Здравствуйте. Надеялись, что сегодняшний день обойдётся без очередной
моей статьи? Не надейтесь, я пока ещё не исчерпала список своих заказов
и буду продолжать писать до победного конца, пока их не исчерпаю. Ибо
я уже знаю, что бывает, когда забываешь выполнить чей-то заказ —
а именно, приходится его выполнять в самый неподходящий момент. Поэтому
я снова здесь и снова с вами.
Не так давно один из моих читателей попросил меня написать статью
на показавшуюся мне весьма и весьма интересной тему, весьма тесно
связанную с литературой. А именно — сравнительный анализ позиции автора
и позиции его персонажа. Обязательно ли это одно и то же? И возможно ли
написать произведение, в котором это не так?
Что ж, приступим к рассуждению!
Что вообще подразумевается под словом «позиция».
Я, конечно, существо вредное, и объяснять очевидное люблю. Поэтому и вписала, собственно, в статью этот раздел.
Помните, в статье об интригах я философствовала на тему «Что такое
главная интрига?» — и пришла к выводу, что это некий философский вопрос,
заданный автором в этом произведении, то, что он им хотел сказать.
Грубо говоря, какие явления человеческой жизни он хотел превознести,
а какие показались ему проблемными. Так вот — ответ на этот вопрос,
который даёт автор, и есть авторская позиция. Как правило, она
присутствует даже в произведениях начинающих авторов.
А вот что такое позиция героя? А это уже тот ответ, который мог бы дать
на поставленный вопрос герой, а не автор. Как ни странно, очень часто
это абсолютно разные вещи.
Почему разные? Потому что, как бы сильно автору этого ни хотелось,
но абсолютно все герои не могут говорить и думать одно и то же. Они
всё-таки пишутся с желанием вдохнуть в них хоть немного жизни. А что
отличает каждого человека? Правильно — его мнение. У кого-то мнения
совпадают, у кого-то — прямо противоположны, но они — так или иначе —
есть.
Рассмотрим этот вопрос несколько более подробно. Совпадение авторской позиции и позиции персонажа: нужно ли?
Очень часто у тех самых начинающих авторов складывается такая ситуация:
все, кто «хорошие», мнение героя разделяют, а все, кто против него —
соответственно, имеют противоположную позицию. Очень часто в этих
произведениях можно увидеть открытое осуждение автором (не героями!)
противоположной позиции, постоянную демонстрацию её несостоятельности
и неприемлемости. При этом — ни та, ни другая сторона свою позицию
не аргументирует, всё демонстрируется как само собой разумеющееся...
А теперь отвлечёмся. Дам вам пример из жизни.
У меня есть подруга. Даже, скорей, не подруга, а приятельница. Она очень
религиозная — я бы даже сказала, что слишком. Я — не то чтобы атеистка,
но не чувствую необходимости непременно каждый день молиться, ходить
в церковь и так далее. Тем не менее, мы дружим, хотя по этому вопросу
у нас откровенно разные позиции.
А теперь, собственно, к чему эта ситуация выше? А к тому, что не всё так
просто. Даже если ваши герои положительные, они не обязательно должны
сходиться во мнениях по всем вопросам. У кого-то это просто выглядит
нелогично. Поясняю: если ваши герои не принадлежат к какому-то очень
строгому религиозному ордену, где какая-то иная позиция карается
незамедлительной казнью, то у них в любом случае возникнут разные
мнения. Не обязательно противоположные, но всё же. Также, я надеюсь,
вы понимаете, что у всех героев разные биографии и разный жизненный
опыт, и позиция должна логически вытекать из этого опыта,
а не смотреться, как криво приклеенная (заметьте, даже не пришитая!)
заплатка. Например, если ваш персонаж — эльфёнок-сирота, его родителей
убили злобные-злобные люди с севера (чуть не написала «с сервера»).
Внимание, вопрос на засыпку: этот эльфёнок станет помогать тем самым
«людям с севера», активно их поддерживать, сражаться за них без
принуждения? Если у него нет никаких психических отклонений, то нет.
И какой из этого можно сделать вывод? Правильно — нельзя награждать
абсолютно всех положительных персонажей своей позицией,
а отрицательных — противоположной. Это смотрится искусственно,
вымученно, неестественно... ладно, а теперь отложим словарь синонимов
и займёмся делом. А дело в данном случае — то, что же делать с позициями
персонажей.
Запомните: персонаж — это не вы сами. Ни в коем случае. Это не ваш
аватар в иной вселенной, не ваш клон, не ваше идеальное воплощение и так
далее. Смею надеяться, что вы уже выросли из возраста, когда приходится
носить с собой в школу куклу Барби (или любую другую игрушку)
и восхищаться красотой и умом Мери-Сью, поэтому аргументирую свою
позицию так: в вашей вселенной, смею надеяться, не один персонаж.
