"Божественные силы", или как грамотно прописать образы фэнтезийных богов
Ну, что сказать, здравствуйте, дорогие читатели, на связи снова уже,
возможно, успевшая надоесть своими советами Софьюшка и её розовый слон,
который в последнее время упорно ходит по гостям и не показывается
на глаза самой Софьюшке. Загулял, гад. Кхм, так о чём это я? Ах да.
Статья.
Как можно понять из названия статьи, суть её — в том, как, во-первых,
придумать свою религию для некоего фэнтезийного мира, а во-вторых, как
грамотно прописать образы божественных созданий местного пантеона
и ввести их в произведение, не услышав возмущённые вопли читателей:
«Мери-Сью!» или «Марти-Стью!».
По уже сложившейся традиции, Софьюшка предупреждает, что не собирается
навязывать кому-то свою точку зрения. И уж тем более — не считает своё
мнение истиной в последней инстанции. Если вы с чем-то не согласны —
будьте добры, напишите об этом, ибо иначе Софьюшка опять начнёт ругаться
на любимую тему — а именно, на анонимных минусеров.
Что ж, тема — «Боги и божества». Итак, приступим. Основы новой религии.
Нет, эти рекомендации не надо применять для создания реальной новой
религии. Но всё-таки, дорогие читатели, как бы это жутко ни звучало, вам
опять предстоит взять книжки по мифологии и начать радостно их читать.
Зачем? О, терпения, дорогие читатели, сейчас всё объясню.
Для начала — смотрим на своё фэнтезийное государство, для которого лепим
религию. Так как, скорей всего, можно будет отыскать в нём черты,
свойственные каким-либо реальным государствам, то к их религии
и обратимся. Просто странно будет, если на суровом севере сложится культ
поклонения богине земледелия, хотя в основном государство живёт за счёт
грабежей, войн и вообще больше всего напоминает государство викингов.
Так же как будет странно, если необразованные, привыкшие только к охоте
и собирательству дикие племена начнут поклоняться богам мудрости
и просвещения.
Итак, смотрим. На каком этапе развития ваше фэнтезийное государство?
Период древнейшей истории, ещё до времён античности, когда
государственность только-только начинала формироваться, а державы
возникали и умирали за пару дней? Период «золотого века», античности?
Чаще всего встречающийся период феодальной раздробленности? Эпоха
Возрождения? Новое время и создание паровых двигателей?
В общем, смотрите на тот самый этап развития общества. Затем снова
небольшое исследование — смотрите, какие религии были, так сказать,
более распространены на каком этапе. Даже если ваше государство очень
оригинальное, рано или поздно вы найдёте нужные исторические аналогии.
И тогда — используйте их.
«Зачем?», спросите вы? Ведь можно же, не задумываясь об аналогиях,
просто выдумать религию с нуля! Это — одна из самых распространённых
ошибок. И сейчас я объясню, почему.
Возможно, это прозвучит банально, но у каждого народа можно проследить
несколько этапов религиозного развития. Религия не статична — она
меняется вместе с людьми, которые её заветам следуют. Чем это вызвано?
Давайте немного пофилософствуем.
В чём изначальный смысл религии и когда она возникает? А возникает она
тогда, когда человек пытается объяснить что-то, ему неподвластное,
непонятное. Поэтому на ранних этапах развития многие народы обожествляли
силы природы. Молния, гром, извержение вулкана или же прилив — всё было
непонятным, всё казалось результатом деятельности неких неведомых сил,
названных богами. Позже люди пытались объяснить эти явления,
и с развитием науки религия приобретала всё меньшую значимость в глазах
людей. Итак, к чему я это всё...
Количество божеств в пантеоне напрямую связано с этапом исторического
развития, на котором находится ваше выдуманное общество. Если оно ещё
не достигло достаточного просвещения, пребывает в состоянии варварства
или же находится на ранних этапах становления государства — готовьтесь
к тому, что весь их пантеон вам в книжку будет просто не впихнуть.
