"В добрый путь!", или как избежать ошибок в построении фэнтезийного сюжета
Здрасьте, а вот и я – ваш любимый чёртик из табакерки, также известный
как автор небольшой, но стремительно растущей кучки статей на тему
правильного написания фэнтези. Если вы ознакомились со всеми предыдущими
статьями, то у вас уже имеется вселенная, герои и даже главный злобный
злодей, с которым все будут бороться. Но вот незадача – через что именно
придётся пройти героям, прежде чем они уничтожат или склонят на свою
сторону главного злодея? И вот тут-то на подходе опять моя
непрофессиональная статейка. Основные принципы построения сюжета.
Начнём с того, что у каждого произведения есть: завязка (с чего всё
началось), кульминация (самый напряжённый момент произведения) и
развязка (чем всё кончилось). В некоторых произведениях есть также
пролог (повествует о чём-то, что послужило толчком к начавшимся
событиям) и эпилог (что стало с героями, иными словами, долгосрочные
последствия). Хотя пролог обычно находится перед первой главой, а эпилог
– после последней, иногда они меняются местами (как ни странно).
Например, если в начале произведения вы показываете бабушку, которая
рассказывает внукам о бурной молодости в качестве капитана пиратского
корабля, а всё дальнейшее произведение идёт от лица той же бабушки в
молодости, то знайте – технически это эпилог, хотя и находится перед
первой главой. В общем-то, такие тонкости можете не запоминать – я
записала их просто на случай, что кто-то тоже будет сдавать в
литературном институте теорию прозы.
Ещё парочка дополнений: от завязки к кульминации идёт нарастание
напряжения. От кульминации к развязке – его спад. Ох, чувствую себя
учительницей литературы. Плохо-плохо, никогда не любила нашу учительницу
по вышеупомянутому предмету, если честно. Однако сейчас тут нагло
переписываю её речи и не краснею.
Также в произведении должен присутствовать один глобальный конфликт (в
фэнтези чаще всего эту роль играет конфликт добра и зла). Без конфликта
не может быть и напряжения. Впрочем, вы это, наверное, поняли, если
читали статью «Что такое внутренний конфликт, и с чем его едят». Те же
условия, что упоминаются в той статье, применимы для любого глобального
конфликта: правдоподобие, драматичность, развитие с течением времени,
взаимосвязь с сюжетом (не теряйте основной конфликт за множеством
мелких).
Каждый из вышеупомянутых этапов – пролог, завязка, кульминация,
развязка и эпилог, а также всё, что происходит между этапами, будет
разобрано чуть ниже. Оттенки произведения
Здрасьте, опять я со своим любимым коньком. Ну люблю я раскрашивать
произведения в разные оттенки, что поделаешь. Разберём три типичных
шаблона для каждого типа фэнтези путём переноса одних и тех же героем из
светлого фэнтези в серое и тёмное с последующими изменениями. 1. Светлое фэнтези.
Юный эльф Исендир, ученик чародея, стихийный маг, красавец и рыцарь без
страха и укропа, волею обстоятельств попадает в Могучий Древний Орден. В
ходе произведения выясняется, что он Избранный, который должен спасти
весь мир и желательно парочку параллельных от Древней, Но Очень Злой
Хрени. В его великой миссии ему помогают его подруга детства,
могущественная целительница Аврора, незаконнорождённый сын короля Эрик,
раскаявшийся преступник Эйлиан, гордая дочь лесов Рина и благородная
разбойница Александра. В пути они через многое прошли, но это лишь
сплотило их дух. В конце, силою своей дружбы и Великой Любви, они
деморализовали Великое Зло, и оно либо счастливо отбросило тапочки, либо
раскаялось и пошло готовить печеньки. Естественно, по пути никто никого
не предал. Все живы. К слову, намёки на слэш или фемслэш в таких
произведениях, на мой взгляд (повторюсь, на мой взгляд!), смотрятся
немного стёбно.
