"Следы неведомых зверей", или как придумать свою фэнтезийную или фантастическую расу.
Ввиду большого перерыва в написании статей, вы, наверное, подумали, что у
Софьюшки иссякли идеи. Отчасти это было так – ибо отсутствовали заказы.
Но вот Софьюшке дали новый заказ, и она воспряла, точно феникс из
пепла, и, подобно уже другой птичке – а именно, дятлу клавиатуры, –
кинулась писать свеженькую статью. Ныне представляю её на ваш суд.
Тема сей статьи весьма и весьма своеобразна и, скорей всего, будет
интересна лишь авторам фантастики и фэнтези. Первым, наверное, даже
больше, т. к. примеров из фантастических рассказов я приведу достаточно.
Ну, и из фантастических игр тоже. Ибо тема – «создание собственных
видов». Нет, стойте, куда же вы, я не собираюсь рассказывать вам про
биологические методы, селекцию и естественный отбор! Я всё-таки скромный
литератор, пусть и с пятёрочкой по биологии. Поэтому всего лишь
расскажу вам, как правильно продумать свою новенькую фэнтезийную или
фантастическую расу, причём так, чтобы она не выглядела взятой совсем уж
с потолка.
Итак, как я люблю говорить, приступим!
На правах вступления.
Для начала, будем смотреть на фэнтези, т. к. , в отличие от фантастики,
тут всё же имеется стандартный набор рас (хотя, возможно, я просто не
знакома с достаточным количеством фантастики). Откуда вообще взялись
стандартные фэнтези-расы? Да-да, я про столь любимых, привычных всем
орков, эльфов, гномов и им подобных созданий. А взялись они… ну,
вообще-то, по-хорошему, из мифов (эльфы, например, из ирландских
сказаний, если мне память не изменяет), но широко известны эти типажи
стали благодаря трилогии «Властелин Колец», а также приквелу к этой
серии «Хоббит, или туда и обратно» и «Сильмариллиону». А если по-русски
совсем уж, то благодаря творчеству Джона Рональда Руэла Толкиена. После
него уже многие писатели фэнтези подхватили эту тенденцию, и сейчас
очень редкое фэнтези отличается наличием только человеческой расы. Потом
к ним примешались взятые из тех же мифов божества, духи, ангелы,
демоны… В общем, полный языческий пантеон (кстати, я знаю, что это не по
теме статьи, но свои собственные языческие религии придумывать весьма и
весьма занятно – по пути сама так в это поверишь, что хоть сторонников
собирай).
Кроме того, в последнее время популярны стали драконы. Да что там,
по-моему, они везде. Причём они могут быть разными – от мудрых
божественных драконов Востока до лишённых даже зачатков мозга чудовищ,
вписанных в повествование для того, чтобы рыцарю было из чьей черепушки
пить вино во время пиров в его замке. Тут я скромно промолчу в тряпочку,
ибо драконов люблю, и томлюсь ожиданием в преддверии выхода эпичной
компьютерной игры о наследнике драконов («Skyrim», если кто не знает).
Но вот писать книги о таком не советую, всё же сюжет компьютерной
игрушки и сюжет книги – немного разные вещи.
В общем, наш конструктор фэнтези состоит из следующих деталек-рас:
ангелы, демоны (соответственно, светлые и тёмные божества), эльфы,
гномы, иногда орки. Ну и люди – самая, как правило, хорошо проработанная
из всех рас, ибо своё ближе и понятнее. И это активно используется
авторами фэнтези. Так как же сделать так, чтобы впихнуть в этот самый
конструктор свою новенькую детальку, да так, чтоб подошла и не
отваливалась? А это рассмотрим поподробней далее. Советы для авторов
фантастики, если что, будут во второй половине статьи. Пара слов о плагиате.
Для начала, я хочу пояснить, что я подразумеваю под «новыми фэнтезийными
расами». А подразумеваю я, пардон за тавтологию, расу, действительно
выдуманную вами. И поймите, дорогие мои начинающие авторы: если вы
назвали эльфов «альвэ-анр’денай», это совсем не значит, что они разом
превратились в авторскую расу.
То же и к оркам: хоть кем вы назовите своих выползших из-под земли
жутких, уродливых, проклятых созданий, но от этого они не перестанут
быть всё теми же орками, а низкий подземный народец из-за названия
«дворфен» из гномов ни в кого не превратится. Существуют определённые
сложившиеся типажи рас, и, если уж ваша собственная раса заимствует
больше половины типажей от уже существующей – не кажется ли вам, что это
неплохой повод задуматься? В конце концов, людей интересует не название
расы, а её культура, представления о ней, сложившиеся в ином
фэнтези-мире. И, если вы просто обозвали расу по-другому и слегка
подкорректировали внешность – злобные читатели и критики всё равно
узнают отфотошопленных гномов, эльфов и иже с ними. Так что, если у вас
нет оригинальных – действительно своих или же позаимствованных из мифов,
откуда они ранее заимствованы не были – идей, то лучше оставьте расе её
оригинальное, так сказать, название. Вот переписать её историю – легко!
