"Ох уж это великое зло", или разбор образа фэнтезийного злодея.
«Ох уж это великое зло», или как создать образ фэнтезийного злодея.
И вот, не прошло и года, как я вернулась и начала снова грузить вас,
дорогие мои писатели и читатели, своими непрофессиональными, однако
честно сделанными с учебником в руках статьями. У тех, кто читал и
принял к сведению две предыдущих статьи, уже есть примерное
представление, что же делать с местом действия, а также сопровождающими
лицами главных героев и самими героями. Однако есть ведь и обратная
сторона медали – добро всегда борется со злом. Ну, или добро с добром.
Или зло со злом. Зависит от того, как повернуть сюжет. Но одно остаётся
неизменным – то, что всегда есть какой-то тайный (или не очень)
кукловод, ведущий к победе силы зла. Кто же он, фэнтезийный Чёрный
Властелин? И как правильно проработать его образ? С этим может помочь
это небольшое руководство.
В первую очередь – помните, что я вам говорила об «оттенках»
произведения? Если вы не знакомы с содержанием статьи «Как не ошибиться в
мелочах при создании собственной фэнтезийной вселенной», то поясню:
бывают произведения изначально «светлые», «тёмные» или «серые». И у
каждого из них есть свой злодей. В «светлой» героической сказке,
безусловно, должно будет фигурировать очень злое по умолчанию Древнее
Зло, которое непременно победят. В «серой» истории, где нет чёткого
деления на добряков и плохишей, злодей будет неоднозначен, и может даже
вызывать уважение и сочувствие. В случае с «тёмной» историей, где зло
уже победило и продолжает побеждать, злодей снова будет безумно злым, но
не безликим Чёрным Властелином, а вполне себе реалистичным, пусть и
несколько демонизированным человеком, растворившимся в собственных
пороках. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы каждого типа злодеев, а
также то, над чем стоит поработать при создании образа.
«Древнее Зло пробудилось… Вставай, герой! И плевать, что у тебя амнезия –
меч в руки и сражайся! По ходу научишься, я тебе как великая пророчица
говорю!» (с)
Итак, древнее зло. Чаще всего это вылезшие из-под земли
орки/демоны/духи, жаждущие не захватить мир, а разрушить его. Эдакая
безликая давящая масса, желающая порубить на куски всех, кто ей
попадётся на пути. И управляет ей не менее безликое (иногда в прямом
смысле слова) концентрированное зло, содержание порока в крови – 100
процентов. Итак, какие ошибки в основном делают авторы:
1) Древнее Зло само по себе – очень заезженная тема. И если не придать
ей какую-то другую стилистику или хотя бы не дать объяснение, почему это
зло так всех не любит, то вы рискуете скатиться в шаблоны. Очень
сильно.
2) Господа, ваш Чёрный Властелин ведёт в бой орков/духов/демонов.
Смиритесь с тем, что он не может быть головокружительно красивым и
молодым. О том, как поступать с его внешностью, читайте далее.
3) Безликость повествования, т. к. непонятно, почему именно ваш герой
должен останавливать вот это вот ваше зло. Что, если ему вдруг захочется
развернуться и уйти? Если вы адекватный человек, то вы, надеюсь,
понимаете, что нужно дать герою личный мотив, и это не должна быть
смерть родных и близких и мировой пацифизм, а также мифический долг
перед Великим Уничтоженным Орденом, к которому он принадлежит. Иначе вы
напишете просто очередную стилизованную поделку, а далее – см. пункт
один.
Но есть, впрочем, у Древнего Зла и свои плюсы, которые тоже стоит перечислить:
1) Чувство безысходности. Если с королём-тираном ещё можно договориться,
так же как можно и выжить в его королевстве, будучи взятым в рабство
или в плен, то Древнее Зло ведёт войну на уничтожение. Согласитесь,
понимание того, что скоро вас всех могут сожрать без шансов на спасение,
очень сильно сплачивает команду.
2) Мистическая подоплёка сюжета. Если к королю-тирану очень трудно
прикрутить мистическое обоснование, то для древнего зла только оно и
годится. Маловероятно, что Древнее Зло имеет иную природу, кроме
потусторонней. То есть у вас есть широкий простор для обоснований
баловства с магией и нематериальными сферами бытия.