По крайней мере, возникнет не менее десятка основных, главных божеств,
заведующих самыми важными для этого народа сферами жизни, и кучи
второстепенных, прислуживающих. Божества, скорее всего, будут судиться
как нечто вполне земное, просто обладающее непомерной силой: скорей
всего, будет некое родственное древо этих божеств, указывающее на то,
кто кому мать или отец, брат или сестра, сын или дочь. Скорей всего,
дабы показать двойственную природу божеств (принадлежность
и к человеческому миру, и к непонятному миру природы) у них будут
наблюдаться некие черты животных: рога, хвосты, в отдельных случаях —
головы птиц и животных. При этом, учтите, даже если божества являются
прислужниками — это нисколько не умаляет их силы, в глазах людей они всё
равно непостижимо величественны. Т. е. разделение на богов-слуг и высших
богов пока ещё не слишком явное.
Затем — рано или поздно — наступает исторический этап, когда функции
остальных божеств постепенно начинают приписываться некоему одному,
высшему Богу. Разделение между ним и остальными богами становится всё
более явным, забываются некие родственные узы между ними — и, в конце
концов, происходит неизбежное: языческие верования отходят на второй
план, уступая место монотеизму — вере в единое божество. Остальные боги
становятся его слугами, чем-то низшим по умолчанию, и созданы именно тем
самым, высшим божеством. В крайнем случае на этом этапе могут остаться
два-три высших божества, но лишь при низком уровне просвещения в вашем
фэнтезийном государстве. В течение этого периода неизбежно возвышение
церкви и принижение достижений науки, попытки церкви перехватить
светское влияние, возможен контроль церкви над светской властью. Это —
период, когда горят костры Инквизиции, период войн за веру и прочих
крайностей и фанатизма. Чаще всего именно этот период находит своё
отражение в фэнтези-произведениях.
И вот наступает период плавного въезда в эпоху паровых двигателей.
И тут... религия не меняется, нет. Но церковь теряет свою власть,
поскольку начинает стремительно развиваться наука. В этот период
светская власть и церковь чётко разделены, и постепенно в головах людей
возникает такое явление, как сайентизм — вера в науку, научные теории.
Также возникает атеизм — отрицание религии. Ведь теперь человечество
понимает гораздо больше, и не нуждается в объяснении некоторых явлений.
Это неизбежный процесс.
Кхм... Внезапно Софьюшка вспомнила, что всё-таки пишет не курсовую,
и решила свернуть свои рассуждения. Итак, к чему я это всё написала?
А к тому, что важно понимать, что отдельно от исторического этапа
религию брать нельзя. Религия неразрывно связана с другими сферами
государственности (особенно в фэнтези и исторических произведениях),
поэтому всё вышеперечисленное нужно понимать.
Теперь разберём религии и свойственных им божеств поэтапно. Языческие верования.
Итак, нам нужно сформировать языческий пантеон — такой, чтобы он смотрелся адекватно, а не притянутым за уши. С чего начать?
А начать нужно — опять же — с исследования. С исследования своего
собственного государства. Вот у вас есть языческое племя. За счёт чего
они в основном живут? Земледелие, скотоводство, охота, грабежи — сойдёт
всё, что угодно. Выбрали главную сферу жизни? Хорошо. У вас уже есть то,
чему должно покровительствовать одно из самых почитаемых божеств.
Теперь осталось выбрать стихию природы, с которой это самое «то» может
ассоциироваться в сознании людей. К примеру, люди испокон веков знали,
что солнце может согреть поля и поспособствовать росту растений, а может
и уничтожить посевы слишком жаркими лучами. Поэтому, думаю,
объяснимо то, что для земледельцев самым почитаемым будет божество,
в чьих руках сила огня (огонь испокон веков ассоциировался с Солнцем),
сила жизни, и противоположное ему божество, в чьих руках сила дождя —
ведь он даст столь необходимую для растений влагу. Суть ясна? Думаю, да.
Так же как ясно то, что не станут тех же божеств превозносить
воины-кочевники. Не потому, что они варвары, ни во что не верящие,
а потому, что у них другая культура, ключевая особенность которой —
кочевое скотоводство. У них, скорее, возникнут культы богов,
покровительствующих животным, богов войны, чья сила может проявляться
в землетрясениях, ураганах, наводнениях и других губительных силах
природы. Просто потому, что их культуре это ближе.
