Что такое внутренний конфликт, и с каким соусом его едят.
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и снова я – со своими не особенно
профессиональными статьями. Это уже начинает напоминать хобби.
В одной из предыдущих моих статей («Как придумать своих персонажей, а
также разбор фэнтезийных шаблонов») я писала о таком понятии, как
«внутренний конфликт героя». Ввиду того, что один из читателей попросил
меня разъяснить эту тему несколько подробнее, я решила написать данное
«произведение». Учтите, господа читатели, я, как всегда, буду беспощадно
измываться над общепринятыми фэнтезийными понятиями, так что не
принимайте близко к сердцу, если что-то из осуждаемого мной будет
замечено в вашем произведении. В конце концов, шаблоны тоже вещь
хорошая, если их грамотно переработать и не переборщить с
заимствованием. (А то, помнится, была у меня где-то далеко недописанная книжка, где герои – калька с «Властелина колец», эх)…
Итак, для начала о том, что такое, собственно, внутренний конфликт.
Думаю, читатели умеют тыкать на ссылочки на Википедию, поэтому я не
стану запихивать в статью определение слова «конфликт», нагло стыренное с
вышеупомянутого сайта. К тому же, вы наверняка уже знаете, что конфликт
– это противоречие. И, если в случае с конфликтом между двумя людьми
всё просто – вилкой в глаз, кулаком в живот – то с внутренним конфликтом
дело обстоит сложнее. Естественно, это не тыканье в глаз самого себя и
не спор печени с селезёнкой. Нет, конфликт должен наблюдаться в душе
персонажа, быть глубоко психологическим. Зачем вообще нужен внутренний конфликт.
Как говорил один философ – «Если у кого-то нет проблем, значит, он уже
умер». А внутренний конфликт – это проблема для персонажа. Поэтому
наличие такого конфликта делает персонаж более живым, переводя
восприятие этого персонажа из статуса картонки в статус образа. Пара слов о психологии.
Да, господа пишущие авторы, я понимаю, что вас при рождении наградили
только одним полом. Однако поверьте, то, что вы, к примеру, девушка, —
это не оправдание тому, что ваш герой-мужчина ведёт себя как последняя
сопля и растекается рыдающей лужей.
Запомните: мужчины не должны плакать. Если мужчина плачет – значит,
случилось нечто экстраординарное. Именно из-за своей редкости мужские
слёзы выглядят пугающе, вызывают ощущение полной безнадёжности ситуации.
Просто сравните два варианта: рыдает парень, который плачет каждые пять
минут, по любому, хоть мало-мальски трагичному поводу. И момент, когда
катится слеза по щеке юноши, который, даже когда его пытали, кусал до
крови губы, чтобы не плакать. В первом случае вы почувствуете жалость и
сочувствие. Во втором – ощутите боль персонажа. То же я могу сказать
касательно тяжёлых историй жизни. Нет, их не нужно хирургически урезать.
Они должны быть. Вот только тут главное – не переборщить. Если у
вашего персонажа и была когда-то какая-то нехорошая история – запомните,
он не обязательно должен вывалить её на главного героя (героиню) в
первые секунды знакомства. Если же эта история применительна к главному
герою, то опять же – не делайте его сразу жертвой землятрясения,
изнасилования, гильдии убийц и чего-нибудь там ещё, если, конечно, на
него не наложили проклятие, что все, кто ему дорог, погибают. И то, у
этого проклятия должно быть материалистическое объяснение. Если вашего
героя прокляли – то уже в зрелом возрасте (не в четыре года) и за
какой-то ужасный поступок. В общем, чувство меры и ещё раз чувство меры.
Так, а вас, дорогие мужчины, уже решившие было, что я раскритикую
только девушек, я попрошу остаться и читать дальше. Поверьте, если ваша
героиня задумывалась как гетеросексуалка, и в будущем её ждёт счастливый
брак (сожительство) с мужчиной – не думайте, что она радостно рухнет на
одну ночь в объятия «огневолосой чародейки» только потому, что у той
«упругая грудь и соблазнительная попка», да простит меня пан Сапковский.