3) Ощущение небывалой эпичности происходящего. Я тут одно время
проводила эксперимент-наблюдение и пришла к выводу, что большинству
почему-то безумно хочется чувствовать себя спасителями всего мира, а
лучше вообще всех миров. Вот странно, лично мне приятнее было бы спасти
только свою семью/своих друзей/на худой конец свой город или страну, что
гораздо более реалистично выглядит. Однако факт остаётся фактом –
большинству людей приятно читать именно про «Ужасное Древнее Зло», а не
про полководца, мужественно сражавшегося за свою страну.
Итак, Древнее Зло мы примерно распилили. Теперь возьмёмся за второй (по
моему авторскому мнению – самый вкусный) вариант злодея: неоднозначный,
двуличный, но вместе с тем вызывающий уважение Серый Лорд (давайте его
так назовём).
«Сквозь мёртвый холод снов туманных,
Сквозь крик погибшей красоты,
Я вижу в зеркале печальный,
Немой вопрос: «И кто же ты?. . » (с)
Серый Лорд – самый любимый в женском фэнтези тип злодеев. Хотя бы
потому, что он теоретически может быть молодым, красивым и кандидатом в
любовники главной героини (или, если уж совсем что-то чешется *как у
автора данной статьи*, главного героя). Тем не менее, это не всегда так:
частенько Серый Лорд является взрослым, мужественным или даже пожилым.
Серые Лорды бывают высокие и низкие, жестокие и извращённые, насильники и
монахи… Но объединяет их всех одно: они, при всех своих отрицательных
качествах, могут вызвать симпатию и сочувствие. Некоторые особо
впечатлительные личности вроде автора данной статьи этих злодеев нежно
любят даже сильнее, чем главных героев. Но, как ни хотелось бы автору
немного повосхвалять таких вот Серых Лордов, придётся всё-таки
перечислить все «за» и «против».
1) Образ истинного Серого Лорда требует гораздо большего знания
психологии и объяснения мотивов, нежели образ давящего Древнего Зла.
Хотя бы потому, что Серый Лорд (как правило) – такой же человек, как и
главные герои, и достиг всего лишь благодаря своей тёмной харизме и
внутреннему стержню. Такой тип злодеев никогда и ни за что не станет
делать что-то просто так, без глубокой мотивации. Причём она должна быть
логичной, а не основываться на психологической травме детства. А если
уж основывается, то беритесь за дело с умом. Например, то, что
очаровашку-лорда били в детстве, может вызвать у него либо антипатию,
либо стойкую манию к телесным наказаниям, но никоим образом не объяснит
то, почему он вдруг бросился насиловать селянок и грабить караваны.
2) Очень высокий риск скатиться в любование персонажем и прописывание
его достоинств. В результате чего Серый Лорд превращается в кавайную
яойную няшечку. Нет, я ничего не имею против кавайных яойных няшечек, вы
не думайте. Просто это будет выглядеть странно и не к месту.
3) И наконец, самое главное: высок риск настолько симпатизировать
злодею, что не найти сил убить его в конце произведения. Имейте
мужество, господа. Если вы решили не убивать злодея – либо
перевоспитайте, либо заточите на пожизненный срок в каком-нибудь
междумирии. А не оставьте в замке главного героя на правах почётного
любовника.
Но плюсы у этого образа, несомненно, перевешивают:
1) Живость и человечность такого злодея автоматически переводит его из
разряда Чудовищного Зла в разряд материальных соперников. Что позволяет
строить с его участием более замысловатые и жизненные сюжеты.
2) Этот герой не будет вызывать у людей ненависти и отторжения, и они,
возможно, вполне будут понимать, почему главный герой или героиня готовы
перейти на его сторону.
3) Такой герой, в отличие от вселенского зла, поддаётся перевоспитанию.
То есть его вовсе необязательно убивать руками героя. Однако сёстры мои
яойщицы и братья мои яойщики – это не повод делать из него уке для
главного героя. Знаю, популярный ход, но всё же… обоснование того, с
чего эти двое вдруг так сильно друг друга захотели, никогда не помешает.
Да, я понимаю, что плачущий и раскаивающийся злодей, жмущийся к
главному герою, выглядит няшно, но всё же… постарайтесь этого избежать.
