. Сегодня – паладин, а завтра – Чёрный Властелин, и без всякой
там магии. К тёмной стороне склоняются постепенно, а не за пару секунд,
поверьте.
Насчёт вышеупомянутой тёмной стороны. Если ваша героиня должна
постепенно превращаться в нечто злобное и опасное – не списывайте это на
одержимость демоном, смерть товарищей, вызванный ношением посоха
остеохондроз и прочие легкодоступные озлобляющие факторы. Как я уже
сказала, за пару секунд на тёмную сторону не перейдёшь. Если ваша
героиня была светлой, потом у неё кто-то умер, и она стала тёмной – это
будет выглядеть банально. А вот если вы сможете подробно описать, как
она час за часом, день за днём, от поступка к поступку, даже сама того
не замечая, ожесточается… Вот это высший пилотаж. И да. Используйте для
склонения к тёмной стороне самые яркие ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ качества героини.
Да-да, не выискивайте скелет у неё в шкафу, особенно в ящике с нижним
бельём: поверьте, его там нет, вы же сами наделяли её прошлым и
прекрасно помните о том, что она ни разу в чём-то плохом не замечена.
Она вообще воплощение добра и справедливости на белом коне… Стоп! А
теперь подробнее. Справедливость и доброта бывают разными. Поставьте
героиню в такую ситуацию, что её доброта будет иметь негативные
последствия: она даст денег пьянице, а тот напьётся и утонет во рву, она
исцелит больного ребёнка, а родители этого ребёнка будут злиться на неё
за то, что им ещё один рот кормить… Пусть она не будет чувствовать
никакой отдачи от своих действий, пусть начнёт осознавать, что что-то в
её мировоззрении неверно. Стоит появиться сомнениям – появится и
альтернатива, как себя вести. Не дать голодающим кусок хлеба, а швырнуть
им в руки рыболовную сеть и отправить ловить рыбу – и снова столкнуться
с неблагодарностью. Попытаться спасти людей – и понять в какой-то миг,
что этих ублюдков даже спасать не стоило, что рано или поздно они
погубят сами себя. Смысл помогать таким? И постепенно ваша героиня
превратится в озлобленную девицу, готовую убить всякого, кто к ней не по
делу сунется. Учтите, при этом она останется справедливой, просто
станет линчевателем. Есть ведь разница? Ещё отличная предпосылка для
моральной деградации героя – все смертные грехи на выбор. Вашу героиню
до безумия злит положение дел во всём мире? Так пусть ей захочется
сделать отбивные из обеих враждующих сторон. Ваша героиня любит
покушать? Это отнюдь не так уж мило, особенно если она окажется в
осаждённом городе и будет съедать последние запасы еды. Она часто
впадает в меланхолию? Так пусть махнёт на всё рукой и захочет уйти,
послав по известному адресу и Чёрного Властелина, и своих товарищей.
Поверьте, простор поистине безграничен. Но что-то я увлеклась. Кхм.
И да, пометка ещё: если ваша героиня сильна, делайте её сильной в
чём-то одном. К примеру, она целитель. Прекрасно! Но тогда пусть она
будет слаба в битве. Или, напротив, она лихо кидается фаерболами. Пусть
тогда она окажется в ситуации, когда нужно кого-то исцелить, а у неё не
хватает на это сил. Огромный простор для личных драм, попыток переломить
свою силу и прочего.
У героини обязательно должен быть внутренний конфликт. Необязательно
между тьмой и светом в душе. Возможно, конфликт будет любовным (выбор
между двумя-тремя кандидатами на руку, сердце, печень и селезёнку), или
же личным (только увольте от всяких там покойных мам, пап, бабушек и
прочих родственников, если у вас нет хорошей оригинальной версии о
причинах их смерти).
Ну, с героиней с грехом пополам разобрались. Золотой посох и магическую
мантию отобрали, вручили деревянную палочку и крестьянское платье,
перекрасили волосы из огненного в золотисто-каштановый, а также глаза
сделали всё-таки отдалённо натурального цвета. Великолепно. Теперь
разберём её самых типичных спутников, подобранных по дороге к башне
Чёрного Властелина.
Друг Детства, ставший некромантом.
Почти шаблонный вариант для сопровождающего лица главной героини – её
друг детства. Среди друзей детства часто встречается хроническая
влюблённость в последней стадии, на которую героиня, как правило, не
обращает внимания. Что приводит либо к гибели Друга Детства, либо к
переходу его на тёмную стороны силы (да простит меня магистр Йода за
плагиат). А что, если внезапно перевернуть всё с ног на голову и
оставить его хорошим парнем? Это будет, поверьте, гораздо более
внезапно, чем его переход к Чёрному Властелину. И не теряйтесь: если он
уже стал некромантом – это не повод убивать его об стену. Некроманты
тоже бывают разные. К примеру, тихий-мирный паренёк, неожиданно
подавшийся в некроманты из научного интереса, а потом не деградировавший
до зомби-лича, вопящего «Мозги-кровь-мозги», гораздо интереснее
вышеупомянутого зомби. Не говоря уж о том, что мёртвые имеют свойство
разлагаться и не очень приятно пахнуть. Согласитесь, в постель к главной
героине его после этого не уложишь. Кстати, о постели. Знаете, почему в
списке персонажей нет типажа Романтического Героя, в которого героиня
влюбляется с первого взгляда? Потому что в попу такой типаж. Их слишком
много развелось, и они слишком уж идеальные, аж отстрелять из арбалета
хочется. Да вот беда – у них головы железные, стрелы отскакивают.