Но переписывать тоже надо с умом. Итак, сначала о корректировке истории
и типажах. Фэнтези-типажи и как от них избавиться.
Итак, эльфы все – небесно-красивые создания. Это факт, воспетый
Толкиеном. И у читателей сложился тот же типаж – эльфы обладают неземной
красотой, а орки уродливы. Гномы маленького роста, у ангелов есть
белоснежные крылья и неземное сияние, у демонов – рога и хвост. И, если
вы напишете, что эльфы – уродливые создания с горбами, а гномы –
пятиметровые громилы, сомневаюсь, что это оценят, поскольку в погоне за
оригинальностью утрачивается суть.
Конечно, как я уже сказала, никто не мешает переписывать историю
народа. У Толкиена эльфы – возвышенные существа, у Сапковского – либо
городские нищие, либо прячущиеся по лесам террористы. Прямо
противоположные типажи, верно? Но почему-то ни те, ни те (у меня лично)
не вызывают отторжения. Наверное, потому, что всё логически обоснованно.
Тема эльфов как угнетённого народа мне видится закономерным
продолжением слов во «Властелине Колец»: «Эпоха эльфов близится к концу,
и настаёт время людей». Простите за неточную цитату (да что там, я даже
не помню, принадлежали эти слова Элронду, Галадриэли или Айровэн), но
суть такова. Поэтому вам достаточно логично вписать в эльфийскую историю
вашего личного мирка о падении эльфов под ударами людской/ещё
чьей-нибудь империи, и всё обосновано.
Но иногда бывает, что в голове крутятся совсем не те типажи. Вот тогда и
возникает ситуация, когда в сюжет нужно впихнуть что-то своё – ибо ни
одна из имеющихся рас под описание не подходит, а запихивать её в эти
рамки – в корне ломать сложившийся стереотип. Конечно, если вы уверенны в
себе – удачи вам, но лучше всё-таки не настолько рисковать. Как
показывает практика, люди экспериментов не любит.
Итак, берём пилу, запчасти тел, повязываем фартучек с оборочками и
начинаем увлечённо лепить по пунктикам свою собственную расу. Откуда взять идеи, если плагиатить нельзя?
Нет, это не самый страшный вопрос студентов, пишущих курсовую со
сломанным инетом. Хотя и он тоже. Помните, чуть выше я писала про
Толкиена? Среднестатистический писатель фэнтези, конечно, совсем не
Толкиен, но, думаю, вполне может перенять у него частичку опыта. А
именно – откуда дорогой Профессор позаимствовал свои расы? Всё из тех же
грамотно переработанных мифов. Так что вас смущает? Знаете, некоторые
мифы – неисчерпаемая кладезь идей, я вам как студент, сдававший
мифологию древних славян, говорю (один из немногих интересных предметов
был на первом курсе). Вот у вас есть государство. Фэнтезийное. На его
территории должны обитать некие новые расы. Какие? Тут в первую очередь
стоит подумать, какое государство (или хотя бы какой материк) вы брали
за основу, создавая свой мирок. Если у вас суровый север – то к вашим
услугам вся скандинавская мифология со своим пантеоном, если островное
государство на Востоке с цветущими по углам сакурами – читаем мифы
древней Японии. И тихо фигеем от того, что, оказывается, на севере не
только бородатые гномы и грудастые валькирии, а в Японии – не только
девочка из «Звонка».
Дриады, наяды, феи… Нет, не феечки Винкс, а мифические лесные феи.
Сирены, русалки, гарпии, великаны, тролли и огры… Они все к вашим
услугам и готовы сыграть роль массовки, а то и главных героев, в вашем
произведении. И не надо тут радостно писать пародию на «Шрэка».
В общем, думаю, вы поняли суть. Теперь перейдём непосредственно к созданию новой расы. Внешность.
Если вы читали мои предыдущие статьи, вы, наверное, удивлены, что я
начала с этого пункта. Однако в случае с новой расой стоит изначально
придумать – чем она будет отличаться от уже существующих? Тут можно
брать почти любые признаки и сочетать между собой – в разумных пределах,
не противоречащих хотя бы одной-единственной вещи. Анатомии.