Прежде чем я начну разбор этого фрагмента, я честно признаюсь, что я в
принципе понимаю подобные сюжеты, однако в своих произведениях стараюсь
их не использовать. Почему? Потому что они настолько избиты, что есть
риск невольного плагиата с любого другого фэнтези. Я не особо люблю
слово «шаблоны», однако, увы, со временем в них превращается любая
классика. Это не значит, что эти приёмы не нужно использовать. На каждую
книгу найдётся свой читатель, однако главное – повернуть всё таким
углом, чтобы это не было калькой с переделанными именами и героями.
Начнём, как водится, с пролога. Учтите – пролог должен быть коротким и
сильным. Идеальная длина пролога – одна-две страницы, не более. И в нём
обязательно должно произойти нечто, что послужит толчком к развитию
сюжета. Хороший ход – описать пробуждение Древнего Зла. Но только не
так, что в горы в сотнях километров любого жилья случайно забрёл невесть
откуда там взявшийся маленький ребёнок. Желательно также не пытаться
изобразить женщину-пророчицу, которая пафосно вещает нечто вроде «Мир
изменился… грядут большие перемены…» Пользуясь случаем, передаю привет Галадриэли из фильмов серии «Властелин Колец».
Хороший ход – описать мысли самого Древнего Зла. Показать, что оно не
столь безликое и давящее, что и у него, несмотря на всю страсть к
разрушению, имеется холодный, чуждый, не особенно понятный людям разум.
Далее – завязка. Тут есть несколько типов:
1. «Враги сожгли родную хату»
Ах, как же любят подобные ситуации в старых и новых РПГ и фэнтезийных
книгах! Родной дом героя в этом случае пускается под нож для пущего
драматизма. И вот измученный герой уходит куда-то вдаль на фоне руин
своего дома… Господи, помилуй, ужас какой-то.
Как сделать такой ход более оригинальным? Для начала, не убивайте
жителей родной деревни/родного города/родного леса героя направо и
налево. Кстати, это же относится к прочим персонажам, встречающимся по
пути. Запомните, первое убийство смотрится драматично и вызывает у особо
юных и впечатлительных читателей истерический припадок. Если вы,
вдохновившись этим примером, убиваете ещё кого-нибудь из фоновых
персонажей (главные герои же бессмертны!), то второе убийство вызывает
уже только лёгкое неприятие и оказывает гораздо меньший эмоциональный
эффект. После третьего убийства остаётся лёгкое недоумение, а после
четвёртого – раздражение в духе «Ну и зачем нужны были эти персонажи,
если они только побегали пару страниц на заднем плане и сразу же
умерли?!» Запомните, убийства хороши лишь тогда, когда являются
логическим завершением чьих-то страданий. Вгоняют в депрессию не чьи-то
смерти – а то, как страдали персонажи до этого. Но, так как у нас
рассматривается светлое героическое фэнтези – смертей вообще должно быть
по минимуму. И все они должны быть оправданными. Только если вы
чувствуете, что иначе никак.
Ещё могу порекомендовать любителям такого хода не убивать во время
налёта всю семью главного героя. И вообще кого-то из его семьи. Это НЕ
добавляет драматизма, хотя бы потому, что познакомиться с этими героями
мы ещё не успели. Влиться в шкуру главного героя или героини – тоже. Ну и
с какой стати должна вызывать эмоции гибель абсолютно чужих, никоим
образом не раскрытых персонажей.
И ещё хороший ход – сделать подобное происшествие… «ложной завязкой».
Знаете, что это за приём? Это когда вы ожидаете, что вот сейчас, после
этих трагических событий, герой пойдёт бороться со злом, а он вместо
этого уходит в соседнюю деревню и там некоторое время спокойно
выращивает помидоры, прежде чем не случается ещё что-то, что и заставит
его с вышеупомянутым злом бороться. Кстати, весёлый приём для лёгкого
облома читателей, но более одного раза использовать не рекомендуется –
читателям станет скучно.
2. «Ты – Избранный!»