И, наконец, третий, не особо любимый тип злодеев: вполне себе человек,
однако настолько погрязший в своих пороках, что уже давно забил на все
свои разумные, добрые и вечные качества.
«- Так, прикажите привести ко мне в спальню пленника!
- Но вы же приказали принести вам пару бутылей вина и устроить ванну из крови девственниц, господин!
- Одно другому не мешает!»
Этот тип злодеев крайне нелюбим в женском фэнтези, однако
мужчины-фантасты, пишущие тру-дарк-фэнтези, частенько пускают слюни на
этот образ: образ лишённого красоты, уставшего от жизни нехорошего дяди,
который находит для себя утешение в разного рода низменных
удовольствиях. Назовём этот типаж «Мерзкий Господин» Итак, плюсы:
1) Как уже сказано, мужчинам нравится такой тип злодеев. Причём нравится
в том смысле, что многие, кому в реальной жизни недостаёт смелости,
хотели бы стать такими же. Я не говорю о конкретных людях, но моё
окружение позволяет сделать вывод: если у некоторых мальчиков есть выбор
– ассоциировать себя с альфа-самцом, который живёт в роскошном дворце и
держит при себе личный гарем из кучи грудастых девиц, или же с
вышеупомянутым Серым Лордом, которого, вот ужас, могут по внешности
записать в лица нетрадиционной ориентации, выбор будет в сторону
альфа-самца. (На этот пункт просьба мужчинам не обижаться, ещё раз
повторюсь, я никого конкретно не имею в виду, пишу исключительно с
позиции сравнения мужского и женского фэнтези).
2) Вам не придётся стараться вызывать у читателей отрицательные эмоции –
мало кому понравится образ жирного, заплывшего толстяка, больше всего
на свете любящего хорошо покушать, выпить дорогого вина и изнасиловать
парочку девственниц.
3) И, наконец, вы сможете безнаказанно живописать сцены безумного
разврата и тому подобное, объясняя это цензору и редакторам тем, что это
необходимо для создания образа.
Но увы – есть у этого образа и безусловные минусы:
1) Женщинам не нравятся такие злодеи, особенно если по сюжету в итоге их
нельзя убивать (что обычно и происходит в «тру-дарк-фэнтези»). Так что
будьте готовы к тому, что ваше великое произведение затопчут
женщины-критики.
2) Омерзение и презрение не всегда эквивалентны ненависти. Вам пришло бы
в голову ненавидеть червяка? Вот-вот. Злодей такого типа должен
вызывать именно ненависть, а не желание пролистать на десять страниц
вперёд.
3) И, наконец, есть риск излишне увлечься сценами разврата и вообще забыть о том, ради чего, собственно, пишется ваша нетленка.
Теперь у нас есть три основных типа злодеев. Рассмотрим более подробно, как сделать их интересными для читателя.
Чёрный Властелин.
Итак, начнём разработку интересного предводителя великого Древнего Зла.
Во-первых, стоит учесть, что этот вариант столь заезжен в литературе и
кинематографе, что нечто новое придумать очень трудно.
Чаще всего Чёрный Властелин не может похвастаться великолепной
внешностью. Самые характерные признаки – рога, светящиеся глаза, хвост,
клубы дыма, запах серы и чёрный балахон. Чаще всего появляется как
зловещее знамение, сам в бой вступает крайне редко (или вообще не
вступает, а только пафосно сидит на троне, указывая высохшим костлявым
пальцем, куда именно стоит пойти его слугам).
К слову, о возрасте этого красавца. Как правило, это древняя, высохшая
мумия. Красавцами таких не делают. И, если ваш Чёрный Властелин –
9-тилетний ребёнок, то объясните это. Хотя бы тем, что он нематериален и
умеет менять свой облик, когда и как захочется.
