Ну что сказать, здравствуйте, дорогие читатели! В эфире, как бы странно
это звучало в литературном произведении (ну, относительно литературном,
конечно) снова я, да не одна, а в обнимку с очередной своей статьёй.
Традиционно предупреждаю, что если вам покажется, будто я навязываю свою
точку зрения, расслабьтесь, выпейте горячего чаю с печеньками и не
думайте обо мне так плохо. Если какие-то пункты статьи вызовут у вас
вопросы или несогласие, это вполне подлежит обсуждению.
Что ж, собственно, надеюсь, что текст выше был вами прочитан и принят к
сведению. Пора бы мне уже, собственно, и пояснить, о чём моя новенькая
статья. А статья на сей раз больше для фикрайтеров, чем для авторов
ориджиналов – хотя и для них я приберегла свой кусочек статейки.
Очень часто авторы, особенно начинающие, взяв персонажа «поиграть» (то
есть, написать фанфик с его участием), быстро забывают о том, что у
персонажа, собственно, кроме внешности и имени, есть ещё и характер. И,
если внешность и имя персонажа теряют редко и только совсем уж в
клинических случаях, то характер перевирается чуть ли не в каждом втором
произведении. Он может встречаться у всех – независимо от опытности
автора, но, как я уже упомянула, в большем количестве встречается у
начинающих. Этот кошмарный «он» - ООС.
Что такое ООС, как не переборщить с его использованием и как его распознать, читайте далее. Откуда берётся ООС и что это вообще такое.
Если брать определение, разрешённое на сайте, то ООС – это аббревиатура,
сокращение «Out Of Character». Если перевести эту фразу на русский, то
получится что-то вроде «Вне характера». То есть, в итоге мы получаем,
что ООС – это моменты, когда характер персонажа канона искажается, и он
начинает вести себя так, как никогда бы не поступил в каноничной своей
версии. Некоторые особо популярные выверты характера героев, не
соответствующие оригиналу, могут впоследствии приобрести масштабы
массового явления и перерасти в фанон – некий, грубо говоря, сложившийся
фанатский стереотип. К числу таких фанонных факторов, очень популярных
среди писателей, относятся шлюхообразность Мелло из «Тетради смерти»,
способность плакать над трупом любимого Канды из «D. Gray-Man» и любовь
Грелля из «Тёмного Дворецкого» к женским украшениям и кружевным
стрингам. Это встречается в фанфиках так часто, что многими принимается
за каноничный вариант – однако самое смешное, что это совсем не так, и,
если подумать, доказательств ни тому, ни другому, ни третьему в
оригинальных источниках нет.
Итак, я отвлеклась. Откуда же берётся ООС? Чаще всего он берётся, как
ни странно, из-за распространённой ошибки. Вот есть у автора в голове
замечательный сюжет: в нём и любовь, и смерть, и страдания, всё в одной
восхитительной куче. И тут его озаряет, что можно вписать в этот сюжет
персонажей любимого аниме. Или же автор придумывает сюжет с любимыми
героями изначально. Но вот незадача! В изначальной своей версии
персонажи не повели бы себя так, как того требует сюжет. И автор
совершает нехорошую ошибку – вместо того, чтобы пытаться подогнать сюжет
под персонажей, он начинает подгонять персонажей под сюжет. Вот далее я
и попытаюсь рассмотреть эту «подгонку». Поймите правильно – иногда она
действительно неизбежна. Вот и попытаюсь написать, что, в принципе,
допустимо (хоть и не желательно), а что недопустимо не под каким соусом. Допустимый ООС.
Этот пункт будет не особо длинным, так как случаев, когда ООС допустим, в
принципе не особенно много. Но, как ни странно, это именно те случаи,
на которые надеются читатели, открывая работы с предупреждением «ООС».
Допустим, вы решили сделать из компанейского и весёлого героя мрачного и
нелюдимого. И тут вам потребуется объяснение – почему он вдруг таким
стал? Без объяснения никак. Вы можете «переломить» характер персонажа,
видоизменить его – но только под влиянием некой ситуации, сложившейся в
вашей работе.
Если характер персонажа должен меняться «за кадром» из-за того, что вы
слегка отредактировали его биографию – не забудьте обозначить в вашей
работе те обстоятельства, что вы изменили. Ненавязчиво, в форме
воспоминаний персонажа, к примеру, а не с помощью прилепленной в шапке
пометки: «А я вот так придумала, что Канда на самом деле внук
Тысячелетнего Графа и вообще Ной» (Кто D. Gray-Man смотрел, тот поймёт).
Для тех, кто не смотрел, это примерно как если бы человек написал: «Все
мы знаем, что вот этот герой на стороне справедливости, а я сделаю так,
что он родня главгада и из-за этого разделяет его цели и методы».
В случае с допустимым ООС не стоит переходить границы разумного.
Конечно, никто не станет очень громко возмущаться, если вы сделаете
что-то не то с какой-нибудь не слишком выделяющейся чертой персонажа: то
есть, если вы впишете, что Саске из «Наруто», к примеру, любит
мороженое, образ особо не пострадает. А вот если вы напишете, что он
стал добрым, милым и улыбчивым – это уже будет точно не он. В общем, ООС
допускается понемножку и в мелочах, иначе будет нехорошо.
Но теперь, собственно, перейдём к тому, чего делать ни в коем разе нельзя. Недопустимый ООС.