Кстати, об анатомии. Если вы создаёте расу, способную выращивать
снаружи себя экзоскелет, как у некоторых жуков, смиритесь – под костным
панцирем они будут мягонькими и нежными. Буквально. Настолько
мягонькими, что неосторожным тычком пальца им можно будет нанести
смертельное ранение. Иначе бы им попросту не понадобился экзоскелет, для
красоты эту штуку никто выращивать не будет. Если у вашей новой расы
есть крылья (например, в экзотическом количестве, штук шесть-восемь
приветствуется), то будьте добры хотя бы держать в голове, каким макаром
они летают. В общем, не теряйтесь, господа, пусть это и фэнтези, каплю
реализма никто не отменял. Хоть на него и не надо опираться столь же
сильно, как и в фантастике.
Нужно учитывать, что некоторые признаки придают персонажу новой расы
характерные особенности других. Так уж водится, что рога и хвост
связывают с демонами, а следовательно, с агрессией, так же как и
чрезмерно высокий рост. Ноги, как у животного (вспомним сатиров)
заставляют людей воспринимать эту существо как зверя или, на худой
конец, варвара. Заострённые уши придают «бесовщинку» облику, также как
раскосые лукавые глаза. Чем больше в облике «человечности», тем более
цивилизованной, как ни странно, воспринимается раса. Звериная осанка
тоже почёта не сделает.
Довольно популярно, оглядываясь на языческих божеств, лепить на
человеческие тела головы животных – тигров, волков, медведей… Тут
советую посмотреть, что символизирует определённое животное, посмотреть
на его повадки, так сказать, в реальности, и запомнить/записать в
блокнотик. Это нам понадобится потом. Когда будем придумывать культуру
новой фэнтези-расы.
Вот о ней и будет наш следующий раздел. Культура.
Может, это станет для некоторых откровением (после некоторых-то
современных фэнтези-книг, где государства и расы только названиями и
отличаются), но у каждой расы есть своя культура. И она почти наверняка
будет отличаться от привычно-человеческой – иначе это не другая раса, а
лишь стилизованная поделка на тему.
Тут можно поиграться как раз-таки с придумыванием местных божеств,
обычаев, традиций. В этом случае нам опять придётся читать, и читать
много. Но уже не мифы, а учебники или статьи по истории. Желательно
посвящённые верованиям и обычаям взятого за основу при создании расы
народа. Стоп, я об этом ещё не сказала? Блин. Ударьте, кто-нибудь, по
голове, чтобы начала в кои-то веки следовать планам своих статей. Итак,
взяв какую-то расу, не пытайтесь создать её культуру совсем уж с нуля.
Что-то вам всё же придётся брать за основу – хотя бы как точку
отправления для своей фантазии. Иначе будет, как говорил наш ректор:
«Нет, вы, конечно, можете написать про приключения ходящей по потолку
губки с клыками, но сомневаюсь, что это найдёт свою аудиторию».
Лёгкий путь, как я уже сказала – взять за основу существующую и/или
существовавшую когда-то народность. Ладно, про Древний Египет знают все.
А как насчёт государства Урарту, или Элама? Различных племён
Междуречья, Индии, Африки? В конце концов, варварски-фэнтезийную
культуру сочинить легко – благо примеров, которые можно откопать, лишь
порывшись в специализированных книгах, очень много. А уж если читать
пополам с мифологией, так вообще настоящий клад.
При придумывании своих, нигде ранее не существовавших традиций,
проверьте всё-таки ещё пару раз, являются ли они логичными. Например,
ваша неведомая народность ни с того ни с сего считает красный цветом
траура? Объясните, почему. Например, напишите, что это цвет крови, и, в
понимании этих созданий, смерть заключена в крови. Вот тут ,кстати,
мелькает очередная проблема, над которой стоит поработать. Иной уровень восприятия.
Если представитель иной расы – главный герой произведения, то будьте
готовы писать от лица чего-то чуждого и не всегда понятного читателям.
Например, у вашей расы нормальны убийства новорождённых детей, если те
родились слабыми (здравствуй, Спарта). В остальном мире это вызывает
недоумение, отвращение, что угодно, кроме понимания. Но фишка в том, что
у вас, как у автора, пишущего от лица героя, этого чувства возникать в
принципе не должно.
Нет, Софьюшка не агитирует вас писать от лица маньяков или становиться
такими в реальности. Просто я считаю, что, не понимая героя, никогда не
раскроешь его полностью. Впрочем, если главный герой – обычный
человек/эльф/гном, а с иной расой сталкивается лишь по ходу сюжета, и
повествование не ведётся от лица кого-то из её представителей –
напротив, не стоит раскрывать эту культуру без определённых условий.
Например, представитель этой расы рассказывает об их обычаях главному
герою. Он не должен их объяснять с логической точки зрения – для него
это единственно возможный взгляд на жизнь, воспитанный многовековым
опытом. Это как, например, отличия в восприятии у индейца, выросшего в
лесах, и у жителя, скажем, Берлина. Думаю, чем отличается в этом случае
восприятие, объяснять не надо. Всецело надеюсь на то, что вы поняли, что
я хотела сказать.
