"Стёб без фэйспалмов", или пара советов по написанию стёба.
Здравствуйте, я снова на связи и снова со свежеиспечённой статейкой.
Причём статейкой, смею надеяться, нужной. В общем-то, я все статьи пишу в
надежде на то, что хоть кому-то они понадобятся.
Все мои предыдущие статьи, несмотря на моё стремление придать им налёт
юмора, были о достаточно серьёзных (в большинстве своём) жанрах. Но
никогда раньше я не затрагивала тему «несерьёзных» жанров наподобие
юмора или стёба. А ведь они точно так же имеют право на существование,
как и все остальные.
Сразу говорю – я в этом деле не профессионал, да и каких-то
сверхъестественных рекомендаций по написанию стёба я вам не дам. Благо
это жанр такой, что очень многое в нём остаётся на совести автора.
Итак, а что же это, собственно, за жанр?
Чем стёб отличается от юмора.
Нет, я не полезу сейчас в Википедию, в ужасе сравнивая определения двух
жанров. Попытаюсь дать определения сама. Итак, юмор – это высмеивание
чего-то, но высмеивание доброе. То есть, это самое «что-то» не
выставляется в дурном свете, это просто нечто вроде добродушной
дружеской насмешки, мол, с кем не бывает, со всяким может случиться. Это
спокойный, лёгкий для прочтения жанр, чаще всего несущий положительную
энергетику.
А вот стёб… Стёб несёт энергетику дикого, ненормального ржача,
заставляя читателей во время прочтения косплеить лошадь Пржевальского.
Очень часто этот ржач может показаться кому-то оскорбительным, и
немудрено: стёб – это «чёрный» юмор, насмешка, местами издевательство.
Иногда издевательство, что называется, над «самым святым». Может
показаться неприятным и даже глупым человеку, который слишком трепетно
относится к канону (если стёб написан по мотивам какого-нибудь
серьёзного аниме, к примеру). В общем – много всяких «но», о которых не
следует забывать, если уж вы решились этот самый стёб почитать. А уж
если написать, то могу порекомендовать лишь небольшое количество вещей.
Итак, мы пишем стёб. Начнём. Адекватная самооценка, или немного о чувстве юмора.
Как ни странно, для того, чтобы писать стёб, обязательно обладать
чувством юмора. Плоские шуточки или шутки, понятные лишь ограниченному
кругу лиц, стоит отмести сразу. Не понимаете, что такое шуточки,
понятные лишь ограниченному кругу лиц? Тогда скажите, смешит ли вас
фраза: «Зачёт по физкультуре в одиннадцатой аудитории», или фраза «Ну не
в шкаф, ну никаким боком!», или фраза «Эдип с нами!». Скорей всего,
нет. Если да – то вы либо мой собрат по институту, либо обладаете
поистине странным чувством юмора. К шуточкам, понятным ограниченному
кругу лиц, относятся всевозможные «весёлые ситуации» и «игра слов»,
которая понятна только вам и вашим друзьям. К примеру, последняя шуточка
у нас возникла из-за постоянного упоминания на лекциях «Эдипова
комплекса», и, как следствие, у нас фраза «Эдип с нами!» стала чем-то
вроде символа постоянно повторяющейся ситуации, и мы, услышав в
очередной раз об Эдипе, ржём всей группой. Но этот юмор будет понятен
лишь нам. Человек, не понимающий смысла этой шуточки, не поймёт его и
после объяснений, если он не знает всех обстоятельств. Верно ведь?
Поэтому первым делом перед тем, как вы сядете писать, убедитесь, что у
вас есть… Нет, не только компьютер и рабочая клавиатура, а понятное
другим людям чувство юмора. И под «другими людьми» я понимаю не только
ваших друзей, которые, возможно, и из вежливости хихикают над вашими
«шуточками». В стёбе, конечно, можно позволить себе более грубые
ситуации и насмешки, чем в юморе, но совсем уж плоский юмор давно уже
набил всем оскомину. А теперь о других, не менее полезных вещах.
Первым в списке полезных вещей будет чувство меры. Как ни странно, при
написании стёба оно тоже может понадобиться. Зачем? Сейчас объясню.
Если стёб написан по мотивам какого-то аниме – значит, читатели
автоматически надеются, что издеваться будут над всё же знакомыми им
персонажами. Стёб без ООС, конечно, очень маловероятен, но всё же
помните: нафиг забыть о характерах персонажей и издеваться над чем-то,
что для них нехарактерно, взяв от них одни лишь оболочки, очень трудно. Я
имею в виду, так, чтобы читатели не спросили, к чему вообще был этот
стёб, если тут от персонажей остались одни имена.
