"Серые лорды", или как создать грамотный образ злодея в "сером" фэнтези.
И снова здравствуйте. Софьюшка сегодня в ударе — вторая статья подряд.
Как говорится, стремлюсь выполнить пятилетку за три года. Ну, надо же,
в конце концов, хоть немного честь знать — читатели ждут, а я тут сижу
и бамбук курю, скоро пандам есть будет нечего. Непорядок, товарисчи.
В одной из своих статей — а именно, в статье «Ох уж это великое зло», —
я разбирала такое понятие, как Серый Лорд. Кто это? Типичный злодей
серого фэнтези, не демонический принц и не диснеевский злыдень, пугающий
главного героя разве что своими зловещими бугагашеньками, а самый
обычный человек, цели и мотивы которого можно понять точно так же, как
цели и мотивы героя. И, повернись история по-другому, он бы мог точно
так же, как паладин добра и света, быть главным героем. И один
из читателей попросил меня уделить побольше внимания этому образу. А так
как Софьюшка, спрятавшись тёмной ночью под одеялом с фонариком
и книжкой, тайком пускает слюнки на подобных персонажей, она и решила
написать вот эту статью. К тому же, на данный момент у Софьюшки
в разгаре работа над книгой, в которой один из двух главных героев — тот
самый Серый Лорд. Правда, книжка нифига не фэнтезийная. Вот поэтому
и решено было расширить это условное понятие посредством этой статьи.
Итак, приступим!
А только ли в фэнтези встречаются Серые Лорды?
Внезапно, но Софьюшка осознала, что нет. Да, в фэнтези они встречаются
чаще, да и распознать их легче. Но они есть также и в мистике,
и в фантастике, и в детективах. Пусть здесь они и не «лорды» в привычном
понимании, но эта «серость» образа сохраняется. Например, когда-то
давно у меня была идея для детективной работы: главный герой,
полицейский, внедряется в секту, уверенный, что её лидер, странный
молодой человек по имени Седрик, как-то связан с ритуальными убийствами,
происходящими в городе. Все ужасы этой секты он видит вживую — и порой
у него создаётся впечатление, что её лидер ненормален. Обычаи секты —
какая-то жуткая, извращённая пародия на обряды католической церкви.
Но ведь лидер секты действительно исцеляет людей, всего лишь совершив
с ними обмен кровью. Помнится, в какой-то форумной ролевой я даже
использовала этого персонажа (Седрика) как своего героя, но та ролевая
после счастливо сдохла, как и все десять предыдущих до неё. Так
о чём я... А я о том, что «Серый Лорд» — понятие не исключительно
фэнтезийное. Поэтому и рассматривать этот типаж я буду хоть и в основном
с точки зрения фэнтези, учтите, что некоторые черты этого типажа можно
использовать и в других жанрах. О внешности, характере и прочем, что упоминалось ранее.
Внешность Серого Лорда, как указывалось в предыдущей статье о злодеях,
целиком и полностью зависит от его роли и характера. Кстати, могу вам
порекомендовать одну вещь: не облачайте его в одеяния а ля Чёрный
Властелин. Не нужно доспехов с кучей шипов и наростов, венцов с рогами
и прочих атрибутов Повелителя Зла без особой надобности. Запомните, наша
цель — показать этого героя неоднозначным. Мрачные одежда
и атрибутика — не лучший способ показать тёмную сущность персонажа,
мы же, в конце концов, наверняка давно выросли из возраста игры в кукол
Барби.
Вот, кстати, о куклах Барби. Когда-то, очень давно, когда я выкладывала
несколько первых глав своего произведения о парнях-близнецах, один
из которых вроде бы рождён с душой ангела, другой несёт в себе сущность
демона. И, прочитав это произведение, один человек спросил меня в ЛС:
«А кто из них злой, а кто добрый? Это же неправильно, если один
олицетворяет свет, то другой должен олицетворять тьму!»
Так вот — этот максимализм, на мой взгляд, несколько детский. Нет,
конечно, добро с добром воевать вряд ли будет, однако и это возможно.
Да-да. Представьте такую ситуацию: война. Сражаются два воина. Это
абсолютно одинаковые люди, у них наверняка имеются где-то там семьи.
Разнится цвет волос, глаз, вес, рост, культура, но это не принципиально.
Важно то, что и тот, и другой любят свою семью и сражаются ради неё.
И будет ли прав тот, что победит и убьёт второго? Со своей стороны,
со стороны своей семьи — да. Со стороны семьи убитого — он изверг
и убийца. Такая разноплановость взглядов типична для реальной жизни,
также как и для более-менее приличных произведений. Не всем приятны
подобные произведения, так как, по мнению того же человека-максималиста,
«И так, и так останется ощущение, что герой что-то сделал неправильно».
Об этой разноплановости стоит помнить, т. к. иначе ваше произведение
может оказаться даже более плоским, чем самые первые игры про братьев
Марио. Конфликт «Злыдни vs Няшки» уже достаточно давно является
шаблонным.
Далее — смотрим на характер. Запомните, тут главное — баланс. Можно
делать этот баланс в прямом смысле. То есть, берёшь тетрадочку, чертишь
два столбика, в один — отрицательные черты, в другой — положительные.
