"В бой!", или как грамотно описать батальную сцену в фэнтези
Вы не успели ещё забыть про Софьюшку, которая за предыдущие двадцать
четыре часа уже настрочила две статьи? Ну, на подходе третья, которую
я очень старалась написать максимально быстро и качественно — ибо её уже
достаточно давно ждёт один из читателей части моих статей. Хоть
мы и собирались писать эту статью совместно с одним человеком,
но ей итак слишком многое нужно в ближайшее время писать, поэтому
я постараюсь справиться самостоятельно.
Итак, очень часто в фэнтези — да и не только — приходится описывать
масштабные (и не очень) военные действия. Поединки на мечах, турниры,
осады крепостей, мордобой в таверне... Всё это нужно описывать так,
чтобы не потерять по пути нужную атмосферу. Но как описать
и не запутаться? Вот тут-то и приходит на помощь моя очередная статья.
Традиционно предупреждаю — мои статьи далеки от профессиональных, и,
если вы с чем-то не согласны, это не значит, что нужно оскорблено
поставить минус и уйти. Если не нравится — пишите, я не кусаюсь, правда.
Что ж. Тема статьи — как грамотно описывать драки, поединки и масштабные батальные сцены. Приступим!
Об оружии, броне и прочих прелестях жизни.
Без чего не обойдётся ни одно серьёзное сражение? Разумеется, без оружия
и брони. Ну, если учесть, что это действительно серьёзное сражение,
а не драка на картонных мечах двух косплееров или ролевиков. А оружие
и броня, как ни странно, заслуживают отдельного разбора.
Во-первых, просьба смириться — даже если вы пишете фэнтези, это не повод
писать о нереально изукрашенной броне и оружии, которое можно разве что
повесить на стеночку, чтобы любоваться. Придётся, как это
ни прискорбно, помнить о том, что и броня, и мечи имеют свои размеры,
свой вес и тому подобное.
К примеру, мне встречались в произведениях некоторых авторов без
должного стажа пассажи типа: «Натянув на голову железный шлем и спрятав
под него волосы, девушка бросилась в бой» или «Кольчуга приятно холодила
голое тело». Вроде бы написано адекватно? Да, так оно и есть. Только
маленькая проблема: железный шлем — это не кепка, без подшлемника его
не надевали. Так же как и кольчугу не натягивали на голое тело, как
водолазку. Всё-таки и то, и другое сделано из металла, и может
элементарно растереть кожу до крови. Нужно быть очень изощрённым
мазохистом, чтобы таким образом причинять самому себе боль.
То же к оригинальному оружию, столь любимому многими. Например —
к гигантским двуручникам размером в героя или героиню. Сейчас меня
покусают, но те самые двуручники много весят. Да-да, двуручные клинки
действительно весят предостаточно, если учесть то, насколько
декоративными их пытаются порой сделать юные писатели с помощью
затейливых описаний оружия, порой превышающих описание героя или
героини.
Давайте договоримся: да, броня и оружие могут выполнять декоративную
функцию. Но давайте декоративной будет форма для парадов и смотров,
а на поле боя воины всё-таки будут облачаться в хоть что-то, отдалённо
напоминающее нормальную броню, которая нужна для того, чтобы защитить
тело от ударов клинка и от стрел, а не для того, чтобы все дружно
ахнули, увидев пометку «От кутюр» на внутренней стороне доспехов. Ведь
для того и нужна, в конце концов, броня — для защиты. Так же, как и мечи
нужны для того, чтобы резать, а луки — для того, чтобы из них стрелять.
Кстати, только эльфы из детских мультяшек могут пальнуть стрелой
из лука в упор — выпущенная в упор стрела не нанесёт противнику особого
вреда, и уж точно не убьёт.
А теперь разберём, собственно, разновидности битв. Драка в таверне.
