"Очевидное в невероятном", или как совместить реализм с мистикой, фэнтези или фантастикой.
А вот и Софьюшка, которую вы наверняка не успели пока что забыть. Да-да,
та самая, с розовым слоном. Дятел клавиатуры во мне неубиваем – и я
снова представляю на ваш суд очередную далёкую от профессионализма
статью. Сразу предупреждаю, господа, мнение своё я не навязываю – ибо
спорить с теми, кому кажется, что я это делаю, мне надоело ещё на одной
из моих первых статей, тем более что Софьюшку слушать не любят и ругают
за то, чего она зачастую не подразумевала. Грустно. Хнык-хнык. А ещё
Софьюшке кажется, что это статья получилась хуже, чем предыдущие. Ну а
теперь, забыв о грусти, тоске, печали и прочих атрибутах депресняка, я
вам наконец-то расскажу, о чём моя следующая статья.
Один из читателей попросил меня написать о том, как совместить нашу
скучную, серую повседневность – ту самую, что за окошком – с фэнтези,
мистикой или фантастикой, причём так, чтобы это не выглядело дешёвым
махо-седзе. Что ж, хоть опыта в подобном у меня и мало, но я постараюсь
выжать из себя всё, что знаю.
Итак, тема, — совмещение в своём тексте повседневности и неких
элементов мистики, фантастики или – вот уж шок! – фэнтези. Начнём, по
традиции, с примеров. Истоки жанра. А вернее, немного бредней о махо-седзе.
Честно говоря, я никогда всерьёз не увлекалась махо-седзе, однако именно
в нём можно увидеть то самое требующееся нам сочетание. Во всяком
случае, разбирать я всё буду именно на примере некоторых махо-седзе. Ну,
и ещё в пример можно привести книжки про Артемиса Фаула, где очень даже
неплохо совместили магию и высокие технологии.
Для тех, кто не знает, поясню: махо-седзе – жанр аниме про
девочек-волшебниц, борющихся со злом. Очень часто в махо-седзе главная
героиня перевоплощается, чтобы бороться с тем самым злом, и как бы
переходит с открытой всем стороны мира на другую, зачастую
фантастическую. При этом изначально героиня – абсолютно нормальный
человек и вроде бы ничего не куривший.
Итак, что нам потребуется? Повязываем на себя передничек с оборочками –
тот самый, что остался со времён предыдущей статьи, берём мисочку, два
мирка в разных пакетиках и начинаем тщательно перемешивать в мисочке, до
тех пор, пока не получится однородная масса. А теперь смотрим, что у
нас получилось. Так, стоп, откуда тут вампиры, гуляющие под солнечным
светом?! И злые призраки с мрачного-мрачного кладбища, дарящие детям
леденцы?! Нам же этого не надо!
Чтобы избежать недоразумений, пользуемся при смешивании несколькими простыми правилами. Правило первое – без противоречий
К примеру, вам нужно грамотно вписать в повседневность вампиров – но
так, чтобы не создавалось ощущения, что они туда впихнуты исключительно
для сюжета. Вернее, впихнуты не сами вампиры, а их название. Поясню:
если в вашей вселенной люди и вампиры живут бок о бок, то нужно
придумать варианты отношений людей и вампиров. Они друг с другом на
ножах? Если нет, то существуют ли они на равных, или же вампиры/люди
доминируют? Сдают ли люди кровь добровольно – или же их сгоняют в
специальные гетто, где содержат на правах домашнего скота?
И тут следует учесть две вещи. Первое – вампиры не могут жить без
крови. Вы можете сделать их невосприимчивыми к солнечному свету, серебру
и тому подобным неприятным вещам, но вампир, не пьющий кровь – это всё
равно, что красивый и сексуальный орк или высокий стройный гном. И не
заражайтесь от Стефани Майер и ей подобных. Не пишите, что кровь
животных может заменить человеческую. Открою страшную тайну, основанную
на некоторых легендах о мифических вампирах: они, по-хорошему, пьют и не
кровь вовсе, а жизненную силу. Именно поэтому они чаще всего убивают
жертв – разве можно не допить до конца такой вкусный коктейль? Также
вампиры могут питаться эмоциями, испытываемыми жертвой – страхом,
страстью, болью… В общем, кровь служит лишь проводником этих понятий. А
какие, пардон, могут быть эмоции у кролика? Нет, он, конечно, хочет жить
и боится, но на этом спектр эмоций заканчивается, и на таком рационе
вампира начнёт тошнить через год-другой. Будьте реалистичнее! Вампиры
могут питаться лишь человеческой кровью, это вам не летучие мышки. Хотя,
летучие мышки вида, если мне не изменяет память, Desmodus rotundus,
пьют кровь похлеще некоторых киношных вампиров – по 60 грамм за раз, и
человеческая кровь в качестве рациона им тоже годится. Но это я уже
совсем увлеклась.
