Здравствуйте! С вами снова я, на время вырвавшаяся из цикла пересдач. И
вырвалась я не одна, а со свежеиспечённой, прямо из духовки, статейкой.
Статейка эта милая, маленькая и, смею надеяться, злободневная. Хотя
последнее уже решать вам, дорогие читатели.
Перечитываю я новоприбывающие статьи на фикбуке и ужасаюсь, господа,
ужасаюсь. Где ваша доброжелательность, люди? Почему в последнее время
мусолятся две темы – «мне не оставляют отзывов» и «при сексе в попу
первый раз обязательно бо-бо и нужна клизма! Без клизмы никак!»?
Терпела, терпела Софьюшка, а потом не удержалась и написала к последней
теме своё «веское мнение».
Предупреждаю – мнение, оно такое, личное. Не думайте, что я тут буду
корчить из себя свет истины: не тяну я на пророка, будем объективны. Но
всё же я постараюсь рассмотреть такую вот специфическую вещь: быть
сакральной клизме, уже ставшей, по-моему, мемом фикбука, или не быть?
Итак, начнём!
Вступление: что такое натурализм.
Сначала поговорим о такой интересной штуке, как натурализм. Как
суфлирует мне Википедия, натурализм – литературное направление, цель
которого – беспристрастное отображение действительности, фотографически
точно воспроизведённая словами картинка. И картинка зачастую
неприглядная, серенькая. Нет, в любом направлении (и в натурализме) есть
множество отличных произведений, но вот на фикбуке я таковые наблюдаю
ой как редко…
Натурализм, как подсказывает уже мой собственный опыт, чаще всего в
творчестве фикбуковских авторов встречается в уродливой,
гротескно-чернушной форме. Настолько гротескной, что может считаться
одним из видов эпатажа. Как славно любят такие люди упоминать о том, что
если человек постоянно скитается по диким лесам с неприкрытой головой,
то у него обязательно будут клещи, а если он голову не моет – так ещё и
вши. Любят они упоминать и о том, что прекрасные дамы в Средние Века не
мылись, и пахло от нежных роз хуже, чем от бомжей. Чаще всего как форма
эпатажа встречаются упоминания дерьма, запаха дерьма, ещё чего-нибудь с
дерьмом… В общем – обязательно должны быть экскременты.
Знаете, тут вставлю слова одного преподавателя из моего института.
Помнится, на одной из лекций он нам громогласно доказывал, что говном
уже никого не эпатируешь, припомнил даже одну свою бывшую студентку, у
которой вроде бы в дипломной работе были слова: «Она любила из фекалий
складывать портреты». Я сидела и недоумевала: разве кто-то использует
это как приём? А вот теперь вижу на фикбуке всплеск популярности
канализационных масс, что заставляет невольно гордится родным институтом
и считать того преподавателя в некотором роде пророком.
Цель тех, кто пишет о «дерьме», клизмах и так далее – не в том, чтобы
показать реальность, и об этом многие забывают. А какова же цель? Цель –
шокировать читателя, привлечь его внимание к работе. Сама таким приёмом
пользовалась, вы не думайте. Правда, одну маленькую лишнюю строчку
никто не приметил, видно, чтобы поняли суть, надо было прямым текстом
написать: «Он сделал себе клизму». Или ещё один вариант: элементарная
неопытность автора.
Почему неопытность? Постараюсь как можно подробнее объяснить в следующем пункте. Грань между натуральностью и правдоподобием.
Сразу оговорюсь – я отнюдь не считаю, что можно, забив на все законы
физики, заставлять персонажей делать то, что хочется автору, просто
потому, что автор так сказал. Нет, вовсе нет. Не стоит устраивать
персонажам секс-марафон в десять заходов, особенно если это первый раз у
обоих: элементарно не выдержат. Да и мозоли себе на интимных местах
натрут… или огонь трением добудут, при условии, что уке очень часто в
свой первый раз увлечённо косплеит бревно.
Но всё же давайте вспомним, а какова у нас, собственно, цель постельной
сцены? Да-да, даже постельная сцена должна нести в себе хоть какой-то
смысл, иначе она будет смотреться не к месту. Цели у постельных сцен, к
слову, бывают разные в зависимости от ситуации:
1) Самый распространённый тип – показать то, как герои друг друга хотят и
любят. И, соответственно, передать их возбуждение и читателю. Да-да,
вот так всё весело.
