И снова здравствуйте! Да, я понимаю, что совсем недавно закончила
предыдущую статью и всё такое, но из-за мучительного желания
расправиться со всеми заказами на статьи до Нового Года я решила
всё-таки поторопиться и написать последний заказ. Благо не такая уж и
сложная там оказалась для написания тема. Если честно, я думала, что
будет сложнее, и поначалу так оно и было, но затем я втянулась.
Итак, какая же на сей раз нас ожидает тема? Ввиду того, что предыдущая
статья была целиком и полностью для фикрайтеров, нынешняя будет всё-таки
типичной, эдаким компромиссом, и сгодится и для фикрайтеров, и для
создателей ориджиналов. Но – опять же – для весьма специфической
прослойки среди тех и других. А именно, для людей, которые пишут не
просто отдельные короткие работы, а серии работ, состоящие из двух и
более миди или макси.
Данная статья посвящена тому, каким образом грамотно написать приквел
(или сиквел) к своему произведению, и при этом не запутаться в
собственном мире. Простите, господа фикрайтеры, но объяснять я буду на
примере ориджиналов – ибо мне, как автору в большинстве своём ориджей, с
этим попроще будет. Итак, приступим!
Первые шаги: задумка и начало планирования.
Вот вы, тяжело вздохнув, написали последнюю главу своей работы,
тянувшейся вот уже долгие месяцы. Читатели, обливаясь слезами умиления,
написали вам кучи отзывов, а вы всё ещё сидите и в прострации не
понимаете – что, всё? Работа окончена? Больше нельзя писать об успевших
полюбиться персонажах, и об этом очаровательном собственном мирочке? Да и
читатели, вон, активно затребовали проду… И тут-то в светлую авторскую
голову приходит идея: будет им прода! Отчего бы не написать сиквел к
своей работе, не побыть с персонажами ещё немного, да и не порадовать
читателей, в конце концов?
Для начала, думаю, стоит пояснить, что такое сиквел и приквел.
Здесь всё просто. Сиквел - продолжение вашей истории, нечто, что
происходит уже после событий первой части. Приквел - то, что происходит
до её начала.
Тут главное – побороть соблазн сходу плюхнуться за клавиатуру и начать
строчить «проду». Запомните, начинать писать, не имея в голове ничего,
кроме голого желания «написать хоть что-то!», лучше не стоит. Иначе
выйдет высасывание из пальца. А во время высасывания из пальца в сюжет
имеют свойство закрадываться рояли в кустах (если кто не в курсе –
повороты сюжета, не обусловленные ничем, кроме того, что «автору так
захотелось»), которые в принципе могут испортить впечатление ваших
старых читателей. Итак, что же нужно делать, дабы не случилось досадных
оплошностей?
Во-первых, возьмите свою работу (да-да, ту самую дописанную первую
часть) и перечитайте. Причём перечитайте внимательно, дайте взгляду
возможность зацепиться за какую-нибудь побочную линию, которая вроде бы
мелькала в предыдущей части, но серьёзно не рассматривалась, потерявшись
где-то на заднем плане. Вот эти-то незаконченные «белые нити» и можно
взять за основу для будущего сюжета. Таким образом, вы свяжете две части
произведения, и у читателей, если они достаточно внимательные, скорей
всего, не возникнет ощущения, что автору просто захотелось написать про
это. Если вы не будете очень активно рассуждать о том, что придумали
сюжет за пять минут, читатели даже могут подумать, что так и было
изначально задумано, и именно поэтому вы бросили ту самую несчастную
линию незаконченной в предыдущей части. Учтите – линия должна быть лишь
основой! То есть, вы должны, к примеру, взять какой-то конфликт,
заявленный в предыдущей части, и придать ему новые краски, дополнить
подробностями. Например, в первой части у вас одно королевство сражалось
против другого, но упоминалась так же некая не получившая развития
история о том, что в соседнем королевстве, которое так и не было
побеждено, легализовано рабство, и у них даже есть далёкая колония в
горах соседнего неисследованного материка, где живут одни рабы. Так
почему бы не написать по результатам такой истории о том, как эти самые
рабы подняли восстание, что повлекло за собой ещё что-нибудь, а затем
ещё, ещё… В общем, взять то, что сказано в первой части, как некую
«точку отправления», а не как весь сюжет. Не нужно сотни раз повторять
то, что сказано в первой части – читатели ведь не дураки, и первую часть
наверняка читали. Единственное – можно ненавязчиво напомнить. Но никак
не переписать полностью.
