Статей о творчестве в последнее время на фикбуке хватает – о том, как
правильно писать то-то и то-то, каких ошибок не следует допускать, как
критиковать и оставлять отзывы… Однако есть одна тема, которой на «Книге
фанфиков» уделяют маловато внимания. Поэтому мне бы хотелось поговорить
с вами о творческом кризисе. Нет, я не хочу утверждать что-то
определённое, спорить и давать советы, потому что не знаю точного
ответа. И, честно говоря, была бы рада, чтобы это написал кто-то другой,
у кого статьи действительно выходят. А сама я лишь хочу высказаться,
предположить, как можно справиться с проблемами творчества, привлечь к
ним ваше внимание и услышать ваше мнение, чтобы вместе с вами найти
решение этого вопроса. Поэтому я лишь попыталась проанализировать то,
что известно мне по этому вопросу, в меру своих сил. И ещё – я не
собираюсь обсуждать все творческие профессии. Давайте поговорим чуть
более конкретно - о нас, простых и скромных фикрайтерах. Так будет
проще.
Итак, как же проявляется творческий кризис? Если коротко, то чаще всего
его определяют как временную неспособность творить – отсутствие идей или
невозможность их воплощения. Однако мнений существует много, которые,
впрочем, легко сводятся к двум основным – или он есть, или его нет.
Приверженцы второй точки зрения обычно считают, что творческий кризис
объясняется банальной ленью или усталостью, хоть порой выдвигается и
более грубое предположение – мол, творческим людям лишь бы поныться
лишний раз и подчеркнуть свою исключительность. Не соглашусь – лень,
конечно, привычка вредная, но преодолеть её, при желании, можно усилием
воли. Преодолевается и усталость – чаще всего, правда, с этой гостьей не
до писательства, хоть она физическая, хоть душевная. А порой проблемы,
вызвавшие её, могут даже подтолкнуть вдохновение.
А уж тех, кто использует словосочетание «творческие люди» с издёвкой,
возможно, процесс творчества и не касался вообще – от них можно и
встретить упрёки в эгоизме и слабоволии, которым, по их мнению, чуть ли
не поголовно обладают все поэты-писатели. Причём забывается, что эти
неприятные качества в той или иной степени присущи практически всем
людям. Хотя и не исключается, что жалобы на кризис вызваны тщеславием –
чтобы их, несчастных и измученных создателей, и похвалили, и заметили, и
пожалели… Но это уже другой разговор.
Получается, творческий кризис всё же существует? И каковы же тогда его признаки?
Наиболее частый ответ: «Нет вдохновения». Честно говоря, меня это
несколько вводит в ступор – уж слишком общей мне кажется эта
формулировка. Как-то непривычна мысль, что вдохновение приходит свыше,
из ниоткуда – для меня оно состоит из конкретных частей, тех, что со
мной, в этом мире. Быть может, я просто не пишу стихов, а для поэтов
такое вполне естественно? Определения и объяснения вдохновению тоже
даются разные, как и его происхождению и отсутствию. Истории об ушедшей в
запой музе, пожалуй, отставим в сторонку и попробуем разобраться.
«Нет идей» - составляющая «нет вдохновения». Это уже более конкретно.
Проблема эта распространена, но разрешима, хотя лично меня тоже слегка
удивляет – на мой взгляд, идей вполне достаточно вокруг, в окружающей
жизни, стоит лишь оглянуться. Помнится, написала я как-то фик из
придирки одного моего читателя… к порогу, а потом вдохновителями стали
лестница и замок. Музыка, человеческие отношения, наблюдения за людьми,
природой, животными – если присмотреться и прислушаться к этому, идей
можно найти массу. Главное, не бояться своей фантазии – как бы далеко
она не вела, не нужно останавливаться. Лишнее потом усечётся, в процессе
письма. Поделюсь и личным рецептом, пусть несколько странным, на первый
взгляд – физический труд. На самом деле, очень помогает, даже
малоприятные занятия вроде чистки унитазов или уничтожения
садово-огородных вредителей.
Есть и ещё один выход – помощь других людей. На некоторых сайтах
существуют разделы для обмена идеями (кажется, подобное предлагали
ввести и на фикбуке), где можно подыскать что-либо по душе. Можно также
писать на заказ или по заявкам на фестах – это, правда, подходит не
всем, однако кому-то может и помочь. В том, что идея «не твоя», ничего
унизительного тоже нет – встречала автора, которая около половины фиков
создала по заявкам, и предпочту её работы пусть и «самопридуманным», но
заштампованным, некачественным и банальным.
Более серьёзный случай: «Нет интересных/оригинальных идей». С одной
стороны, порадоваться бы за этих людей, критичных к творчеству – им то
уж точно не всё равно, что они пишут, они чаще действительно талантливы и
серьёзно относятся к своим работам… Но им и сложнее. Чуть проще
фикрайтерам – они могут попробовать написать необычный или малораскрытый
пейринг, выдвинуть версии того, что было «до» или «после» канона,
попробовать изменить канон или забросить персонажей в непривычный мир,
устроить кроссовер… У тех, кто пишет ориджиналы, такой возможности нет, и
боюсь, выход для них один – искать, снова и снова, стараясь не
отчаиваться. Хотя попробовать себя в непривычном жанре, манере
написания, построении тоже стоит – экспериментировать, как минимум,
интересно.