Сам по себе Чёрный Властелин является очень размывчатым образом, и
можно лишь догадываться, кем он когда-то был. Будьте оригинальны – пусть
у Чёрного Властелина будет своя история о том, как дошёл он до жизни
такой. И постарайтесь не использовать шаблонную конструкцию «В погоне за
властью няшка превратился в демона». И уж тем более не делайте это
существо отцом/матерью/дядей главного героя – это уже ни для кого не
станет откровением. А уж если вам пришло в голову, что злодей – это не
один человек, а несколько, ибо его лицо скрыто за маской, и всякий раз,
как её владелец умирает, его место занимает убивший его герой… Ну, мир
вашему праху. Хотя и этот момент можно повернуть интересной стороной,
если дать читателю понять, что, не ожесточившись и не встав на один
уровень с этим Древним Злом, невозможно его одолеть. И под «становлением
на один уровень» имеется в виду утрата морали, а не захват силы
древнего божества.
Самое главное в случае с Чёрным Властелином – не забывать о его
существовании. Ибо, как правило, более заметны его слуги, чем он сам. В
результате чего наличие Чёрного Властелина кажется в принципе
неоправданным: зачем он нужен, если он только пафосно маячит на заднем
плане, подпирая своим троном стенку?
Идеальный Чёрный Властелин – это безликое зло. Олицетворение той же
давящей, недисциплинированной силы, как и его слуги. Если вы играли в
старые игрушки по типу "Neverwinter Nights 2”, то вам наверняка знакомо
такое понятие, как «хаотично-злое мировоззрение». Если не играли –
поясню: это ситуация, когда кто-либо творит зло безо всяких на то
причин, просто из любви к разрушению. Ещё точнее – пинает раненого
котёнка ногой и не получает от этого никакой выгоды. Вот такое-то
мировоззрение и должен воплощать Чёрный Властелин. Если он когда-то и
был человеком – важно донести до читателя *и до героя* понимание того,
что от этого человека ровным счётом ничего не осталось. Это вам не «Люк,
я твой отец!» (с).
От этого человека и не должно ничего оставаться. Человек не может
хотеть разрушить мир по умолчанию. Максимум – он будет хотеть его
захватить. Что никак не вяжется с разрушительными силами Чёрного
Властелина.
Самые яркий пример этого типа злодеев – Саурон из «Властелина Колец».
Серый Лорд.
Господа читатели моей статьи, рекомендую вам взять спасательные круги,
дабы не утонуть в моих восторженных слюнях. Как я уже сказала ранее,
Серый Лорд является самым любимым в женском фэнтези персонажем. А я, как
это ни прискорбно, всё-таки девушка. Поэтому и я не избежала подобной
участи.
Для начала – всё та же внешность. Обычно Серый Лорд – благородно
бледный, безумно красивый молодой человек с аристократичными чертами
лица. Обычно в модной магической мантии/доспехах от кутюр/в королевских
одеяниях. Бледное чело венчает мрачная корона с похожими на капли крови
рубинами, а на бледных щеках нет и следа румянца… кхм. Теперь, когда
авторское желание попускать слюни исчерпано, вернёмся к статье.
Запомните, описание выше – это почти сарказм. Внешность Серого Лорда
всецело зависит от его роли в сюжете и характера. Если он – вассал,
предавший своего господина, и при этом уже успевший снискать славу на
полях былых сражений – смиритесь. Любовником главного героя придётся
стать его сыну. Ибо вряд ли ему будет менее сорока. Если ваш Серый Лорд –
злой гений, то придумайте, каким образом он стал столь гениален в
двадцать лет. И тому подобное. Я знаю, что чаще всего Серые Лорды
молоды, однако без обоснования делать злодея юношей не стоит. И да,
собратья мои яойщики, то, что он потенциальный любовник главного героя –
это НЕ обоснование.
Теперь о самом вкусном – о психологии. Да-да, это для меня даже большая
вкусняшка, чем внешность. Чаще всего Серые Лорды – люди, имеющие некие
моральные травмы. Не всегда под моральными травмами подразумевается
смерть родителей или что-то подобное. Травмы могут быть самыми
экзотическими и смешиваться с чем угодно. Например, в детстве мальчик с
удивлением заметил, как прекрасны мёртвые тела, и теперь убивает
красивых людей, чтобы сделать из них кукол и увековечить их красоту. Или
же, будучи ребёнком, он стал жертвой демона и вселил его в себя, после
чего его личность раскололась на две половинки (дешёвенький, кстати,
приём). Кстати, почему-то никто не пишет про моральную травму в духе
«Был изнасилован извращенцем, стал импотентом». А какую бы трагедию
можно было бы замесить… Кхм, это шутка юмора такая. Кстати, запомните –
если ваш Серый Лорд всё-таки был когда-либо изнасилован, а тут вдруг
планируется сделать его любовником главного героя… в общем, учтите, что
изнасилованный мужчиной молодой человек вряд ли спокойно ляжет в койку с
парнем, забыв свои моральные терзания.