И следишь за тем, чтобы их было поровну. И главное — чтобы они были
равноценны! То есть, если в столбике «положительные черты» написано
что-то вроде: «Он верен законам чести, никогда не предаст друга», то это
не уравновешивается отрицательной чертой вроде: «Он не любит котят
и постоянно пинает котёнка своей сестры». Нет, тут должно быть что-то
глобальное. Что-то, что делает его злодеем.
Можно также сделать перевес в сторону отрицательных черт Серого Лорда —
но ни в коем случае не должно быть перевеса в сторону положительных! Ещё
раз повторю — ни в коем случае! Он, каким бы очаровашкой ни был,
всё-таки злодей.
Вот, кстати, об оправданиях злодейств. О добре и зле.
Да, Серые Лорды всё-таки злодеи. Но тут нужно обоснование: почему же
такой очаровашечка стал злодеем, несмотря на все свои порой даже более
положительные, чем у главного героя, качества?
Первый вариант — как ни странно, отсутствие обоснования. Да, предвидя
ваши квадратные глаза, Софьюшка пояснит: Серый Лорд может быть злодеем
лишь с позиции героя, глазами которого мы на него смотрим. По моему
опыту, очень многие в прямом смысле слова влюбляются в образ главного
героя или героини, активно ему или ей сопереживают, и перенимают при
этом его мышление. То есть, если герой, наркоман, киллер и так далее
считает злодеем инспектора полиции, то рано или поздно читатель
подсознательно начнёт понимать скорее героя, нежели его противников.
Ведь мы видим внутренний мир именно этого героя, а полицейский нам
демонстрируется как некое средоточие зла, демон со дна Преисподней,
собирающийся посадить за решётку невиновного главного героя.
И мы подсознательно ненавидим полицейского вместе с главным героем,
хотя, по-хорошему, прав как раз-таки его враг.
Второй — некая психологическая травма, связанная чаще всего с прошлым
героя. В описанном мной ранее мистическом детективе лидер секты, Седрик,
получил своеобразный дар исцеления из-за сильно психического
отклонения — гермофобии, боязни заболеть и умереть так же, как умерла
его сестра. Если брать примеры из моей предыдущей статьи, то вспомним
компьютерную игру «Dragon Age» и одного из злодеев — Логэйна. Если бы
не его навязчивая паранойя, корни которой растут из давней войны против
соседнего королевства, он бы никогда не решился на предательство. Думаю,
суть понятна: то или иное психическое отклонение, обоснованное прошлым
героя, может послужить толчком к развитию у него неприятных черт,
которые и сделают из него злодея.
Третий вариант — стремление к саморазрушению. Как правило, применяется
тогда, когда герой так или иначе хочет погибнуть, но по каким-то
причинам не может умереть сам. Эти персонажи, как правило, когда-то
совершили некую ошибку, и теперь считают, что уже сорвались во тьму,
и поворачивать назад поздно. Но подсознательно они уже понимают, что
ошибались. Гордость не даёт им просто отвернуться от своей цели
и сдаться, но при этом они уже хотят отойти в сторону или умереть,
не видя другого решения. Написать о таком герое достаточно трудно, так
как стоит понимать, что имеется в виду не просто ангстующий мальчик-эмо,
а взрослый человек, сознательно жаждущий понести наказание. Это один
из разновидностей предыдущего варианта — психическое отклонение,
свойственное, к слову, некоторым маньякам.
Четвёртый вариант развития событий — уверенность в своей правоте,
гордыня. Этот герой так же, как персонаж, описанный в третьем варианте,
стремится к своей цели, вот только умирать он совсем не хочет. Напротив.
Он не видит на своём пути никого и ничего, просто не осознаёт того, что
причиняет вред, и стремится получить желаемое. Часто впоследствии
скатывается до третьего варианта. Тут из примеров в голове крутится
только песня одной из вокалоидов — Рин Кагаминэ, «Дочь зла». Принцесса,
ослеплённая безответной любовью к принцу соседней страны, приказала
полностью вырезать королевство, откуда была родом его возлюбленная,
которую, к тому же, полюбил её брат-близнец. Даже не ясно, чего она
желала больше — вернуть брата, который, в её понимании, должен был
принадлежать только ей, или влюбить в себя любимого человека. Она
притесняла жителей своего королевства, требуя с них всё больше золота
на свои прихоти. В конце концов, жители королевства восстали, свергли
ненавистную принцессу, но вместо неё на плахе погиб её брат,
переодевшийся в её одежду и сдавшийся в плен под видом сестры. В итоге
принцесса осталась одна и всю оставшуюся жизнь раскаивалась в содеянном.
Но исправить что-то она уже не могла.
Итак, думаю, возможные варианты я перечислила. Заключение.
Образ Серых Лордов достаточно интересен, если подойти к его разработке
грамотно и поработать над обоснованием. Что ж, как я люблю говорить,
творите! И удачи вам!
968 Прочтений • ["Серые лорды", или как создать грамотный образ злодея в "сером" фэнтези.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]