"Дела семейные", или разбор фэнтезийного королевского семейства
Здравствуйте! Я снова с вами. Вот так у меня постоянно получается – то
ни одного заказа, то прут косяком, да так, что только и успеваешь, что в
ужасе записывать себе расписание работы на ближайшие два-три дня. Но
что поделаешь – всё-таки, как выяснилось, мои статьи пользуются гораздо
большей популярностью, чем мои фанфики и ориджиналы, как бы мне ни
хотелось постучаться головой об стену из-за такой жизненной
несправедливости. Кхм, простите, отвлеклась.
У меня уже имеется одна статья, где разбираются типичные фэнтезийные
шаблоны. Но есть ещё одно непаханое поле, куда я до сей поры наведаться
не решалась: власть имущие личности в фэнтези. Короли, королевы, принцы и
принцессы, а также все остальные обитатели дворца… Какими они могут
быть?
Предупреждаю сразу – это действительно статья-разбор, и в основном
здесь будут разобраны именно типичные члены королевской семьи.
Подчёркиваю – типичные! Если вы захотите взять что-то из этих шаблонов
на вооружение – постарайтесь сделать его интересным, добавив
оригинальности. Голые шаблоны брать в качестве примера крайне не
рекомендуется.
Итак, приступим к разбору!
Короли.
Для начала, позвольте мне сделать маленькое вступление. А именно –
пояснить уже, наверное, знакомое моим постоянным читателем разделение
фэнтези на тёмное, светлое и серое. На каждый вид такого фэнтези можно
найти бесчисленное множество типажей. Но я разберу лишь те, которые
встречаются наиболее часто, и только для светлого и тёмного фэнтези (так
как разборов про серое фэнтези я, по-моему, написала предостаточно).
Итак, начну со светлого фэнтези. Добрый Справедливый Король.
Именно так, все три слова с большой буквы. В данном случае это
воплощение некоего образа идеального наставника: справедливый король не
притесняет свой народ, не делает ни единой ошибки в своей жизни, и
вообще он эдакое божество на земле, готовое жизнь отдать за свой народ. В
чём плюсы и минусы подобного образа?
Для начала – плюсы. Любители сказок и прочего лёгкого чтения будут
довольны, а если герой – на службе у такого короля, то, несомненно, у
всех будет стойкая уверенность в том, что герой поступает, несомненно,
правильно и единственно возможно. А как же иначе – ведь он служит столь
непогрешимому человеку. Иными словами, этот вариант очень хорош, если
ваша целевая аудитория – дети и подростки раннего среднего и младшего
школьных возрастов (кстати, с чего столь многие вдруг решают, что это
оскорбление?). Такая аудитория не нуждается в остром противоречии в
каждом из персонажей. Им нужно другое. Способность поверить в сказку, и
главное – стойкая уверенность в том, что главный герой несёт свет и
добро.
Но есть и минусы. В произведения для аудитории постарше такого короля
лучше не вклеивать. Не поймут. Пожмут плечами, посмотрят – да и
перелистнут на другой фанфик. А те, кто не уйдут, засыплют автора
вопросами: откуда берутся деньги в казне, если король постоянно их
раздаёт беднякам, на что содержится армия, если с крестьян не берут
налогов… В общем, такой король – это идеал. И чаще всего главный герой
как раз-таки на стороне этого самого идеала. Конечно, кто-то любит
почитать про «Наше дело правое, а все остальные – орки злобные, гоблины
поганые», но, как я упомянула ранее, далеко не все. Я, например, под
настроение могу почитать что-то такое, но редко. Впрочем, ладно, не буду
тут снова возникать со своим мнением. Пойдём немного дальше: а именно –
противоположный Доброму Справедливому Королю типаж. Злобный Коварный Тиран.
Второй типаж в светлом фэнтези. Вполне закономерный, кстати, если
учесть, что в нём нет никаких полутонов: плохой дядя – значит, со дна
адской бездны, хороший – значит, с нимбом и крылышками. Итак, это полный
антипод Доброго Справедливого Короля. Он зверски притесняет подданных,
порой устраивает ради развлечения массовые казни и всё это – без
малейших проблесков человеческих эмоций. Чаще всего сверг Доброго
Справедливого Короля и засадил в темницу в своей Чёрной Цитадели.