Если взять вышеупомянутые мировоззрения, принятые в старых ролевых
игрушках, то Серый Лорд должен воплощать собой «законополушно-злое»
мировоззрение. Оно подразумевает то, что злодей, делая свои нехорошие
дела, всё-таки придерживается некоего кодекса чести. Т. е. такой злодей
обирает своих подданных ради собственной выгоды, но не будет устраивать
массовые казни. Или наоборот – казнит всех неугодных из-за врождённой
паранойи, но налоги при этом ниже среднего. В общем, жизнь его подданных
тяжела, но, возможно, ему подобное видится единственным выходом.
Идеальные примеры Серых Лордов – Логан из Fable III (стал
королём-тираном, но ради того, чтобы спасти от гибели королевство),
Сгэйль из серии книг «Дампир» (сначала пытался убить одного из главных
героев, после встал на его сторону), Логэйн из Dragon Age (бросил без
помощи армию короля, поскольку считал того неспособным править страной и
собирался собственнолично возглавить армию).
Мерзкий Господин.
Итак, статья постепенно близится к финалу. Остаётся разобрать последний и мой наименее любимый типаж – Мерзкого Господина.
Внешность этого человека должна содержать самые отторгающие черты.
Частенько Мерзкие Господа имеют какие-либо врождённые уродства –
отсутствие конечностей, горб, косые глаза… Всё в этом образе должно быть
направлено на то, чтобы вызвать у читателя чувство омерзения. Сюда
сойдёт и лишний вес, и жёлтые зубы, и прыщи… вспомните всё, что вызывает
у вас визуальное отторжение, и используйте. Помните, главное в этом
случае – чувство меры. Если вы сделаете злодея горбатым, косым,
одноруким толстяком с жёлтыми зубами, то сцены разврата с его участием
ваше произведение не спасут – читатели в массовом порядке кинутся за
ведёрками и тазиками, дабы было куда блевануть. Злодей должен вызывать
чувство неприязни и лёгкого омерзения, а не рвотные позывы.
Что до характера – Мерзкий Господин местами схож по мотивации и с
Чёрным Властелином, и с Серым Лордом. С той лишь разницей, что ему
абсолютно ничего не надо от этой жизни. Вся жизнь такого злодея должна
состоять лишь в удовлетворении собственного эгоизма, зачастую почти
животного. Когда-то Мерзкий Господин, возможно, и был великим воином, но
сейчас он опустился и превратился в амёбу. Иногда он сознательно
нагнетает обстановку в своих владениях – потому что ему весело
заниматься подобным, иногда же подобная ситуация возникает из-за его
бездействия. В случае с Мерзкими Господами стоит вновь помянуть добрым
словом все семь смертных грехов: как правило, образ таких злодеев
строится именно на них. Сам по себе такой злодей зачастую не особенно
опасен, однако обладает изворотливым умом, и вполне в состоянии плести
интриги и насылать на главного героя толпы своих подданных.
По сути, этот человек воплощает собой нейтрально-злое или же
хаотично-злое мировоззрение (простите, автор статьи очень увлекается
старыми РПГ). Тот злодей, что творит зло ради своей выгоды, не
задумываясь о том, к чему это приведёт – воплощение нейтрального зла.
Если же, как сказано выше, он получает удовольствие от науськивания
одних своих подданных на других, то он воплощает собой то же стремление к
разрушению, что и Чёрный Властелин.
Самый яркий из известных мне примеров Мерзких Господ – комендант Лоредо (Ведьмак 2: убийцы королей).
Итак, моя статья завершена. Она не претендует на профессиональность и
писалась с позиции пишущего автора и активного читателя. Очень надеюсь,
что кому-нибудь она поможет в творчестве!
P. S. Стоит ли мне писать статью на тему «Что такое внутренний конфликт героя?».
949 Прочтений • ["Ох уж это великое зло", или разбор образа фэнтезийного злодея.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]