Как можно сделать косвенный вывод из предыдущего пункта, ни в коем
случае нельзя лепить ООС вообще без обоснования, просто потому, что «Мне
вот так захотелось, а я автор, мне всё можно». Простите мне мой
староэльфийский, но зачем тогда писать фанфик? Есть ориджиналы, где не
нужно заниматься подгонкой персонажей – вы сами определяете свой канон. О
логике, впрочем, забывать не стоит, но об этом позже. Так вот, о чём я…
А я о том, что люди читают фанфики, чтобы прочитать про любимых героев,
а не про левых существ с такими же именами. И, если вам десять человек
подряд пишут, что Хибари из «Реборна», зимой кутающийся в плед с большой
розовой чашечкой кофе и тоскливо думающий о своём любимом, это мощный
ООС – поверьте, так оно и есть.
Да, кстати. ООС – это не волшебная пометочка, поставив которую, можно
снять с себя всю ответственность. Мол, я же в шапке указал, не нравится –
не читайте и прочие «аргументы». Но знаете – необоснованному ООС нигде
не место. Даже под такой пометкой. Нельзя просто взять персонажа и дать
ему другой характер, а потом гордо распинаться про то, что «сломали»
банальный канон. Хотите вы того или нет, но вы – не создатель канона. И
лучше, чем в каноне, посредством фактической замены одного из персонажей
на своего собственного (пусть вроде бы и с сохранением лица, биографии и
имени), сделать очень трудно.
Так что же такое – недопустимый ООС? Во-первых, это ООС необоснованный.
А во-вторых – прямо противоречащий каноничному характеру. То есть, вот
есть тот же Саске – мрачный, угрюмый, постоянно пытающийся стать
сильнее. А вы – раз! – и превратили его в постоянно улыбающегося
любителя цветов и ярких бабочек. Вопрос: зачем? Это уже не тот персонаж,
ради которого люди начали читать. К чему им персонаж с абсолютно другим
характером, у которого, кроме лица, нет ничего общего с «оригиналом»?
Где-то на просторах фикбука я наблюдала фанфик по «Наруто», где из
Хинаты (скромной, застенчивой девушки) сделали типичную Мери-Сью с,
извиняюсь, сиськами от подбородка до пупка, косой до пят и в мини-юбке с
топиком. При этом автор гордится и спокойно пишет, что поменяла Хинату
так, как захотелось, и что так будет оригинальнее. Надеюсь, автор на
меня не обидится, если узнает в этом расплывчатом описании свою работу.
Вопрос – зачем так резко менять персонажа? Чтобы избежать обвинений в
Мери-Сьюизме? Помилуйте, Мери-Сью и в облике каноничных персонажей
частенько встречаются. Неизвестно ещё, что хуже – вписать в произведение
свою новую героиню или переделать под свои нужды кого-то из старых. Ни
то, ни другое делать крайне нежелательно. Это, в конце концов,
неуважение к создателю этих персонажей. Поставьте себя на пару секунд на
их место – и представьте, как вы долго продумывали своих оригинальных
персонажей, а потом кто-то из ваших читателей в порыве фанатизма написал
по вашему произведению фанфик, где исказил все характеры до
неузнаваемости. Сколь бы вы ни любили читателей, сомневаюсь, что вам это
понравится.
Далее я, пожалуй, закончу распинаться на эту тему, т. к. ничего более
оригинального не скажу, и перейду к предпоследнему пункту статьи. ООС в ориджиналах и как вообще выявить ООС.
Запомните: пометка ООС в качестве предупреждения годится только для
фанфиков. Однако в ориджиналах явление, очень близкое к ООС, тоже
возможно. Например, в самом начале героиня ведёт себя как добрая и милая
девушка, а затем – абсолютно немотивированно – начинает истерить и
убивать всех подряд. Повторюсь – безо всяких пояснений со стороны автора
и без реакции со стороны окружающих персонажей. Как говорится, как
будто так и было. Вот этого ни в коем случае делать не стоит.
И запомните, друзья мои: пометка «ООС» в ориджиналах – свидетельство
либо вашего незнания значения этого слово, либо поистине странного
мышления: если вы понимаете, что ваши герои ведут себя нелогично, что
мешает эту нелогичность поправить?
Если вы хотите выявить ООС, вы не обязательно должны быть психологом.
Чаще всего хватает элементарной логики. Перед написанием произведения
могу порекомендовать составлять «анкеты» персонажей, стараясь исходить
не из придуманного сюжета, а из информации, данной в каноне. И уже с
этой анкетой постоянно сверяться по ходу написания. Учтите – анкета
только для личного пользования! Вываливать её на всеобщее обозрение,
особенно в виде отдельного текста – крайне дурной тон. Если читателям
что-то непонятно – можно раскрыть это через дополнительный
художественный текст, но никак не через сухой отчёт в духе: «Во
столько-то лет герой лишился родителей, а в двенадцать был изнасилован
злым дядей, а в тринадцать попал на панель…»
В общем, очень надеюсь, что вы поняли, что я хотела сказать. Заключение.
Собственно, написала я мало, но я старалась упоминать лишь основные
ошибки. Разбор чего-то специфического я не делала ввиду того, что
какие-то другие типы ошибок мне встречались крайне редко. Если вы знаете
о не упомянутых мной ошибках – не поленитесь уж, сообщите мне в отзыве.
Что же, удачи вам! Прощаюсь с вами – до следующей статьи.
1227 Прочтений • ["Я не я", или немного о страшном слове "ООС".] [10.05.2012] [Комментариев: 0]