2) Показать унижение одного из партнёров и его последующее отвращение к
сексу. Чаще всего встречается в комплекте с изнасилованием, однако
случается так, что герой по доброй воле позволяет себя отыметь (да, чаще
всего именно в такой позиции), а после – разочаровывается в жизни.
3) Тоже достаточно редкий тип – показать равнодушие героев друг к другу.
Встречается в работах, где герои, к примеру, давно встречаются, но уже
скорее по привычке, и секс для них – тяжкая повинность, которую оба
стараются исполнить побыстрее. Зачем нужна постельная сцена в такой
ситуации? Ну, читатель быстренько сравнит её с предыдущими двумя и
сделает соответствующие выводы: ба, а героям-то друг на друга наплевать!
Конечно, это далеко не все возможные мотивации, я перечислила лишь те,
которые можно увидеть наиболее часто. Но, будем объективны, самая частая
– всё-таки первая мотивация. Нужно передать сексуальное возбуждение
героев, то, как у них, что называется, «сносит крышу». Так и
представляю: уже начинают раздеваться сгорающие от страсти мальчики,
падают на кровать… и тут из-под кровати с клизмой, али кружкой Эсмарха
по-научному, выпрыгивает автор и в ужасе орёт: «Клизму забыли!»
Кхм, лирическое отступление, простите меня. А теперь давайте подумаем.
Художественный текст, если он не написан в манере натурализма, не
обязательно должен отражать нашу суровую действительность. Нет, какая-то
доля реализма, безусловно, нужна. Но частенько описание того, как
парень натягивает презерватив или, пардон, прочищает кишечник, способно к
чертям зарубить на корню всю атмосферу. Примерно так же, как то, что
герой периодически ходит в туалет по естественной нужде, ночью в одних
тапках и семейниках топает через всю квартиру на кухню, чтобы хлебнуть
кефирчику. И что у курильщика всегда будут при отсутствии отбеливающей
пасты чёрно-жёлтые гнилые зубы. Что там ещё?. .
Помнится, когда-то я пропустила через призму натурализма своего раннего
героя, Алученте. Нет, он вышел интересным и в чём-то даже милым, но вот
внешность оказалась испорчена намертво. Из-за неспособности выспаться –
мешки под глазами, из-за вышеупомянутого курения – жёлтые зубы и вечный
запах дешёвых сигарет, плюс нездорово бледная кожа из-за врождённого
альбинизма. Не правда ли, красавчик?
Да, натурализм требует наличия клизмы. А теперь подумайте: нужно ли это
вам, собственно? Стоит ли акцентировать внимание на малоприятных
деталях? Да, о них можно упомянуть, если уж совсем неймётся сторонникам:
«Чтоб всё как в жизни». Можно. Но нужно ли – каждый должен решить сам
для себя. На мой взгляд, это зависит от того, зачем, собственно, вы
вкрутили постельную сцену: если в случае с передачей сексуального
возбуждения героев клизма не особо уместна, то в случае, когда эта сцена
должна вызвать у читателя отвращение, можно и вписать эту самую
сакральную кружку Эсмарха.
Всем же ратующим за то, чтобы всё было как в жизни, могу посоветовать
ознакомиться… нет, не с классикой и т. п. , а с банальнейшими любовными
романами. Я вам скажу страшную вещь: они не имеют ничего общего с
реальными чувствами, более того – смешат любого реалиста. Меня в том
числе. И ведь не станете вы ждать от любовного романа, что автор
внезапно прозреет и напишет, что графиня на самом деле усиленно
изображала оргазм, а граф на самом деле выдохся уже на середине
«марафона»? У этих романов не та цель. Так же, как у пишущих лёгкие
произведеньица по мотивам яойной манги нет цели написать «Пособие для
начинающих геев». В заключение.
Конечно, некоторая доля правдоподобия нужна, и без неё никуда. Но ведь
так легко можно избежать всяческих неаппетитных деталей! Вместо: «Он
пошёл в ванную, где сделал себе клизму и хорошенько просрался» вполне
можно написать что-то вроде: «Он пошёл в ванную, и примерно через десять
минут вновь показался в дверях». Конечно, это очень приблизительно, и
всё такое.
В общем – о реальности стоит знать. Её следует изучать, чтобы ненароком
не нарушить её законы. Но упоминать о каждой неприятной детали?. .
Думаю, это не то, к чему стоит призывать.
1177 Прочтений • [Натурализм и правдоподобие.] [10.05.2012] [Комментариев: 0]