Здрасьте, на связи снова я и снова (в который уже раз) со статьёй. Ох,
всё-таки не стоило гостям разводить при мне политические дебаты –
настраивает на революционный лад, и прямо-таки хочется жить и трудиться…
Но это всё лирика, а я тут не о лирике собралась писать. А о такой
сложной вещи, как анти-культура. Разумеется, на примере литературы, дабы
никто не посмел и заикнуться о том, что работа нарушает правила сайта и
всё такое.
Итак, а что же такое, собственно, анти-культура?
Что я понимаю под анти-культурой.
Как можно понять из самого слова, анти-культура основана на отрицании
какого-то явления. Возникает чаще всего как следствие популярности
вышеупомянутого явления и выступает ему неким противодействием. Цели
чаще всего банальные – убрать, уничтожить, выдрать из родной среды нечто
ненавистное, кажущееся чужеродным, как подлежащая немедленному
вырезанию раковая опухоль. Да, люблю я покидаться громкими словами.
Простите, тема такая.
Стоит заметить, что очень редко анти-культура имеет некие собственные
идеалы, кроме как «Ты должен ненавидеть это, это и это!». Я не ставлю
сейчас вопрос о том, правы ли люди, формирующие эту самую анти-культуру,
да и не мне об этом судить. Я хочу разобраться в сути этого явления и
попытаться хотя бы немного понять, а в чём же, собственно, суть.
Итак, теперь по сути. Конечно же, на примере нашего родного фикбука. Как всё написанное выше относится к литературе в целом и фикбуку в частности.
Далеко за примерами бегать не надо, можно взять то, что лежит на виду:
анти-слэшеры. Загляните в большинство сурово-брутальных фэндомов, и вы
поймёте, о чём я: стоит появиться, к примеру, слэшу по какому-нибудь
американскому боевику, как фанаты боевика накинутся на автора проклятого
опуса с явным намерением заставить автора сожрать свою рукопись, а
вслед за ней – клавиатуру, монитор и, на всякий случай, все пишущие
принадлежности.
Но ладно, предвидя возмущённые лица читателей и вопли на тему избитости
темы, перейду к другим видам «анти», что можно наблюдать в пределах
доступного нам фикбука: анти-анимешники, анти-«Сумерки» (уж не знаю,
каким правильным словом эти личности называются, ну правда, подскажите).
Повторюсь, я не скажу, что считаю, к примеру, те же «Сумерки» венцом
мировой литературы и кинематографа. Увольте, я их не смотрела: честно
скажу, не выдержала сверкающих вампиров.
Итак, все эти явления вы наверняка видели. А если вы с беона родом и
сидите там достаточно долго, то наверняка видели ещё и такую штуку, как
анти-винкс. Мне серьёзно кажется смешным то, что я наблюдаю: одни дети
на полном серьёзе подрисовывают к картинкам винкс усы, бороды, фингалы и
прочие прелести, а после постят это в сообществах с названием в духе:
«Давайте убьём винкс!», а другие дети на таком же полном серьёзе
возмущаются словами в духе: «ОнЯмэ ГаВно!». Дальнейшие подробности можно
найти в любом таком анти-сообществе на своём примере.
Кто у нас там ещё есть? Анти-ванильки, которые возмущённо пишут к
любому рассказу про кофе и сигареты, какой автор мудак? Анти-РПФ,
анти-вампиры, анти-анти-анти…
Но на мой взгляд, любая анти-культура – не более, чем война в песочнице. И я постараюсь объяснить, почему. Хроники войн в песочнице.
Проследим любую анти-культуру на примере местных литературных произведений: от зарождения до распада.
Возьмём абстрактную девочку, которая, скажем, не любит «Сумерки». Ну не
срослось, не смотрела она их, книг не читала, и все дела. А ник у
девочки, скажем, «Вампирючка-колючка», ну, или что-то в этом роде,
связанное с вампирами. В родных социальных сетях уже задолбали писать
фанаты «Сумерек», которые считают, что она тоже фанатеет от причёски
Эдварда и пресса Джейкоба, только потому, что у неё «вампирский» ник. А
ведь сменить-то ник не везде можно. Тошно становится нашей
Вампирючке-колючке от одного взгляда на сей фэндом – и однажды, вконец
задолбанная, пишет она матерный комментарий к даже не прочитанному
фанфику. А автор – опа! – испугался и удалил.
Приободряется такая Вампирючка, да и приходит ей в голову простая, как
тапок, мысль: её-то мнение о «Сумерках» единственно верное, надо донести
его до всех! И начинает она кидаться своим "«Сумерки» - говно!” в
комментариях к каждой работе по этому фэндому, просто потому, что
надоело ей, товарищи, надоело ей видеть этот фильм повсюду и везде! Да и
постоянно обновляются работы, и её собственный фик про вампиров не
читают из-за того, что подвинули его мерзкие «Сумерки»… Растёт, растёт
детская обида на ни в чём не повинный (вкусы у всех разные) фэндом.
Вполне закономерно, что вскоре прибивается к Колючке нашей ещё
пара-тройка личностей, которые тоже «Сумерки» не любят. И начинается
возня в песочнице, в духе выложенных в дневник скриншотов по типу этого:
Естественно, это очень мягкая форма: простите, взяла то, что валялось
на поверхности на беоне, рыскать по сообществам, напитываясь чужой
ненавистью, не захотелось. Постепенно ширится, растёт анти-культура, и
порой доходит до открытых оскорблений «в реале».