И, наконец, предпредпоследний пункт моей статьи. Вырабатываем свои стереотипы.
Запомните – это для читателя введенная в повествование раса новая и
неведомая. А для вас, авторов, и для ваших героев, живущих в этом мире,
раса привычна и абсолютно нормальна. Ну, если, конечно, они
действительно живут бок о бок, и ваша свежеиспечённая раса не живёт в
изоляции, не выползая со своей территории. Но, так или иначе, об этой
расе в мире, скорей всего, известно. Если неизвестно – всё равно на
всякий случай ознакомьтесь с этим пунктом.
Итак, у людей в нашем мире есть замечательные стереотипы: русские все
пьют, французы отличные любовники, украинцы поголовно лопают сало.
Естественно, это не правда и не относится ко всем и сразу, но некие
национальные черты у вашей расы должны прослеживаться. Кем их считают
представители других рас? Глупыми дикарями, не способными ни на что?
Опасными противниками, так как у них самые сильные в мире маги?
Представителями божественной мудрости, сошедшими с неба? Желательно,
чтобы отношение у разных рас было разным. Всё прямо как в нашем мире,
видите?
Сюда же отнесу то, что ваша раса не возникла из воздуха. У неё должна
быть история. Пусть и не подробная в десяти томах, но хоть что-то о
былых веках вы должны держать у себя в голове. А если раса возникает из
ниоткуда, никогда ни с кем не контактировала, не воевала и т. п. , то
создастся впечатление, что она в этом мире явно пришита белыми нитками.
В общем, не боимся экспериментировать. Смело наделяем расу чертами
любой реально существовавшей народности (главное, чтоб между собой эти
черты не конфликтовали), внешностью, историей. Главное – самим верить в
то, что такое теоретически – пусть даже в фэнтези – возможно. О фантастике бедной замолвите слово.
А вот при создании фантастической инопланетной расы дела обстоят гораздо
хуже. К справочнику по истории и книгам по мифологии теперь добавляется
ещё и парочка книг по биологии, астрономии и географии. Для начала – не
советую вам прикручивать обитаемые планеты к неким именным, уже
открытым звёздам – смиритесь. Часть из них попросту не имеет
возможности, поддерживать жизнь в своей системе, т. к. греет слишком
слабо (и даже ближайшие планеты замерзают), или слишком сильно.
И здесь в основах придётся копать гораздо глубже. Например, у меня в
одном рассказе (не выложенном на фикбуке) фигурировала раса астийцев:
высокие, минимум два метра, с серовато-синей кожей и строением ног как у
пантеры, со светящимися глазами и блеклыми цветами волос. И уже из их
описания выросло описание их планеты – крутится вокруг постепенно
холодной звезды, из-за чего самая жаркая температура на планете
приближается к -10 градусам. Из-за промерзания почвы (и, как следствие,
отсутствия высоких растений из-за невозможности глубоко пустить корни, и
невозможности на них скрыться от опасности) предки астийцев – местные
животные – вынуждены были спасаться от хищников исключительно за счёт
скорости или отпугивания их своими размерами (отсюда рост и строение
ног). Из-за того, что у них светящиеся глаза, я сделала звезду холодной и
дающей мало света – а иначе нет никакого смысла в их светящихся глазах,
они ведь не пытались бы разглядеть что-то в темноте. Пример понятен? В
фантастике лучше иметь биологическое обоснование того, каким образом
ваша раса дошла до нынешнего состояния.
И, кстати, под влиянием фансервиса появилась в фантастике такая вещь,
как однополые инопланетные расы (азари из Mass Effect). Т. е. они
выглядят (абсолютно все) либо как мужчины, либо как женщины. Нет,
конечно, гиногенез и андрогенез никто не отменял, но, всё же, вы хоть
почитайте, что называется этими страшными словами, прежде чем вклеивать
такую расу в произведение. Вообще, фантастика требует большей проработки
деталей, чем фэнтези. Тут уже не объяснишь абсолютно всё словами «это
магия!».
Представьте, такой расе тоже нужно размножаться. Хоть как-то. И тут вам
придётся долго читать на тему. Да-да, Софьюшка мерзкая, Софьюшка не
любит необоснованную фантастику. А на самом деле, мучительно хочет,
чтобы все поняли её страдания, когда она изучала, есть ли теоретическая
возможность андрогенеза у гуманоидных существ. Но это уже детали.
Вроде бы всё, что нужно, я сказала. Послесловие.
К сожалению, статья получилась маленькой, но я смею надеяться, что всё
же помогла – пусть и немного. И, о птичках: вы там творите? А то что-то
розовый слон мой куда-то запропастился, не иначе как по гостям ходит…
В общем – творите! Успехов вам!
740 Прочтений • ["Следы неведомых зверей", или как придумать свою фэнтезийную или фантастическую расу.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]