Да-да, иногда герои устраивают побоища в тавернах — либо по пьяни, либо
по каким-либо другим причинам. И вот перед нами стоит задача — передать
атмосферу этой массовой драки, которая при этом, как ни странно, нужна
лишь для разрядки напряжения, как говорится, «кулаки почесать». Тут
нужно учитывать один параметр. Серьёзна ваша драка или именно что для
почёсывания кулаком и демонстрации крутости героев? Если драка серьёзна,
то главное — передать хаос, мешанину, то, что постепенно всё вокруг
превращается в сплошную свалку. Можно упомянуть, как героя чуть
не зацепили дерущиеся друг с другом, а не с ним, люди, описать то, как
посетители хватают в качестве оружия всё подряд: доски, здоровенные
пивные кружки, столы, скамьи... Всё зависит от фантазии и степени
извращённости мышления автора. При этом учтите — законы анатомии
и логику никто не отменяет. Если герою заехали по голове с размаху
дубовой скамьёй, то он как минимум заработает сильное сотрясение мозга,
как максимум — пролом черепа, свёрнутую шею и памятник с нимбом
и крылышками. Также, стоит помнить, что даже в самой жуткой мешанине
невозможно сначала «упереться спиной в стену», а потом «резко отскочить
назад». Разве что ваш герой — новоявленный Геракл и может чисто случайно
проломить стену. Или же, как Микки Маус, удрать сквозь закрытую дверь,
оставив на память внушительный трафарет.
Здесь следует делать упор на то, за что может цепляться хаотично
блуждающий взгляд героя: за лица соперников в драке, за упавший
с немыслимым грохотом где-то рядом стол, да хоть за висящий на стене
ковёр. Мешанина происходит слишком быстро, чтобы у героя могли
возникнуть какие-то мысли кроме «Лишь бы мне башку не проломили!». Ну,
если он не мастер медитаций на поле боя и не хочет, зазевавшись,
получить по башке той самой сакральной скамейкой.
А теперь поговорим о более серьёзных «мешанинах». А именно — об осадах
городов и крепостей, а также о масштабных сражениях с участием
нескольких армий. Авангард, арьергард и прочие страшные слова.
Не пугайтесь. От вас, конечно, не требуется идеально и подробнейшим
образом разбираться в обустройстве крепостей, тактике, стратегии и тому
подобных скучных вещах. Но хоть малейшее представление о том, что
пишешь, иметь надо. Хотя бы затем, чтобы не возникало ситуации, когда
арьергард оказывается впереди войска, а авангард почётно занимает его
место и прикрывает отступление, следуя последним. И давайте снова
договоримся — «хоть какое-то представление» нужно получать
по историческим книгам, а не по компьютерным играм, где зачастую
перепутаны элементарнейшие понятия и нет тех самых, столь нужных
пояснений, что донжон крепости — это не по созвучию со словом «dungeon»
(в переводе с английского — «подземелье»), а, как ни странно, одна
из башен. Если быть более точной — главная башня феодального замка,
самая труднодоступная и служившая убежищем в случае нападения
неприятеля. Такие вот мелочи следует понимать.
Здесь мешанина уже менее дружелюбная. Здесь главное изначально задать
себе установку — чьими глазами мы смотрим на бой. Если мы смотрим
на этот мир глазами привычного к боям, отчаянно храброго воина,
то не нужно прописывать его панический ужас и страх. Он уже видел
не одну битву на своём веку. Привык. Что не значит, что нужно отчаянно
кидать его под меч своих же.
И тут нужно дать себе ещё одну установку — главный герой, как
ни странно, не в курсе, что он главный герой и не может пока умереть,
ведь тогда закончится история. А значит, нужно всё-таки понимать, что
его точно так же могут ранить в бою, и разумный инстинкт самосохранения
у него быть должен. Ну хоть какой-то. Голый по пояс берсерк-варвар,
бросающийся на трёхсоттысячную армию закованных в стальные латы рыцарей
с каменным топором наперевес, вызовет у них разве что нервный смех —
после чего не успевшего даже добежать до солдат храбреца прикончат
одной-единственной стрелой в горло.
Оружие всех соратников героя тоже никоим образом не зачаровано
на распознавание своих и чужих, и может статься, что герой, ринувшись
в гущу битвы, попадёт под меч своим же. В общем-то, не стоит забывать
и об элементарном построении. Чтобы не было такого, что лучники маячат
впереди всего войска, радостно ловя вражеские стрелы своей лёгкой,
не сковывающей движений бронёй.
Здесь, опять же, помним о том, что нужно не тупо перечислять всё, что
видишь, а писать методом той самой мешанины, своеобразного потока
сознания. И да... Ни в коем случае не нужно, чтобы не описывать
масштабную битву, бить героя по голове в самом начале! Во-первых, герою
всё-таки бо-бо. Во-вторых, если герой отключился в начале боя, то как
вы потом собрались делать из него спасителя всея живого? Он же из всей
огромной армии первым свалился на поле боя, вам не кажется, что есть
множество более адекватных кандидатов на роль спасителя мира? Да-да,
те самые пара тысяч солдат, что продержались в бою дольше одной минуты.