Но постепенно утихает первая волна популярности какого-то творения. Уже
не так часто обновляется фэндом, и понимает Вампирючка-колючка, что
перевелись на земле русской враги её, и воюет она уже с воздухом. Ну да,
добавляются по две-три работы в сутки, ну так они ж фанфик самой
Вампирючки уже никуда не двигают, да и читатели нашлись! И становится ей
элементарно скучно воевать с воображаемыми противниками: подобно
троллю, уползает она в своё логово, дабы там дождаться новой волны
популярности «Сумерек». Вот как снова станут популярны светящиеся
вампиры – так вскочит Вампирючка на коня и понесётся снова в бой,
размахивая словесной шашкой. А пока и подождать можно… Вот так, с
популярностью фэндома, умирает анти-культура.
И какова же основная причина? А причина – в том, что ненавидеть то, что
модно – значит, быть не как все. Им ведь приятно ощутить себя на время
круче, чем окружающее стадо баранов, которые все, как один, смотрят не
те фильмы, читают не те книги, думают не о тех вещах… Быть выше других,
тех, кто «не понимает» - основная причина, по которой возникают
анти-культуры.
Но вот забавный парадокс: чем громче представители анти-культуры кричат
о своей ненависти к чему-то, тем сильнее они становятся похожи… нет, не
только друг на друга. Но и на фанатов фэндома.
Они так же, как фанаты, следят за фэндомом, так же жадно ловят каждый
слух об актёрах, что играли в фильме по фэндому, так же читают каждый
фанфик. Разница в том, что «анти» следят за этим, чтобы иметь право
небрежно заявить: «Ну я-то крутой, я это ненавижу,а всякие идиоты
любят».
Чем громче крики «анти» - тем популярнее становится то, что они
поносят. Думается мне, что это не случайно: ведь если спадёт
популярность фэндома, «анти» уже не смогут писать в комментариях к
очередной работе, «какая гадость эта ваша заливная рыба» (с). Они
лишатся своей главной подпитки: своей ненависти. В этом они очень близки
к троллям. На время отстранимся от литературы.
Впрочем, тут как всегда: сначала написала заголовок, а потом подумала.
Нет, не будем, пожалуй, отстраняться от литературы в принципе.
Отстранимся от другого: от фикбуковской литературы. И перейдём к
литературе классической. А вернее, к произведению Тургенева «Отцы и
дети», где в числе прочих очень ярко рассматривается та самая проблема
«отрицания» чего бы то ни было.
Если вы знакомы с этим произведением, то наверняка помните, что Базаров
принадлежал к популярному в то время течению нигилистов. Название,
происходящее вроде бы от латинского «nihil» (нет), очень точно выражает
суть этого самого движения: отрицание. Конечно, это не совсем та
анти-культура, о которой я говорю (а может, и совсем не та), но некие
общие закономерности можно проследить. Давайте же рассмотрим эти
закономерности.
В основном мне хотелось бы акцентировать внимание на словах Павла
Петровича, обращённых к Базарову: ««Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и
строить…». За точность цитаты не ручаюсь, однако суть её, я думаю,
ясна. Представители любой анти-культуры не создают что-то сами: они лишь
упорно пытаются разрушить что-то, им неприятное.
Да, мы видим искренне уверенного в своей правоте Базарова. Но мы видим,
что не он один относится к этому течению: есть рядом с ним и люди,
которые лишь изображают из себя «не таких, как все», верящих лишь в
науку. Эти люди демонстрируют нам одну из самых ярких проблем отрицания:
чтобы отрицать, не обязательно понимать. Представители анти-культур не
пытаются понять тех, кому по душе то, что не по нраву им.
«И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг
стали нигилисты». Эта фраза, несмотря на то, что была написана многие
годы назад, не теряет своей актуальности. Анти-культура – явление
деструктивное, несущее лишь негатив: ничего своего она не создаёт, лишь
разрушает уже имеющееся. И неважно, что эта самая анти-культура
отрицает: чувства и божественное начало – или же всего лишь скромное
фан-творчество по некоторым фэндомам. В заключение.
«Анти» - по сути своей, явление паразитическое, базирующееся лишь на
популярности того или иного явления. И, если кто-то яро отрицает, к
примеру, фикрайтерство по какому-либо фэндому, или же сам фэндом, стоит
лишь спросить его: а за что ты выступаешь? Что бы ты хотел изменить в
работе, если не считать фэндома?
Если человек по-настоящему ненавидит что-то, он не станет упоминать
это, просто чтобы не способствовать популярности явления. Я вот не люблю
те же «Сумерки». И? Ненависть и нелюбовь – разные понятия. Мне
безразлично то, что я не люблю: ненависти по отношению к фэндомам и их
фанатам, пока они не пытаются заявить о том, что я ущербная, если не
понимаю фэндома, я не испытываю.
Вывод из моей статьи хотелось бы сделать в виде известного анекдота про Вовочку. Думаю, все его слышали:
«Урок религиозного воспитания. Учительница говорит:
- Дети, запомните: Бога нет!
Дети кивают, поддакивают. Учительница продолжает:
- А теперь давайте, чтобы показать, что Бога нет, все дружно покажем в небо средний палец!
Все показывают, кроме Вовочки. Учительница удивляется:
- Вовочка, ты что, не веришь, что Бога нет?
Вовочка встаёт и говорит:
- Нет, просто я таки подумал и рассудил: если его нет, то показывать
палец бессмысленно. А если он есть, то зачем портить отношения?» (с)
На этом позвольте закончить мою статью. С уважением, я.