Так к чему было название этой части статьи? А вот к чему. Нужно знать,
каким образом устроено ваше новенькое общество. Если ваши вампиры
скрываются от глаз людей, и об их существовании неизвестно, то берите в
руки затрёпанный от многократных прочтений учебник по истории и радостно
придумывайте, когда (в каком веке) возникли вампиры, где они скрывались
на протяжении всей мировой истории, откуда они вообще появились, где
основные очаги обитания их предков… Для последнего, впрочем, возьмите
лучше исторические карты Европы. Такие атласы, если мне не изменяет
память, можно найти в магазинах. Это необходимо для того, чтобы не
перепутать, какой стране принадлежала та часть земли, где скрывались
вампиры, на разных исторических этапах. Помните – вампиры живут много
столетий, и частенько были свидетелями тем самым историческим этапам.
Так что вперёд и с песней, как говорится. Если вы хорошо всё
проработаете – у вас не будет глупых нестыковок в духе: «Вампиры живут в
больших городах и не скрываются – но люди не знают об их
существовании», «Вампиры старательно держатся в тени, но известная
кинозвезда Карэн Истворд – вампирша, и этого не скрывает, охотно пьёт
кровь на виду у публики». В общем, чтобы не было противоречащих друг
другу факторов в устройстве вашего нового мирка. Правило второе – соразмерность.
Вы смешиваете в произведении два мирка? Так пусть они будут занимать
примерно равное место в повествовании, играть одинаково важные роли.
Т. е. у вас есть, к примеру, элементы мистики и элементы повседневности.
По моему мнению, не стоит, увлекшись повседневными проблемами героя или
героини, забивать на мистическую составляющую и лишь изредка её туда
впихивать, чтобы показать читателям, что жанр «мистика» поставлен не
просто так. То же и касательно мистической составляющей: ради неё не
стоит забивать на проблемы, затронутые в «повседневной» части
повествования.
Идеальный, на мой взгляд, пример совмещения «экранного времени» мистики
и повседневности (а вернее, фэнтези и фантастики) – это истории Эйприл и
Зои в игре «Dreamfall: The Longest Journey». В этом случае, конечно,
это несколько не то, что нам надо, но всё же – там имеются два мира,
Старк и Аркадия, которые изначально были одним целым. И, хотя вроде бы
истории параллельны и мало чем связаны (связываться они начинают лишь
ближе к финалу повествования), они одинаково важны, а самое интересное –
лишь к концу ты осознаёшь то, насколько они, на самом деле, были похожи
и взаимосвязаны. Если взять их ключевые события – понимаешь, что по
отдельности эти истории были бы непонятны. Одна логически завершает
другую, несмотря на то, что героини были знакомы очень мало, и так и не
стали даже подругами. Два-три разговора – и они разошлись навсегда. Но
их пути действительно одно целое. Так… что-то я разошлась. Простите
Софьюшку, Софьюшка в ожидании «Скайрима» играет во все старые игрушки,
какие только находит на компе.
Весь абзац выше можно использовать также в качестве аргументации к правилу, описанному в третьем пункте статьи. Правило третье – «Закон отражения»
Несмотря на то, что многими нелюбимое махо-седзе обычно выглядит
типичной поделкой для маленьких девочек, изначальный смысл этого жанра
(как и в добавлении элементов мистики в реальный мир) вовсе не в этом. А
в том, чтобы через призму мистики и фантастики продемонстрировать
проблемы, которые сложились у героя или героини в реальности,
поспособствовать их разрешению. Поэтому, если у вас, к примеру,
происходит что-то в духе: «Герой внезапно узнаёт, что в нашем мире всё
ещё есть магия, но магам приходится скрываться», то попытайтесь, дав
герою или героине подобное знание, обосновать это психологически. Тут
ещё можно привести в пример «Хроники Нарнии». Мне искренне неизвестно,
так ли развиваются события в книгах – я с этим произведение знакома
исключительно по фильмам. Однако я вижу в этом не просто фэнтезийную
поделочку про детей, попавших в другой мир и ставших там королями. Я
вижу тоску детей, вынужденных пережить войну, детей, которые не способны
изменить мир своими силами, и сказку, в которую они уходили просто
потому, что там они действительно могли на что-то повлиять. В реальности
они не могли взять в руки оружие и отправиться воевать – в сказке они
возглавили армию и победили. Они не могли в реальности остановить
ненавистную им войну – но в своей, только своей сказке они победили и
принесли мир. И какая разница – существовала ли на самом деле та самая
сказочная страна, или же она привиделась им во сне? Важно то, что они
сумели доказать себе, что они ещё могут изменить что-то.