Вечная тема. Герой встречает некого колдуна с белой
бородой/таинственного странника/некую лесную ведьму. В общем,
таинственного незнакомца, который счастливо сообщает, что Древнее Зло
пробудилось, и никто, кроме героя, не способен его одолеть. Поэтому
Герою спешно требуется, даже не прихватив с собой самого необходимого,
присоединяться к Великому Древнему Ордену, ибо иначе никак.
Во-первых, ход «Посвящение или смерть» — откровенно детский. Для
начала, стоит подумать, можно ли обойтись без всякого там мифического
долга перед Древним Орденом. И кстати, если вы потом собрались этот
Орден уничтожить, оставив героя в гордом одиночестве – пять баллов вам,
до этого до вас точно никто ещё не додумался. Вообще, тема «Избранности»
очень щекотливая. Для начала – почему герой вдруг стал Избранным? Он
потомок Древнего Героя? Спасибо, курс «Вредные советы» закончен. НИКОГДА
не привязывайте Избранность героя к его происхождению. Хороший ход –
«ложный Избранный». Т. е. можно заставить героя поверить в то, что он был
избран согласно пророчеству, тогда как на самом деле избран был совсем
другой человек. Или обратная ситуация – все смотрят с обожанием на
потенциального Избранного, а на настоящего (главного героя) никто не
обращает внимания и Избранным не называет (что-то вспомнился мой старый
фэнтезийный рассказ, где все преклонялись перед женщиной-потомком
Великого Героя-Громовержца, а Избранной магией неба оказалась одна из
рядовых служительниц Ордена Небесного Огня, эх)
3. «Люк, я не твой отец!»
Ещё одна разновидность начала книги. Несчастный главный герой-эльф в
ужасе узнаёт, что мужчина-гном, воспитавший его, на самом деле вовсе не
его отец. Я, конечно, утрирую, однако меня удивляет то, что герои в
таком случае не могли сообразить про свою принадлежность к другому
семейству лет так на пять-шесть раньше.
Во-первых – не делайте из «неродства» главных героев тайну мадридского
двора. Да, я понимаю ваше желание ошарашить героя, однако умоляю вас,
избавьте от этого читателей. От подобной завязки слишком сильно отдаёт
«книжностью».
4. «Выполни моё поручение… Не бойся, это ненадолго!»
Вот так и ведутся несчастные герои на поручения приёмных
отцов/незнакомцев и т. п. Те просят, казалось бы, сущую ерунду –
добраться до расположенного недалеко таинственного города (желательно
эльфийского или гномьего – в общем, такого, чтобы герой оказался не в
своей тарелке), и отнести кому-нибудь из его обитателей странный
амулет/старинную книгу/жутковатое кольцо/старый носок дедушки.
Впоследствии оказывается, что старый носок дедушки – это жуткий
артефакт, грозящий возрождением Древнего Зла и уничтожением мира, и
нужно срочно спасать мир путём зверского распускания дедушкиного носка
на нитки. Но уничтожить артефакт полностью может лишь нечто, находящееся
где-то у чёрта на куличках и желательно на вражеской территории. В
итоге главный герой сам радостно несётся на край света, дабы спасти мир.
Учтите, если вы используете такой сюжет – обыграйте его так, чтобы
никто не заметил, что он полностью списан с «Властелина колец».
Теперь немного страшных наукообразных слов. Ещё в древности люди
считали, что территория их обитания – территория Порядка. Всё же, что
лежит за воротами родной деревни – Хаос, куда ступать опасно. Запомните,
суть завязки – в том, чтобы вытолкнуть героя из привычной среды во
враждебную. Это относится, как ни странно, почти ко всем видам фэнтези
(всё же фэнтези ближе к сказкам и легендам, нежели остальные жанры).