В общем — не нужно убегать от подобных описаний. Рано или поздно вам всё
равно придётся с ними столкнуться — и тогда получится как с ветрянкой.
В детстве переболел — хорошо, жить будешь. Во взрослом состоянии —
тяжёлые последствия, в особо нехороших случаях — летальный исход.
Конечно, от плохих описаний батальных сцен никто не умрёт — просто
вы потеряете доверие читателей, рассчитывавших по общим итогам
предыдущей части повествования на более высокий уровень описаний. Один на один.
Но бывают и случаи, когда нужно подробно описать вооружённый поединок
персонажей один на один. Тут я, скорее всего, опять порву чей-нибудь
шаблон, но в реальности бой на мечах один на один занимал чаще всего
около минуты, если не меньше. Чаще всего всё заканчивалось после одного
прицельного удара и зависело от мастерства того, кто держит в руках
клинок. Но всё-таки нам эта реалистичность не на руку — в кои-то веки.
Если всё закончится с одного-двух ударов, мы, конечно, решим проблему
с описаниями, но это будет не столь интересно, как вариант, где
происходит ожесточённая битва с парированием ударов, лязгом стали
и катящимся по мужественным (или не очень) лицам каплями пота.
Тут главное, как ни странно, передать настрой, с которым сражаются
герои. Нужно не досконально описывать каждый их удар, а описывать,
с какими чувствами они это делают. Ради чего они сражаются? Как
ни странно, в это можно внести даже философский подтекст. И враги ли
ваши герои? Может, они — учитель и ученик, жаждущий его превзойти?
В таком случае, учеником движет стремление оказаться лучшим,
демонстрация всех своих сил, а учителем — стремление проверить силы
ученика. Один герой мстит другому за то, что для врага было рядовым
событием, к примеру, за убийство лучшего друга. Но для врага он был
всего лишь очередным досадным препятствием на пути. Так покажите
холодное недоумение и спокойствие убийцы, ярость и остервенение,
с которым сражается мститель. Не пытайтесь описать подробнейшим образом,
по какой траектории движется лезвия — опишите то, какие чувства это
вызывает у сражающихся. Поток сознания — хороший выход.
Впрочем, не стоит думать, что на физические проявления битвы можно
забыть. Опишите, как герой, оступившись и на пару секунд утратив
равновесие, споткнулся о камень, или зацепился локтем за ветку дерева,
или наступил в лужу... Хоть что-то, что даст читателю понять, что герои
не повисли в некоем абстрактном вакууме, а находятся в каком-то вполне
конкретном месте, где есть те самые камень, дерево и лужа.
И уж тем более, не стоит забывать о логике. О ней вообще в принципе
нельзя забывать, но при описании боевой сцены особенно. А то будет как
в одном очень эпичном и в своё время напугавшем меня этой сценой
до икоты аниме: лежащему на земле поверженному парню воткнули катану
в грудь, отчётливо видно то, как он закричал от боли и брызнувший фонтан
крови. Потом камера уезжает куда-то в сторону, а через несколько минут
тот же парень радостно хромает, опираясь на своего друга, с проткнутым
коленом и абсолютно целой грудной клеткой. Это было бы смешно, если бы
не было так грустно. Ведь я уже мысленно поплакала над тем, что мой
любимый персонаж умер в последней серии аниме, а у него тут,
оказывается, всего лишь коленку поцарапали. Раз десять пересматривала
этот момент, ибо возникло ощущение лёгкого недоумения. Вот и вы помните,
что, даже если вы не описываете траекторию движения лезвия, почти
невозможно целиться в колено, а попасть по голове. Ну, если ваш герой,
конечно, не страдает тяжёлой формой косоглазия. Ну, вот и конец.
Плавно так подошла к концу моя очередная статейка. Но не надейтесь, что
это всё — Софьюшка вредное существо и будет продолжать писать ещё
достаточно долго. Удачи вам, и вдохновения побольше!
4089 Прочтений • ["В бой!", или как грамотно описать батальную сцену в фэнтези] [10.05.2012] [Комментариев: 0]