Пользуясь этим простым правилом, легко можно составить своеобразный
пантеон. Вам не обязательно прописывать роль каждого божества — вы,
в конце концов, не религиозный трактат пишете, — но представлять себе
эту роль нужно всенепременно. Средневековые верования.
Хотя в Средние Века, как правило, уже существует некое единое божество,
которому все и поклоняются, в народе всё ещё сильны языческие суеверия,
которые, возможно, выглядят пережитком прошлого.
С подобными религиозными течениями всё намного проще, нежели
с языческими: за основу можно взять любую из существующих религий,
проповедующих наличие «единого божества». В этом случае необходимы лишь
косметические изменения — не более того. Иначе есть риск уехать куда-то
совсем не туда. Конечно, бояться экспериментировать не нужно, но это
не значит, что нужно создавать церковь имени Пресвятой Лапши «Доширак».
Ну, разве что если вы пишете стёб про голодного студента.
Как вариант, вы можете схематично разработать пантеон из предыдущего
пункта, затем выделить из него «единое божество» — и так далее. В таком
случае, у вас будет даже запасная информация в виде того, что раньше
религия в вашем фэнтези-государстве была именно такой, но потом что-то
заставило людей отречься от многобожия.
И теперь, думаю, стоит затронуть последний пункт: какова может быть роль божеств в произведении? И зачем они вообще нужны?
Итак, зачем они нужны и что должны делать в произведении.
Божества и дети божеств — не лучшие кандидаты на роль главных героев.
Конечно, это вполне нормально для эпического произведения, но беда
в том, что слишком легко скатиться в Мери-Сьюшность. Герой-божество
по умолчанию сильнее всех своих земных врагов, а значит, ему или
ей на пути ничего особенного не грозит. Будни божественных созданий тоже
описать достаточно трудно. Вспомнился мне что-то эпичнейший фанфик, где
девушка-ангел со своей лучшей подругой болтала по телефону и ходила
по магазинам... эх. Грустно.
Запомните: боги — почти всегда наблюдатели, в крайнем случае —
проводники. Они не должны вмешиваться в естественный ход событий — если,
конечно, ваше повествование не является героической легендой или мифом.
Если же божества и вмешиваются в земные дела, то уж точно не на уровне
«Я тучи разведу руками», да простит меня Пугачёва. И — они не должны
постоянно маячить перед глазами. В этом случае возникнет ощущение, что
перед нами не неземные существа, а какие-то вполне себе человеческие
создания, решившие поиграть в косплей богов. На земле могут быть
их посланники — но не нужно делать «посланником» героя, героиню или
кого-то из их спутников. Божества потому и кажутся сакральной, неведомой
силой, что о них мало что известно. А если рядом будет постоянно
маячить нечто божественное — что ж это за неведомая сила такая?
И главное: боги — не Мери-Сью и Марти-Стью. У любого божества есть его
уязвимое место, его слабости. Особенно если это языческое божество, ещё
более-менее близкое к людям и обладающее чертами характера, а не некий
абстрактный идеальный образ. Если же божество — абстрактный идеальный
образ, то пусть покажется в произведении раз или два, не больше.
Желательно не в материальном теле. Возможен вариант, что каждый видит
вместо этого божества свой собственный идеал, возможно, что божество
попросту невидимо и все лишь слышат «голос с неба». Главное — не теряйте
эту отчуждённость, тоску о вечности, несвойственную смертным.
Надеюсь, моя мысль понятна. Послесловие.
Что ж, очередная моя статья подошла к концу. Но не надейтесь — Софьюшка
ещё долго будет мучить вас своими советами, свято веря в то, что кому-то
они понадобятся и, может, помогут писать лучше.
Совершенствуйтесь, и удачи вам в творчестве!
1391 Прочтений • ["Божественные силы", или как грамотно прописать образы фэнтезийных богов] [10.05.2012] [Комментариев: 0]