И вот герой жалобно барахтается во враждебной среде. А мы… а что мы? А
мы теперь думаем, как бы направить его на путь со злом. Тут могу дать
только несколько советов. Для начала, не позволяйте вашему герою
становится супер-крутым просто так. Если ваш герой – простой крестьянин,
смиритесь: он не сможет просто так, безо всяких пояснений, стать
победителем турнира среди лучших воинов. Нужно будет это обыграть –
скажем, тем, что он тайком использовал магию, которой его научили уже
давно в его семье, или же он по пути спас ведьму, которая ему помогла…
Учтите, ведьма не должна быть молодой и красивой. И, если уж у неё есть
дочь – во имя всего святого, сделайте её женщиной лет тридцати и не
отправляйте с главным героем. Смиритесь с тем, что ведьмы не должны
любить, иначе они потеряют свою силу. Хотя на этой почве можно замутить
интересный конфликт (выбор между любовью к герою и своим могуществом),
это не для светлого героического фэнтези. Лучше подобный вариант
использовать в «сером» фэнтези.
Потом, старайтесь избегать вечного шаблона – «Герой кого-то спас –
герой получил награду». Хоть раз стоит обломать героя с получением
выгоды. Пусть скромняжка-герой, отказавшись от награды, хоть раз получит
в результате не всучивание награды насильно, а облегчённый вздох «Ну и
славно!». Поверьте, это придаст вашему рассказу куда большего реализма.
И да – последний совет писателям светлого героического фэнтези: не
убивайте в конце всех персонажей во имя добра и любви. При общем настрое
произведения, хэппи-энд более чем уместен. 2. «Серое» фэнтези.
Юный Исендир, в меру симпатичный паренёк со своими недостатками и
достоинствами, всю свою жизнь провёл под надзором суровой Инквизиции,
дабы не посмел он воспользоваться своей разрушительной магией. Вдвойне
окаянным отродьем считали его – довелось ему родиться не только магом,
да ещё и эльфом до кучи. Однако вскоре он узнаёт о чём-то, что вынуждает
его, никогда ранее ни в чём плохом не замеченного, сбежать из-под
чужого гнёта в леса. Там он узнаёт, что молодой король, сидящий ныне на
троне и учредивший инквизицию, на самом деле был проклят жутким колдуном
за то, что не выполнил каких-либо его требований (например, не уступил
ему место в трамвае). Тем временем на королевство надвигается орда
кочевников. Исендир, несмотря ни на что, через силу берёт в руки меч и
вступает в бой не как маг, а как обычный солдат-новобранец. Через многое
ему доводится пройти, однако в конце концов, путём неимоверных усилий,
он спасает страну. Но затем ослабленную державу берут в оборот ближайшие
соседи, и юноша, не смирившись с этим, уходит в леса, по пути подобрав
на снегу проклятого молодого короля. Они ведут отчаянную борьбу,
стремясь вернуть своей стране свободу. Плечом к плечу с юным эльфом
сражаются изо всех сил пытающаяся переломить себя целительница Аврора,
которой на самом деле лучше всего даётся стихийная магия, потерявший в
пылу битвы свою любимую жену ветеран Эрик, не особо раскаявшийся
преступник Эйлиан, выросший при борделе, угрюмая и неразговорчивая
дикарка Рина и благородная разбойница из богатой семьи Александра,
впрочем, не стремящаяся раздать бедным свои собственные деньги.
Проклятого короля тем временем сумели освободить от проклятия, и он
всеми силами пытается помогать восстанию. В конце концов, эта кучка
героев освобождает свою страну силой неимоверных мучений, король
оказывается и не такой уж сволочью и счастливо становится любовником
главного героя. По пути в этой компании частенько возникают склоки, один
из героев предаёт всех, парочка умирает для пущей драматичности. Может
закончиться смертью главного героя. Слэш и фемслэш вполне уместны.
Итак, начнём разбирать мою любимую разновидность произведений – «Серое»
фэнтези. Чем оно принципиально отличается от «дарка», если учесть, что и
там, и там все персонажи неоднозначны? Дело в том, что в сером фэнтези
все персонажи могут быть по-своему правы. В тёмном – все являются
выродками (в том числе главный герой) и не могут быть правы по
умолчанию. В сером фэнтези есть возможность найти верное решение, тогда
как в тёмном фэнтези его нет по умолчанию.