Так и должно быть в идеале. Увы, чаще всего это используется более
мелко – и наделённая магией героиня не имеет особых проблем. За
исключением того, что в реальном мире она неудачница, а в фэнтези или
фантастическом мире – очень важное лицо, жрица, королева или
предводительница войска, в которую влюбляется по ходу половина знакомых
красавцев – так как в реальном мире она страдала от невнимания со
стороны парней. Поверьте, если в вашем произведении элементы мистики
введены лишь для того, чтобы показать внутреннюю силу никем не
понимаемой ранее героини – то вам не в эту статью. Вам в другую, которая
распиливает на запчасти замечательных персонажей под названием
«Мери-Сью». Если окажется, что ваш персонаж не Мери-Сьюша – честь вам и
хвала, вы были на грани.
Итак, взаимосвязь и ещё раз взаимосвязь. Любой введённый элемент
мистики, фэнтези или фантастики должен отражать ту самую повседневность,
наскучившую герою или героине. И ваши старания буду вознаграждены. Правило четвёртое: «Рот наоборот». Может применяться вместо третьего.
Но как быть, если вам нужно не написать о героине или герое, вдруг
обнаруживших некий неведомый им ранее аспект действительности, а мир,
где всё это было с самого начала? Например, вы хотите написать, что было
бы, существуй в нашем мире изначально эльфы и магия, вампиры и
оборотни, демоны и ангелы? И вот тут вступает в силу правило «Рот
наоборот». Так в чём же оно заключается?
А в том, дорогие мои, что главное в этом случае – написать про нечто
необычное так, словно оно и есть нечто повседневное и обыкновенное. То
есть, вместо восхищения в духе «Смотри, я научилась пулять файерболы!»
мы должны будем писать «Взгляни, какой у меня классный фаербол теперь
получается! Вчера на уроке мне Марь Иванна за такой файербол пятёрку в
году по огненной магии поставила!». То есть это для читателя ваш мирок
необычный и странный. А для героя, жившего в этом мире изначально,
подобное в порядке вещей. Что означает, что вам нужно тоже воспринимать
это всё спокойно и равнодушно, как нечто очевидное – и ненавязчиво
пояснять это «очевидное» читателям. Именно ненавязчиво, а не вписывать,
как некоторые гении, в шапку: «В этом мире изначально есть магия, пусть
он и такой же, как наш, и не пытайтесь понять, откуда она взялась и
почему она тут есть, это магия, а ещё тут есть машины, летающие по
воздуху, но как они работают, я не знаю и вам не скажу». Впрочем,
недавно я нарвалась на человека, который вписал прямиком в текст: «Да,
кстати, по моему сценарию…» ну, и далее фраза-пояснение. Если вы
собираетесь вписать в текст нечто подобное… Блин, из двух зол Софьюшка
выбирает меньшее – лучше всё-таки впишите в шапку.
Суть, думаю, вы уловили. По крайней мере, я на это надеюсь. Послесловие.
Итак, можете вытереть пот со лба, снять передничек и изучить ту самую,
намешанную в начале статьи смесь двух мирков. Теперь она смотрится более
органично, не правда ли? Теперь можете добавлять любые другие элементы
по вкусу – главное, пользуйтесь вышеупомянутыми правилами.
В общем, как я всегда говорю – творите! И пусть ваши произведения будут
вызывать у читателей позитивные эмоции, а не хлопанье рукой по лицу!
909 Прочтений • ["Очевидное в невероятном", или как совместить реализм с мистикой, фэнтези или фантастикой.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]