Их много. А теперь представьте, что вы выходите на улицу, а там только
ваши клоны. И в газетном киоске продаёт газеты ваш клон, и в школе
преподаёт ваш клон, и двор метёт ваш клон... И все синхронно говорят
об одном и том же одни и те же вещи! Представили эту атаку клонов?
Ужаснулись? А ведь если все «хорошие» персонажи разделяют вашу позицию,
то это та же атака клонов. Они абсолютно одинаковы на духовном уровне —
и никакие косметические изменения в духе «Вот это принцесса Галактики,
а вот это — отважный капитан космического флота» этого не изменят.
Нельзя давать людям стопроцентно одинаковые убеждения.
Конечно, характер состоит не из одних только убеждений. Есть и другие,
не менее важные, вещи. И убеждения могут совпадать у всей вашей группы
главных героев. Но всё же — не забывайте следить за тем, чтобы это было
оправданно. Иначе получится та самая атака клонов. Не фильм из цикла
«Звёздные Войны», конечно, а ситуация, описанная мной выше.
Итак, как избежать чрезмерной схожести позиций и убеждений?
Немного о разных позициях.
Тут снова следует пояснить, что я не имею в виду под «позицией» характер
в целом. Я имею в виду — мнение по какому-то принципиальному вопросу.
Если совсем уж утрированно, то есть у нас два персонажа. Они оба добрые,
милые и вообще няшечки. Но один считает, что вкуснее красная
карамелька, а другой — что синяя. Для них цвет карамельки — вопрос жизни
и смерти. Так вот, добрые, милые и т. п.
— это характер.
А предпочитаемый цвет карамельки — позиция по определённому вопросу.
Если и дальше объяснять на примере карамелек, то автору совсем
не обязательно любить карамельку того же цвета, что и его персонажу.
Автор вообще может предпочитать бабушкин борщ. Однако понимать позицию
своего персонажа автор обязан. Как я уже где-то писала — мне не нравятся
произведения, где автор слишком явно показывает свою неприязнь
к позиции персонажа. Тогда я объяснила это на примере девушки,
вынужденной писать про эдакого парня-Казанову, который радостно
обольщает всё в радиусе километра и меняет своих «любимых» как перчатки.
Позвольте себе побыть на месте персонажа, войти во вкус от того, как
он обманывает очередную жертву — хотя бы на то время, пока вы пишете
из его шкуры. Потом, за кадром, в авторском тексте, вы можете
и повозмущаться. Хотя, тут уже моя личная придирка: автор в своём
тексте — Бог, а значит, должен быть таким же незаметным, как Бог в нашем
грешном мире. Авторскую позицию следует вписывать в текст исподволь,
аккуратно, а не бросаться в рассуждения прямо посреди текста. Да простит
меня Толстой, но делать это можно лишь тогда, когда считаешь читателей
малообразованными и пытаешься как можно понятнее всё разъяснить.
Впрочем, насколько мне известно, Толстой и писал в основном для
крестьянства, даже открыл для крестьянских детей школу... Кхм, простите,
я отвлеклась от темы. Всё-таки мы тут слушаем не биографию Толстого.
Итак, почему нельзя писать, если ты не только не разделяешь,
но и не понимаешь позицию своего героя? Да потому что тогда не напишешь
ничего стоящего. Не разделять позицию героя можно — но при этом в упор
не видеть её плюсов и упорно делать вид, что видишь исключительно
отрицательные моменты, попросту нелогично. Зачем же мучить самих себя
и писать о героях, которые, скорей всего, вам противны? Оно того
не стоит, поверьте. В лучшем случае вас за это произведение похвалят
разве что дети раннего школьного возраста, которые в силу того, что ещё
не доросли, не понимают таких вещей, как логика, сюжет, авторский стиль
и так далее. В заключение.
Авторская позиция, конечно, в произведении должна наличествовать.
Но главное — чётко понимать, что позиция ваша и героя могут различаться.
Не нужно приписывать героям абсолютно все свои убеждения, переносить
на них свою собственную позицию. Как я уже сказала, нужно понимать, что
ваш персонаж — это кто угодно, хоть ваш подопытный образец, но не в коем
случае не вы сами. У него свой жизненный опыт, свои тараканы в голове.
Не занимайтесь искусственной пересадкой персонажу своих тараканов —
зачастую это смотрится слишком уж наигранным.
В общем, надеюсь, вы поняли мою мысль. Удачи вам в творчестве!
И главное — не забывайте, что писательство состоит не только из набора
на клавиатуре текста. Главное — продумывание этого самого текста, умение
при желании поставить себя на место любого из персонажей. Если
вы не забываете об этом, то вы уже на полпути к успеху! И ещё разок
позвольте пожелать вам удачи!
846 Прочтений • [Автор и персонажи.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]