Так же она не придёт в экстаз от связи на одну ночь с большим
количеством мужчин, если это только заранее не прописано в характере как
канон (но делать ТАКОЙ главную героиню – это жесть, господа, сойдёт
только для стёба и концентрированной порнухи). Не поймите меня
неправильно, я не оскорбляю мужское фэнтези в целом и пана Сапковского в
частности, но меня коробит то, как в таком фэнтези воспринимаются
женские героини. Эдакие радостные стервозные идиотки, которые только и
ждут, когда же их отымеет главный герой или (в случае, если они сами
главные героини) – первый встречный. Или же коварные и жестокие змеи,
крутящие главным героем во все стороны. Запомните, женщины относятся к
сексу абсолютно иначе, что бы ни писали по этому поводу всякие
«гениальные» психологи по типу Януша Леона Вишневского. Если хотите,
почитайте на досуге его книгу «Зачем нужны мужчины» — пардон, но вся
книга выглядит как оправдание «Да нет же, мужчины хорошие, это всё
женщины виноваты! И вообще, многожёнство придумали женщины, и гаремы
изначально были у женщин»… В общем, восхительный бред, написанный
высокопарным псевдонаучным языком. Если продерёшься сквозь текст – увы,
смысла ты там не увидишь. Кхм, я отвлеклась. Простите, личное.
Суть вышенаписанного гневного текста – если уж вы пишете про женщину или
мужчину, пишите из её/его шкуры, а не из вашего личного опыта. Ваши
персонажи – это не вы сами, вот что главное. Как говорила одна моя
знакомая студентка медицинского вуза – «Основной принцип при уколе –
жопа не твоя!». Вот и персонажи должны восприниматься как ваши дети,
объект эксперимента и т. п. Как что угодно, только не как вы сами. Вы
должны представить, что вы – это ваш персонаж, а не наоборот. Его
жизненный опыт, его прошлое – всё вы должны учитывать при создании
характера.
Пример – вы девушка, пишете про сволочного наёмника, меняющего девушек,
как перчатки. Наёмник не должен рыдать и искренне влюбляться в каждую из
них – умейте влезть в его шкуру, умейте искренне получать удовольствие
от прописывания того, как он обманывает очередную «жертву». Просто
неприятно читать произведения, в которых за кадром так и слышится
авторское: «Вот гад! Нет, ну как ты можешь так поступать с девушкой,
если она тебя любит?!».
К чему весь этот «психологизм», прописанный выше? А к тому, что при
прописывании проявлений внутреннего конфликта без познаний в разнице
мужской и женской психологии никак не обойтись.
Итак, перейдём, наконец, к самой сути статьи и рассмотрим основные принципы хорошего внутреннего конфликта. Принцип первый – правдоподобие.
Вот здесь вам и нужна будет разница мужской и женской психологии. Если
для женщины свойственны, к примеру, любовные метания, и она будет
чувствовать себя виноватой перед всеми претендентами на руку, сердце,
печень и селезёнку, то мужчина воспримет ту же ситуацию по-другому.
Гораздо вероятнее, что мужчина будет нервничать, чувствовать себя
растерянным. Эта ситуация будет ему неприятна, однако свою вину он вряд
ли будет ощущать столь же остро. Хотя, если вы пишете слэш и ваш герой –
«голубой», то ему могут быть свойственны более женские реакции. Принцип второй – драматичность.
Внутренний конфликт героя должен быть эмоционально тяжёлым, должен
вызывать у читателя сочувствие. Поймите правильно – метания девушки,
сидящей на диете, между тем, скушать ей пирожок или кусочек яблока,
сгодятся разве что для стёба. А вот страдания девушки, мечты которой
постоянно разбиваются о реальность («я хочу быть целителем, чтобы
восполнить то, что разрушает моя магия, но целительство мне не даётся»,
«Если бы я была целителем, я сумела бы спасти умирающую подругу» и тому
подобное) будут действительно интересны. Принцип третий – развитие с течением времени.
Как и любой конфликт, внутренний конфликт героя с течением времени
должен либо развиваться и нагнетаться, либо сходить на нет. Ни в коем
случае не позволяйте конфликту оставаться в законсервированном
состоянии. Поймите правильно: если у вашего героя, скажем, есть
навязчивый страх смерти, то пусть с течением времени он усиливается – и
так вплоть до паранойи. Или же, наоборот, становится всё меньше и меньше
– и в конце концов исчезает. Принцип четвёртый и последний – взаимосвязь с сюжетом.