«Нет настроения», «нет настроя», «не тянет что-то»… Так и хочется
сказать, что мы свободные фикрайтеры, так что не стоит себя насиловать…
Но писать хочется, да и «продку» требуют. Выход? Можно попробовать
«подгадать» настроение – сесть в грусти-печали за работу о смерти
персонажа, а в весёлом – за стёб (хотя есть личности, что делают и
наоборот). Или настроиться на нужную волну – почитать/послушать/подумать
что-то соответствующее. «Послушать», кстати, сильно помогает многим.
Музыка вообще мощный фактор в фикрайтерстве – хорошо создаёт нужный
настрой.
Встречается и такая проблема, как неспособность изложить желаемое. Это
не всегда связано с чем-то, в чём у автора нет опыта – информацию, в
конце концов, найти не так уж и сложно. У начинающих эта проблема тоже, в
принципе, решается с практикой. Но вот пришлось столкнуться со этим
странным ощущением, когда, казалось бы, причин не было – работа была
простой, но идти не желала. Честно говоря, я до сих пор не могу найти
объяснения этому.
Неуверенность. Да-да, она самая, под ручку с разочарованием. Автор может
просто бояться писать, может быть недоволен собой и своими работами,
или просто вдруг задуматься: «А кому оно вообще нужно?». Здесь я не могу
дать советов – у каждого это проходит по-своему, каждый должен сам
искать пути. Ему, конечно, могут помочь… но я честно не знаю, как.
И, на мой взгляд, это одна из главных причин кризиса – когда путь вдруг
начинает казаться тупиковым. Ведь кризис – это перелом, зачастую
болезненный, явно ведущий за собой неизбежную смену чего-то, и
творческий – не исключение. Когда начинаешь задумываться, где кончается
графоманство и начинается профессионализм, в чём вообще цель и смысл
того, что ты делаешь. Когда прежнее уже не удовлетворяет, а новое ещё не
пришло. И эта причина ведёт за собой все остальные – отсутствие идей,
неуверенность, отсутствие настроя… Кризис кажется мне куда более
серьёзным, чем эти проблемы по отдельности.
Вы можете не согласиться со мной – ваше право. Я высказалась – хотелось
бы услышать ваше мнение и, возможно, узнать о вашем личном опыте.
Расскажу напоследок о своём.
Быть может, можно было бы оправдать его довольно непростыми проблемами в
моей жизни, однако, зная себя, с полной уверенностью могу утверждать,
что это бы мне не помешало – когда мне тяжело, я только активнее пишу,
особенно стёб. Задумалась ли я о том, что делаю? Честно – не сразу.
Отсутствием идей я не страдала никогда. А вот написание меня не
радовало. Вначале казалось, что это лишь излишняя критичность, хотя
удалявшиеся из-за неё куски текста были просто огромны. Но значения
этому как-то не придавалось – удалила и ладно. Однако всё оказалось
сложнее. Идеи упорно не воплощались, написание каждый раз мне не
нравилось. Текст на три страницы переписывался с десяток раз, но ни один
вариант не удовлетворял. Порой не могла продвинуться дальше первого
абзаца. Сами идеи вдруг начали казаться ужасно примитивными и скучными.
А тут вполне ожидаемо проснулся и один из моих недостатков –
неуверенность. Я понимала, что сотни людей пишут лучше, что идеи их
действительно стоящи, что у них есть силы трудиться… в отличие от меня.
Нет, я не ныла о своей бездарности – я просто растерялась. Я
действительно всё больше и больше начала убеждаться, что это всё
бесполезно и никому не нужно. Естественно, это только усугубило ситуацию
– я перестала даже пытаться что-либо делать. Всё равно ведь ничего не
получится.
Как же мне удалось справиться? Сложно сказать. Началось всё с фестов –
выдумывать, а, следовательно, жаловаться на скудность идеи, было не
нужно, воспринималось всё не всерьёз, а как игра, к тому же, была
возможность в случае неудачи сохранить инкогнито. Это несколько
приободрило. Потом один хороший человек попросил написать фик для него. А
другой в это время подначил на написание кое-чего непривычного. О
преодолении кризиса и не думалось – с одной стороны, хотелось сделать
человеку приятное, с другой – доказать, что это возможно. В первом
случае дело шло тяжело – было ощущение, словно отучилась, во втором ещё
хуже – найти обоснуй казалось нереальным. Но – я справилась. И, кажется,
всё-таки справилась и с кризисом. Однако помогли и не только
эксперименты с непривычными способами работы – помогли и люди.
Подбодряющими словами.
И хочу сказать спасибо. Nadin_hime, Meila, Shinjyu – спасибо за вдохновение.
А ещё Maile – за тёплые слова и веру в мои силы. И [Zanoza] – ваши
статьи вселяют уверенность, так что теперь не боюсь разгрома, который
возможно, ожидает это творение за несоответствие жанру.
Спасибо вам всем.
Что ж, я поделилась своим мнением и рассказала свою историю. Теперь ваша очередь.
1033 Прочтений • [Творческий кризис: попытка размышления.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]