Друг Детства героини не должен быть комическим персонажем.
Прорабатывайте его не менее тщательно, чем главную героиню по изложенным
выше принципам, и, поверьте, ваши усилия будут вознаграждены.
Наёмник.
Обычно наёмник в фэнтези либо брутальный дядя с двуручником наперевес,
который порубил столько всякого-разного, что прям подойти страшно –
вдруг умрёшь от ауры крутизны, исходящей от него. Или, второй вариант –
трагический герой, молодой-красивый-умный, чисто случайно, волею
жестокой судьбы ставший наёмником и теперь ноющий по этому поводу. Так
как первый типаж ещё будет разбираться в разделе «Добродушный громила»,
остановимся на втором.
Пара слов о мужской психологии. Если вы думаете, что парень-наёмник,
выросший рабом, выполнявшим щекотливые поручения хозяина, а в пятнадцать
лет проданный в бордель, будет плакать и пускать сопли – вам к
психиатру, вторая дверь налево. Какие там слёзы? Того, кто плачет, сразу
бы убили – что хозяин, что клиенты борделя, недовольные таким
обслуживанием. Скорее, наоборот, будет наблюдаться защитная реакция. И
не обязательно это будет: «Уйди от меня, ты что, не видишь, я тут драму
гоню и ангст перекачиваю!». Нет. Защитная реакция может быть любой –
вплоть до юмора, и необязательно чёрного. Да, я понимаю, что сложно
придумать герою своеобразный юмор, да ещё и придерживаться подобного, но
всё же это хороший ход. Однако не нужно превращать наёмника в шута.
Помните – это не чисто комический персонаж. По-хорошему, чисто
комических персонажей вообще быть не должно. Как и персонажей-эмо, по
поводу и без пускающих сопли и рыдающих посреди поля боя о жестокой
судьбе (если, конечно, ваши персонажи не эмо).
Дикая охотница.
Прекрасная девушка-дикарка. Обычно вводится как проводник, знающий
тайные лесные тропы. Вам не надоело, господа? Почему бы не
поэкспериментировать и не сделать вместо наивной девочки, восхищающейся
ранее не виденным городам, суровую девушку-браконьера? И не дай боже вам
сделать охотницу ведьмой. Это уже даже не смешно. Кстати, о лесных
ведьмах: ни в коем случае не позволяйте никому из ваших персонажей быть
таковой. Образ красивой дикарки сам по себе банален до ужаса. Если уж вы
взяли его себе в произведение, попытайтесь придумать что-то
поинтереснее: «За ней и матерью её охотилась Инквизиция, ибо тайными
силами ведали они, и пришлось несчастной матери, ведя за руку малолетнюю
дочь свою, исчезнуть во глубине мрачного леса». Не бойтесь
экспериментировать. Иначе получится очередное набитое шаблонами
псевдофэнтези.
Добродушный громила.
Самый распространённый типаж. Есть везде. А как же без него – должен же
кто-то сражаться. Правда, маленькая проблема: как правило, такие громилы
лишены мозгов начисто. Чаще всего они не люди, а перевоспитавшиеся
плохиши – орки, тролли и т. д. Умоляю, будьте оригинальны: оставьте им
человеческую внешность и хотя бы немного мозгов. А также не забывайте о
том, что они нужны не только для фона – как, впрочем, и любые другие
персонажи. Придумайте и громиле, и всем остальным хоть минимальную
мотивацию к действиям (и чтоб без всяких там «Чёрный Властелин убил мою
маму, моего папу и моего хомячка», а то знаю я вас).
Не забывайте, что громила тоже человек – и будет вам счастье.
Благородная разбойница.
Поняв, что Робин Гуд всем надоел, писатели решили облачить его в юбку.
Нет-нет, я в смысле «пол сменить». Красивая девушка из простой семьи,
стремящаяся «деньги богатых бедным раздать» — просто великая идея,
безусловно, до вас она ещё не приходила ни в одну голову. А внутренний
конфликт? А что внутренний конфликт? Зачем он нужен, такой ведь типаж
замечательный…
Запомните: внутренний конфликт нужен любому персонажу. Необязательно
мега-ангстовый, но хоть какой-то и мало-мальски правдоподобный. Без него
ваш персонажи превратятся в картонные шаблоны.
И главное – помните: у всех героев есть черты характера помимо основных!
Если совсем уж не можете справиться с их разобором – сделайте себе
страничку персонажа. Нет, не рисунок в разных ракурсах, как для комикса
(хотя и рисунок – штука неплохая), а нечто вроде анкеты, как в форумных
ролевых. Разбейте по пунктам всё, что вы хотите сказать о персонаже. И
пишите. Вот пример анкеты:
1. Имя, возраст, ключевые моменты биографии.
2. Характер, стиль речи.
3. Если рассказик у нас боевой – стиль боя. Ибо когда все персонажи размахивают одинаковыми типами оружия, это не есть хорошо.
4. Внешность. Почему последним пунктом? Потому что внешность – средство выражения характера, а не наоборот, поверьте.
Итак, моё славное руководство завершено. Удачи вам в творчестве!
1780 Прочтений • [Как придумать своих персонажей, а также разбор фэнтезийных шаблонов.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]