Косвенно проистекает из предыдущего принципа. Запомните: внутренний
конфликт должен вписываться в сюжет и идти параллельно ему, а не
развиваться в сферическом вакууме. Сюжет – это основная линия:
внутренний конфликт – параллельная. И они должны развиваться соразмерно,
а не скачками. Какое-то событие может дать толчок к усилению той же
паранойи, а какое-то – наоборот. Теперь рассмотрим основные виды внутренних конфликтов.
1. ЛЮБОВНЫЙ.
Самая частая разновидность внутреннего конфликта. Как правило, это либо
любовный треугольник, либо страдания на тему «Ну мы же оба
мужчины/женщины/бесполые губки с клыками!» (нужное подчеркнуть). Или,
наоборот: «Мы же слишком разные! Я – гном, а он – дикий эльф из лесов!»
Иногда сочетается всё и сразу.
При таком конфликте главное – не переборщить. Если ваш герой на
протяжении всего произведения мнётся, не решаясь броситься в объятия
любимому (меня заклинило на слэше) хотя бы раз, то, знаете… хочется
взять его и его любимого и на ночь запереть в тесной кладовке в полметра
квадратных площадью. Чтоб обнялись хотя бы. Если, конечно, леймотив
вашей повести – не страдания от понимания того, что любовь окажется
безответной и всё рухнет от непонимания второго влюблённого.
И да – не превращайте любовный треугольник в любовный многоугольник.
Претендентов на девственность главного героя или героини должно быть не
более трёх (при условии, что они искренне влюблены в неё). И то, лучше
ограничиться двумя.
2. ЛИЧНАЯ ДРАМА.
К личной драме относятся всевозможные травмы детства. Пример – в детстве
героине внушали библейские истины, а потом она внезапно попала в
обстоятельства, где без убийства другого не выжить самой. Герой, с
детства разлучённый с семьёй, всю жизнь считал, что его любят и ждут, а
потом узнал о том, что его родные совершенно в нём не нуждаются, мало
того – они его ненавидят. Подобные ситуации переламывают в корне
убеждения персонажа, заставляют пошатнуться их мировоззрение. В этом
случае главное – опять же не переборщить и прописать реакции адекватно.
Склонение к тёмной стороне, превращение в совершенно иного человека по
характеру должно быть постепенным, плавным, незаметным для героя и
желательно для читателя. Пусть читатель лишь ближе к концу книги начнёт
понимать, что с героем постепенно что-то происходит. Идеал – когда
перелом характера можно заметить, только если прочитать сначала первую
главу, а потом сразу последнюю.
3. ОДЕРЖИМОСТЬ.
Специально вынесла этот конфликт в отдельную папочку. Итак, ваш герой
случайно становится одержим духом Зла/Ужаса/Кофейного столика (ну-ка,
кто вспомнит книгу, где ведьма была одержима идеей превращения в
кофейный столик). Запомните: одержимость сама по себе – приём дешёвый.
Особенно, если она проявляется явно – в виде светящихся глаз,
сверхчеловеческих способностей, голосов в голове и т. п. Не кажется ли
вам, что неявная одержимость – это лучший вариант? Поясняю, что это. Это
когда постепенно герой начинает замечать, что порой у него возникают
немотивированные желания, о которых он раньше не смог бы даже заикнуться
(сюда можно отнести желание выпить крови, разрезать на части ребёнка
или лечь в постель к первому встречному – с учётом специфики
вселившегося демона, разумеется). В качестве примера могу привести
только двух героев моей пишущейся книги: братья-близнецы, оба люди, но
один из них несёт в себе душу ангела, а другой – демона. И, если в
случае с ребёнком-ангелом одержимость неявная (он не говорит со своим
вторым «я», оно сливается с его личностью и не является
самостоятельным), то ребёнок-демон с определённого возраста начинает
слышать голос пытающегося сломить его волю внутреннего демона. Сочетание
в одном произведении такой вот явной и неявной одержимости тоже мне
кажется неплохим приёмом, усиливающим контраст между персонажами (не
нравился бы, не использовала бы).
Итак, в принципе, всё вышесказанное является непрофессиональным и
призвано исключительно помочь вам в вопросе, что же такое – внутренний
конфликт. Творите! И только попробуйте не творить – я вам по ночам буду
сниться верхом на розовом слонике. Поверьте, это жуткое зрелище.
Удачи вам, дорогие читатели! И да прибудет с вами Сила Вдохновения.
958 Прочтений • [Что такое внутренний конфликт, и с каким соусом его едят.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]