Отвлеклась. Итак, какие вещи лучше убрать из подобного фэнтези? Для
начала – будьте готовы к тому, что в ходе сюжета иногда придётся убивать
персонажей. Не в духе «Ничего, мы его воскресим потом», а именно
убивать. Насовсем и без возможности воскрешения. В этом случае вам
придётся строить сюжет, скорее всего, на исторических аналогиях, а не на
сказках – хотя бы потому, что сюжет должен быть реалистичнее. Если вы
чувствуете, что морально не готовы убить персонажа – хорошо. Значит,
персонаж удался. Но если вы будете искусственно выжимать для него
хэппи-энд – это будет глупостью. Если персонаж сыграл свою роль и теперь
мешает развитию сюжета и будет лишь болтаться на заднем плане до финала
– либо вовсе уберите его из кадра, дабы не засорять повествование, либо
завершите его историю смертью. Не обязательно красивой и пафосной.
Оставьте развитие сюжета на характеры героев. От вас требуется лишь
основа – дальнейшее ваши герои, как бы ни странно это звучало, сделают
сами. Если у вас хорошие герои, конечно.
В качестве примера приведу ещё один свой старый рассказ (так и не
дописала, эх, я ленивый свинтус). Изначально планировалось, что главная
героиня в финале останется в живых со всей своей командой и будет
счастлива в браке со своим лучшим другом детства. Но затем я поняла, что
такой финал – не для этой истории. Во-первых, возник любовный конфликт –
девушке встретился другой человек, тоже претендующий на её руку и
сердце. Во-вторых, я поняла, что героиня в силу своей вечной
нерешительности сама выбор не сделает. Закончилось тем, что один
кандидат на руку и сердце пустил другого на фарш, а героиня, к тому
моменту уставшая от бесконечных боёв и превратившаяся в жаждущую покоя,
измученную женщину, жаждавшую мировой справедливости, убила второго
кандидата своими руками, выполняя свою давнюю клятву. В конце
произведения девушка должна была погибнуть, но это я так и не дописала.
К чему это? Если вы чувствуете, что ваши герои крутят сюжет куда-то в
другую сторону, противоположную той, куда хотели повернуть сюжет вы сами
– не сопротивляйтесь. При грамотном компромиссе между характерами
героев и вашей задумкой сюжет не будет выглядеть высосанным из пальца и
надуманным, как женский любовный роман. На мой взгляд, серое фэнтези
намного ближе к реальности, чем многими любимое тёмное фэнтези, где
жуткие стороны человеческой души утрированно-преувеличенны.
Ещё пара слов касательно сюжета. Хороший ход – это взгляд на события
другими глазами. Глава-другая от лица злодеев или же другого героя. Но
учтите, это хорошо лишь в том случае, если, во-первых, у двух героев
есть точки соприкосновения, но их немного. И вместе с тем они должны
быть связаны. Хороший ход – «преступник и преследователь», т. е. один
человек изо всех сил пытается скрыться, а другой, считая его
преступником, гонится за ним. Например, маг и инквизитор, посланный,
дабы убить вышеупомянутого мага. У них прямо противоположные взгляды на
всё происходящее. С помощью этого приёма можно показать то, как
постепенно нарастает напряжение, по мере того, как эти персонажи – оба –
всё ближе и ближе (не в яойном или хентайном плане). Персонажи
обязательно должны находиться в разных ситуациях и отличаться по
мировоззрению. Но, если вовсе не будет точек соприкосновения (каких-то
небольших эпизодов, когда два персонажа сталкиваются лицом к лицу), то
ткань повествования расползётся, читатель будет недоумевать, что общего у
этих двух историй, к чему было объединять их в одну?
Итог всего вышесказанного – старайтесь вести сюжет согласно характерам
персонажам. Не ломайте характеры в угоду сюжета. Обратную же операцию –
ломать сюжет под характер – проделывать вполне нормально, если делать
это грамотно.