Некоторые могут ошибочно решит, что, раз уж это во всём антипод Доброго
Справедливого Короля, то и рассчитан этот типаж на более взрослую и
серьёзную аудиторию. А вот тут-то и кроется подстава – на самом деле
такой вот злыдень не менее схематичен, чем идеальный правитель. Оба они –
герои лишь для детских сказок. К слову, тут стоит пояснить, чем такой
вот Тиран отличается от типичного для тёмного фэнтези злого короля:
отсутствием логики. Да-да. Почему это так, я поясню в той части статьи,
где стану производить разбор того самого злого короля в тёмном фэнтези. А
пока просто примем это как аксиому. Король такого типа очень часто
ненавидит даже свою родню, много чего ненавидит, и всё это –
немотивированно. Просто потому, что так надо автору.
Теперь перейдём к тёмному фэнтези. Здесь типажи не такие явные, но и они есть. Пофигистичный Король.
Очень часто встречается в тёмном фэнтези. Этот король не злой – просто
ему действительно без разницы. «Отвоевали часть земли, убили мужчин и
изнасиловали детей и женщин? Ну и ладно, у нас подданных много, есть
кому платить налоги! Стены у столицы готовы рухнуть от ветхости? Ничего,
до того триста лет стояли без укрепления – и ещё постоят! Зато я куплю
себе новую корону, поразвлекаюсь с наложницами и устрою костюмированный
бал!». Также возможна «смена пола» этому типажу – и тогда на троне
воцарится безалаберная, привыкшая лишь развлекаться королева, которая
плевать хотела на все остальные сферы жизни. Кстати, если кто-то хорошо
знает историю, то такие личности были и у нас, в России-матушке (просьба
всех, кто родом не из России, не обижаться, я просто сама русская). Так
или иначе, но этот типаж безответственной личности на троне, не
способной ни на какие важные решения, встречается очень часто. Частенько
такой король замечается в любви к обжорству, пьяным оргиям и прочим
греховным «прелестям жизни». Как ни странно, но типаж вполне логичный.
В чём его плюсы? Наверное, в жизненности такого образа. То есть, чисто
теоретически, мы можем себе представить, каким образом держится на троне
этот человек: его страна действительно почти лежит в руинах, но у него
есть сильная армия и куча интриганов за спиной, которые способны
хорошенько встряхнуть всех недовольных в случае чего. Да и потом –
слабые и голодные люди очень редко способны к сопротивлению. Это только в
светлом и иногда в сером фэнтези встречаются толпы «борцов за идею». В
тёмном фэнтези таких нет. Также несомненный плюс заключается в том, что
при всех отрицательных качествах этого «короля-пофигиста» можно всё-таки
продемонстрировать его как положительного героя, иногда способного
воспротивиться совсем уж давящим на народ решениям.
Ещё один подвид короля-пофигиста – это совсем молодой, чаще всего
только взявший в руки власть король. Частенько это существо увлечено
старинными сказками и легендами и пытается подражать описанному в
разделе «светлое фэнтези» Доброму Справедливому Королю. Увы, это ему не
удаётся. В общем, эдакий «король-обезьянка», стремящийся кому-то
подражать.
Минусы такого типажа: во-первых, ориентированность на более-менее
взрослую аудиторию. Подростки и дети не поймут, почему вдруг должен
подчиняться такому слабому человеку сильный главный герой. В принципе,
тёмное фэнтези более жестокий жанр, и иногда тяжёлый для понимания. Злобный Король.
Очень похож на типаж короля-тирана. Вполне сознательно приводит свою
страну к упадку. Очень часто искренне готов наплевать на всю свою
страну, но, в отличие от предыдущего типажа, не собирается притворяться
добрым или понимающим. Часто сторонник силовых методов при удержании
власти.
Чем он отличается от короля-тирана? Ну, к примеру, наличием
человеческой мотивации. Он жесток не потому, что так надо для сюжета
автору, а потому, что, к примеру, таким образом доказывает свою власть
самому себе, пытается разрешить какое-то душевное противоречие. У него
также могут быть слабые проблески положительных черт, в отличие от
тирана. И кто-то искренне может считать его благодетелем. В общем,
надеюсь, вы поняли, что я хотела сказать.