Но, как я сказала, стёб без ООС почти невозможен. Тут вы можете
радостно взять персонажей – и преувеличить что-то в их характере до
абсурда. Например, берёте стандартного Саске из аниме «Наруто»,
зацикленного на мести, и делаете из него истерика, который на каждую
фразу (независимо от того, что ему сказали) говорит: «Я должен убить
Итачи!». Или берёте девушку, которая в «оригинале» (то есть в фэндомном
своём варианте) слегка озабочена тем, чтобы найти себе парня, и доводите
эту «идею фикс» до абсурда, лёгким взмахом пера (только вот не
вздумайте махать клавиатурой!) заставляя её бросаться на каждого
встречного парня с воплем: «Возьми меня в жёны!». В общем, издевайтесь
над тем, что персонажу свойственно. Если вы сделаете брутального мужчину
кавайным чибиком, плачущим, что его никто не любит, это, конечно, тоже
может быть забавным – но лишь тогда, когда это оригинально.
Юмор может быть любым – на ваше усмотрение. Главное – не переборщить и
не перейти ту границу, когда стёб превращается в абсурд. Ибо
действительно смешной абсурд написать гораздо труднее.
Для стёба годятся все ненормальные, затёртые до дыр и чаще всего
высмеиваемые сюжетные повороты. В стёбе можно использовать преувеличенно
напыщенные стилистические конструкции, стиль написания а ля речь
магистра Йоды и так далее. Главное правило – чтобы это выглядело смешно,
а не тупо.
И вот тут следует задать себе установку: если люди говорят, что что-то
не смешно – значит, это не смешно. Не нужно постоянно вкручивать в стёб
авторские пометки в скобках в духе: «Ахаха, я тут со стула упала, пока
писала, опупеть как смешно!» и так далее. Никого не насмешат авторские
пометки в духе: «А вот здесь надо смеяться». Уж на что стёб является
грубым жанром, но настолько откровенные пояснения, где была шутка, а где
нет, уж оставьте на рассмотрение читателей. Они, как правило, не
глупые. Разберутся. Чего ещё лучше не делать.
Ещё беда стёба – засилье мата, больших буковок и кучи восклицательных
знаков. Отчего-то люди, видимо, считают, что написать вместо «Кажется,
он помер» что-то типа: «Ему пиздец», фраза станет гораздо смешнее. Так
вот: если вы не школьник или школьница, которая не умеет выражать свои
мысли без мата – то не нужно впихивать в авторскую речь мат и пересыпать
её жаргоном. Это неуместно даже в стёбе. Впрочем, и речь всех подряд
персонажей теми самыми солёными словечками пересыпать не стоит. Вы же не
стали бы есть безбожно пересоленное любимое блюдо? Блюдо ведь вроде то
же самое, но при этом в нём слишком много соли. Неужто будете давиться и
есть? Вряд ли. Так же и с чтением: пересыпанная матом и жаргонизмами,
часто употребляемыми не к месту, работа может вызвать искренний восторг
только у школьников, которые до сих пор считают, что материться – это
круто, и пищат от восторга, сфоткавшись с сигаретой и бутылкой пива. Я
не ханжа, и сама умею материться, но не считаю, что мат усиливает
комичность ситуации. Если ситуация сама по себе не смешная, то мат её не
спасёт.
И да. Стёб – это пусть и грубый, но всё ещё литературный жанр. А
значит, нельзя пренебрегать элементарной грамматикой и пунктуацией.
Эмоции в стёбе можно описывать так же, как и в других жанрах – словами. А
не методом: «Я напишу фразу БОЛЬШИМИ БУКОВКАМИ и с сотней
восклицательных знаков, и все итак поймут, что персонаж кричит!». Об
этом, увы, очень многие авторы стёба забывают. Заключение.
У меня такое чувство, что я сказала очень мало. Но, к сожалению, больше
я ничего не могу добавить. Стёб настолько расплывчатый жанр, что
зачастую то, реально ли его написать, зависит только от одного
параметра: есть у автора чувство юмора или нет.
Надеюсь, что у вас оно есть. Удачи вам в творчестве!
1504 Прочтений • ["Стёб без фэйспалмов", или пара советов по написанию стёба.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]