И ещё. В сером фэнтези больше времени стоит уделять принципу
реалистичности. Если вы пишете про войну между государствами – вам
придётся подумать, кто находится у власти во всех остальных
государствах, и как они относятся к этой войне. В общем, работа явно
тяжелее, чем в случае с героическим светлым фэнтези. Однако ваши
старания будут вознаграждены. 3. Тёмное фэнтези.
В свободное время курящий что-то явно наркотическое эльф Исендир,
террорист со стажем, собравший восхитительную коллекцию человеческих
черепов и лишившийся в бою одного глаза, однажды решает прикончить
«Мерзкого человеческого выродка у власти» и заграбастать всю власть себе
и своему давно обращённому в рабство народу. Он плетёт омерзительные
интриги, сталкиваясь с самыми чудовищными проявлениями человеческих (и
не только) душ: порой чудовища, раздирающий людей на части, оказываются
более праведны, чем те, кого они убивали. Он спокойно может ударить
ногой в лицо человеческую женщину с ребёнком, но слепо верит своему
народу. Впрочем, слабака он готов лично вздёрнуть на первом же суку. Так
же охочи до власти и порочны оказываются и его спутники: некромантка
Аврора, лично вскрывшая пару десятков детских трупов, суровый
воин-наёмник Эрик со шрамом во всё лицо, сидящий на наркоте сутенёр и по
совместительству коллега Эрика Эйлиан, браконьер Рина и придворная дама
Александра, нюхающая некий белый порошочек и тайком разворовывающая
казну якобы в пользу бедных. Впрочем, кругом все такие сволочи, что
только поражаешься тому, как они вообще ещё живы. Король, например,
лично насилует селянок и их детей (в особенности сыновей). Придворный
чародей содержит гарем из оживлённых некромантией мальчиков-зомби.
Королева уже переспала со всеми, кроме главного героя, ибо она расистка и
терпеть не может «остроухих отродий». Принц, который курит травку и
спит со всем, что движется, включая главного героя, ибо у него мужская
форма нимфомании и ему похрен, с кем и где, и маленькая принцесса,
выкалывающая глаза котятам, прилагаются. В конце концов, перебив по пути
кучу простого народа и «недостойных жизни тварей», Исендир и его
компашка дружно умирают на виселице (или же занимают место королевский
семейки, и начинается кровавый геноцид человечества). По пути они все
перессорились из-за того, кто же будет править, друг друга попредавали,
все, не имеющие острых ушей, были зверски расчленены, убиты,
изнасилованы и съедены (нужное подчеркнуть), а один из трёх наркоманов в
компании загнулся от передоза, после чего был изнасилован главным
героем (либо в состоянии предсмертной агонии, либо уже после смерти).
Финал – сцена массовой резни или казни. Раскаяния или великой любви не
предусмотрено. Слэш и фемслэш осуждаются местным обществом, но все
сильные мира сего скрыто балуются подобным. Короче, «всё типа как в
реале».
Вот я и добралась до столь нелюбимого мною пункта – «тёмного фэнтези».
Знаете, почему этот пункт раздражает меня даже больше, чем
вышеупомянутая «героика»? Потому что слишком многое в этом стиле пишется
с чрезмерным пафосом, о котором даже не мечтают современные Мэри-Сью.
Хотя эти произведения и претендуют на реализм, реализма в них не больше,
чем в светлом фэнтези.
Как написать хорошее тёмное фэнтези, так, чтобы оно было действительно
тёмным, а не замаскированной брутальной героикой? Для начала, уберите
все эпитеты типа «кошмарный», «ужасающий», «мерзостный» и так далее.
Помните, вы пишете от лица героя, который (если он не попаданец, что для
тёмного фэнтези нехарактерно) родился и вырос в этом прогнившем
насквозь, жутком мире, где уже давно правят зло и порок. Вы всерьёз
думаете, что его ещё будет пугать жестокость и насилие? Не смешите.
«Но ведь цель – вызвать отвращение у читателя? Как же так, если у героя
отвращения не возникает?» только что спросила меня мама, которая
уверенна, что я пишу курсовую по теории прозы. О, поверьте, читатели не
идиоты, и они сами вынесут для себя нужные мысли. В качестве примера –
сравните два отрывка текста.