Всё предыдущее хорошо в случае, если вы пишете сиквел. А если приквел?
Тут уже надо быть серьёзнее. Можно рассказать предысторию какого-то
второстепенного героя (при условии, что она не была полностью раскрыта в
первой части), а можно и вовсе улететь в дальние дали воображения и
написать о чём-то, что происходило за годы и даже столетия до событий
первой части (это при условии, что вы привязались не к персонажам, а
именно к своему мирку). Итак, как же это сделать? А тут уже можно взять
за основу какую-нибудь легенду, упоминавшуюся в первой части, да хоть
какую-нибудь песню пробегавшего мимо барда, которого вы изначально ввели
просто «для настроения», и – вуаля! – оказывается, что у вас уже
десятки готовых сюжетов. Некие известные исторические события, о которых
вы повествовали в первой части произведения как об уже свершившихся,
тоже могут лечь в основу вашего нового сюжета. Тут основная проблема в
том, что читателя заинтриговать несколько сложнее – ибо концовка, скорей
всего, ему известна заранее. А значит, интриговать придётся за счёт
психологии героев, их взаимоотношений, каких-то побочных линий, а не
основного «фона». Пара слов о героях.
Рассмотрев несколько «многосерийных» работ, я сделала вывод, что чаще
всего встречаются четыре типа главных героев приквелов и сиквелов.
Первый вариант – в приквеле предки (возможно родители), а в сиквеле
потомки (возможно, дети или, на худой конец, младшие братья и сёстры)
героев первой части. Второй вариант – герои те же самые, просто чуть
повзрослевшие (или вообще не успевшие измениться, ибо приключения
нагрянули почти сразу же после событий предыдущей части). Третий вариант
– кто-то из фоновых персонажей, возможно, спутников главного героя,
становится самостоятельным главным героем, и в его истории герои
предыдущей части играют лишь роль фона (или и вовсе почти не
упоминаются). Четвёртый же, и последний, вариант – это когда берётся
совершенно посторонний, никоим образом не связанный с героями предыдущей
части персонаж, просто обитающий где-то в той же вселенной, и делается
главным героем с новой командой и новой историей (связь между частями в
таком случае будет минимальной). Итак, рассмотрим подробнее все четыре
варианта со своими плюсами и минусами.
Итак, вариант первый. В случае приквела этот вариант хорош только при
условии, что ранее «героические предки» вашего персонажа упоминались
хотя бы раз. И то, при условии, что предки (родители) – некие выдающиеся
личности. А так… поймите правильно, но от того, что вы напишете, что
правнучка именно этой беглой рабыни родит героя первой части, она не
станет ближе читателям. К тому же, не поймите неправильно, но почему-то у
большинства неправильные ассоциации со словами «мама» и «папа».
Проведённая на беоне практика показала мне, что если писать просто
историю любви, то все её радостно читают, а вот если историю любви
родителей героя – то читателей разом меньше. Отчего так? Наверное,
потому, что читатели в основном дети и предпочитают не задумываться о
том, что родители когда-то тоже были молодыми. Возможно, мои рассуждения
в данном случае примитивны, однако, к сожалению, ничего лучше в голову
не идёт. В общем – истории о родителях героев не слишком-то популярны. А
вот как насчёт детей? Тут уже просторы для творчества шире, ибо на это
большая часть аудитории реагирует более-менее спокойно. Беда в другом:
такие вот «дети» уместны только в случае, если ваш герой радостно
получил в конце своё «жили долго и счастливо». А как быть, если ваш
герой умер? Конечно, можно написать о том, что от него забеременела не
так же покойная дорогая-любимая, а какая-нибудь оттраханная (пардон) по
пути девка из таверны… Вот только при условии, что потом этот малыш не
устремится, как только подрастёт, на поиски своего отца. Иначе у
половины читателей сходу возникнет ощущение, что они знают, чем всё
кончится. А вам ведь этого не надо, верно?
Теперь рассмотрим второй вариант. Конечно, старая команда героев – это
замечательно, и у не особенно взыскательных читателей, скорей всего, не
вызовет ни малейших нареканий. Беда здесь в том, что если к образу
героев нельзя добавить ничего нового – то зачем снова писать о них же?