Перейдём к новому члену королевской семьи. А именно, к жёнам королей. Королевы.
Здесь я в качестве вступления скажу: убедившись на основе предыдущей
части статьи то, что разбиение по пунктам непродуктивно, я стану писать
лишь с разбивкой на светлое и тёмное фэнтези. Отдельные типажи, думаю,
вы сможете выделить сами. Светлое фэнтези.
Итак, в светлом фэнтези королевы, как водится, либо добрые, либо злые.
Промежуточный вариант в принципе не предусмотрен. Проблемы здесь те же,
что и с королями – такой максимализм не особенно любим взрослыми
читателями.
Если королева добрая, то она может быть женой доброго короля. Или его
вдовой, которую нагло взял в жёны воцарившийся на троне тиран. В этих
вариантах она – добрая, кроткая, страдающая. В варианте, если она злая,
то она, как в сказках, либо молодая и крутит направо-налево добрым
королём, либо злобная супруга Чёрного Властелина, помогающая ему в его
замыслах. В общем – думаю, типаж знакомый. Я не говорю, что его следует
избегать, если уж вы пишете для детей. Просто старайтесь добавить в эти
типажи хоть что-то, кроме того, что описано в статье, и всё приложится.
В принципе, в светлом фэнтези два варианта любых персонажей: или злые,
или добрые. Других вариантов в принципе нет. Есть только
один-единственный стоящий разбора вариант, который отличается хоть
чем-то. Но о нём позднее. Тёмное фэнтези.
Здесь, думаю, стоит пометить только один пункт: королевы, внезапно,
становятся неоднозначными. Теперь их уже нельзя описать словом «Добрая» и
«Злая». Самый любимый в таком фэнтези типаж – королева-стерва, жаждущая
избавиться от своего супруга, не гнушающаяся изменами ему и втайне
мечтающая сама править страной, учредив парочку государственных
переворотов. Или королева-одуванчик – проданная жестокому королю в жёны,
заключившая брак по расчёту, эдакая «серая тень» без права на своё
мнение и лишённая голоса. Иногда за образом королевы-одуванчика
скрывается серый кардинал – но это уже от фантазии автора зависит. Принцы, принцессы и бастарды.
Принцы и принцессы, что в тёмном, что в светлом фэнтези – сильно
помолодевшие копии родителей. Так что это разбирать особенно не
требуется – благо вы наверняка уже всё поняли.
А вот у бастардов (если кто не знает, незаконнорождённые детишки
королевских особ, имевшие несчастье родиться вне брака) есть пара
пунктов, которые стоит отметить. Светлое фэнтези.
Если уж в светлом фэнтези внезапно встретится незаконнорождённый принц
или принцесса, то этот ребёнок – обязательно плод неземной любви. Даже
не так. Неземной Любви – вот так вернее. Они обязательно всю жизнь были
спрятаны подальше, потому что либо отец-тиран хотел уничтожить их, либо
добрая мама считала, что дети должны быть самыми обычными, без всех этих
королевских заморочек. Как правило, эти дети – плод любви между королём
и служанкой или крестьянкой, на которой он не мог жениться. Банально,
но для детских книжек допустимо. Тёмное фэнтези.
А тут уже всё зависит от характера персонажа. Но есть установка:
«благородные бастарды», которые не гонятся за властью, чаще всего
погибают, ибо их всё равно считают политической угрозой. А если они сами
гоняются за властью, то порой даже возглавляют армии. Ещё есть вариант
«фальшивого бастарда» - человек, гоняющийся за властью, стремится
придумать себе оправдание – и называется сыном королевской семьи, чтобы
найти сторонников. Уже заключение.
Когда я взялась за эту тему, я думала, что мне есть, что сказать. Но
получилось мало, и, скорей всего, почти неинформативно. Простите за
такую статью. Но всё же публикую в надежде на то, что тот, кто просил
это написать, хотя бы поймёт, что я старалась.
Удачи вам в творчестве.