«Кроваво-красное, мрачное солнце уже склонялось над горизонтом, когда,
наконец, Исендир достиг приграничной деревни. Серые, покосившиеся
домишки, опирающиеся друг на друга, заставляли сжиматься сердце. Низко
нависшее, стремительно темнеющее небо мешало думать, давило на разум. Из
подворотни слышались крики, и эльф, чуть поколебавшись, ступил в тень.
Увиденное поразило его до глубины души и вызвало отвращение – четыре
стражника, похотливо смеясь, насиловали юную селянку. Юноша замер, как
парализованный, не в силах сказать ни слова».
И вот это:
«Только к закату, наконец, Исендир сумел добраться до маленькой
приграничной деревньки. И здесь его встретило то же, что и везде –
холодное, неприязненное равнодушие. Что сделаешь. Когда тебе с рождения
плюют в лицо и грозятся обрезать уши, невольно привыкаешь.
Из подворотни, спотыкаясь на ходу, вышла молодая селянка со спутанными
волосами. Её полубезумный взгляд блуждал по сторонам, а руки нервно
одёргивали подол разорванного платья. Губы дёргались, точно у
припадочной. Казалось, она хочет что-то сказать, но ей не хватает сил.
Жители деревни шарахались от перепуганной девицы, точно от прокажённой.
Исендир проводил девушку равнодушным взглядом. Ещё одна жертва. Господи,
как же это действует на нервы – в каждом городе одно и то же».
А теперь вопрос – кто из героев, описанных в отрывках текста, больше
похож на угнетённого крестьянина, выросшего в этом мрачном мире? Ответ –
второй. Знаете, почему?
Потому что ужас и страх вызывать должна не сама ситуация, а её
обыденность для этого мира. В первом случае мы пугаемся за одну девушку,
и нам жаль её. Во втором случае нас пугает то, что она не первая и не
последняя. Нас должны пугать не ситуации, показанные в тёмном фэнтези, а
их обыденность. Именно это «всё, как обычно» внушает гораздо больший
ужас, чем одна изнасилованная девушка, встретившаяся герою по дороге,
вызывает ощущение безысходности в духе «Не мы создали этот мир – не нам
его менять». Главное в этом случае – дать читателям понять, что герой
сам по себе не плохой. Просто, как поётся в одной песне Пугачёвой:
«Трудно ангелом быть в Аду». А в случае с тёмным фэнтези – ещё и
невозможно.
Знаете, что привлекает основное количество читателей тёмного фэнтези?
Атмосфера горечи и безысходности, сомкнувшейся тьмы. А вовсе не
«Посмотрите-ка, какой тут ужас творится!» Сюжет в тёмном фэнтези может
быть любым. Главное – не терять эту безысходную, тяжёлую атмосферу, не
выпускать её из рук на протяжении всего повествования. Причём нужно
стараться нагнетать напряжение за счёт сюжетных поворотов, а не за счёт
нагромождения эпитетов «Жестокий, мрачный, кошмарный». К слову, в
подобном фэнтези хэппи-энд сделать логичным сложнее всего. Куда проще
убить всех персонажей и забыть обо всём. Это уже оставлю на ваше
усмотрение.
Что ж, моя очередная статья плавненько так подошла к концу, и я
счастливо передаю её на суд читателей. На профессионализм не претендую.
Удачи вам в творчестве! И помните главную заповедь писателя – верьте в
то, что пишете. Иначе ваш мир всё равно останется картонкой. А если вы
ещё и можете заставить поверить читателей – неважно, сколько у вас в
произведении шаблонов. Главное для книги – всего лишь найти своего
читателя. А у хорошей книги, даже шаблонной, всегда читатель найдётся.
Ещё разок желаю вам удачи!
1766 Прочтений • ["В добрый путь!", или как избежать ошибок в построении фэнтезийного сюжета] [10.05.2012] [Комментариев: 0]