Например, ваш главный герой так и останется пафосным рыцарем без страха и
укропа, не терпящим несправедливости, а его возлюбленная так и
останется девочкой с ясными глазами и чистыми помыслами. Хорошо, и что
нового? Возможно, кто-то из вас, дорогие читатели, ещё помнит о статье
про внутренний конфликт. Так вот: он есть везде, даже в юморе и стёбе по
типу мультика «Шрэк». С каждой частью образ героя (пожалуйста, не
смейтесь, что я так серьёзно привожу в пример эту мультяшку)
эволюционирует, его мучают разные вопросы. Как ни странно, но этому
можно у «Шрэка» и поучиться. То есть, ваши герои автоматически не могут
мучиться от осознания своей первой любви, если всё осознали и поженились
в первой части. Взрослеют герои – с ними взрослеют и их проблемы. Без
противоречий между даже очень хорошо известными героями произведение
будет пресным, в лучшем случае – для чтения на один раз. Приквелы «с
теми же героями», простите, не встречались, так что дать рекомендаций не
могу.
Что ж, перейдём к третьему варианту. Как я уже сказала, здесь главным
героем делается фоновый персонаж (или спутник героя). Здесь беда в том,
чтобы не исказить характер персонажа, особенно если он маячил в
произведении достаточно часто. Если это сиквел – найдите логичное
объяснение тому, почему он не известил о своих новых проблемах своих
старых товарищей по первой части, а начал справляться самостоятельно.
Если приквел – перечитайте всё, что писали в первой части произведения о
его биографии и характере, чтобы не возникло ситуации, когда читатели
недоумённо спрашивают: «Вы говорите, что он вырос в столице?
Погодите-ка, но ведь он рассказывал, что родился в деревне!». Так же
старайтесь, чтобы герой, даже если и упоминал о произошедшей с ним в
прошлом истории в первой части, не рассказывал абсолютно всего сюжета
наперёд. Это не есть хорошо. О чём-то люди могут и умолчать, и вот об
этом «умалчиваемом» писать и надо, то, что уже было сказано, редко
вызывает достаточный интерес.
Четвёртый вариант – самый рискованный, но одновременно и один из самых
простых. А именно – связь между частями произведения сводится к
минимуму, а вместо героев предыдущей части перед читателями предстаёт
абсолютно новый, ранее неведомый персонаж. Здесь главное – не утратить
саму вселенную, бросить где-нибудь пару-другую намёков о том, где ныне
герой первой части со спутниками (В духе заявления сплетниц на базаре,
которых новый герой слушал вполуха: «А вы слышали, что Благородный
Рыцарь *тут вставить имя героя* стал королём и женился на Прекрасной
Даме/держит в любовниках Прекрасного Аристократа?»). В общем – не стоит
забывать о том, что вселенная всё-таки одна и та же, и улицы, по которым
ходят герои, скорей всего, одни и те же (если вы, конечно, не закинули
персонажа на другой край света). В общем, здесь всеми руками и ногами
нужно держаться за атмосферу, неразрешённые конфликты и события первой
части, иначе есть риск услышать что-то в духе: «Да это вообще никак не
связано, почему это серия какая-то!». И главное – держать планку, то
есть, не начинать расслабляться и писать хуже. В общем-то, это всегда
полезно.
Здесь главное – не переборщить с намёками на предыдущую часть. В конце
концов, её люди читали, одного-двух намёков на страниц двадцать будет
достаточно. Это при условии, что вы пишете сиквел.
А вот если это приквел… Знаете, тут можно позволить фантазии
разгуляться. Фактически, это будет книга, написанная с нуля, но только с
фиксированной «фоновой» концовкой. Если вы пишете трагическую историю о
падении какой-нибудь цивилизации – так или иначе, ваши читатели будут
осознавать, что в финале мужественно защищающий свою страну герой
потерпит поражение. Конечно, есть вариант, что вы использовали в
качестве основы некую легенду с открытой концовкой – и тогда ваша
фантазия и впрямь может лететь едва ли не на все четыре стороны.
Главное, чтобы всё, что вы напишете, не противоречило сказанному в
первой части. Остальное приложится. Заключение.
В общем-то, особо много информации я сюда не впихнула, но, по крайней
мере, я постаралась перечислить то, что лучше всего делать при написании
сиквела или приквела, дабы сохранить взаимосвязь между частями и при
этом не сделать одну копиркой другой. Удачи вам! И – в очередной раз – с
наступающим Новым Годом!
1234 Прочтений • [О будущем и прошлом] [10.05.2012] [Комментариев: 0]