И снова о детях вампиров.
В прошлой части статьи мы рассматривали такой весёлый пункт, как дружная
семья вампиров. Ну, или не дружная, тут уж что автору в голову стукнет.
И говорили о детишках, о тех самых милых цветах жизни на могилах
родителей.
Но мы рассмотрели только один вариант: вариант появления на свет
потомства у вампира и уже состоявшейся вампирши. А как быть, если вампир
вдруг на время отбросит свои сомнения, да и предастся страстным
любовным утехам с какой-нибудь человеческой леди?
Результатом такой любви чаще всего служит очаровательный, миленький,
маленький Мэрисьюшоночек. Упс, извиняюсь, перепутала понятия: дампир.
Дитя человека и вампира, чаще всего жаждущее уничтожать своих
«собратьев» (за которых, что характерно, чаще всего считает вампиров, не
людей). По крайней мере, это самый часто наблюдавшийся сюжет: дампир
(вернее, чаще дампирша), пылающий жаждой мести, стремится по следам
своего отца-вампира, чтобы уничтожить его. В конце, без сомнений, он так
и сделает.
Почему же в какой-то момент я не удержалась и назвала дампира
Мэрисьюшоночком (да, знаю, страшное слово)? Потому, что многие авторы
очень не любят думать о том, что у всех есть какие-то недостатки. И
нельзя волшебным образом унаследовать силу, ловкость и ночное зрение
вампиров, но не унаследовать жажду крови. Нельзя взять лучшее от двух
разных видов без должной степени обоснования. Ну, к примеру, такого:
отец-вампир имел множество таких вот дампирят и выискивал среди них
самого сильного, чтобы что-то с ним там нехорошее сотворить. А
дампирёнок взял и сбежал. Остальных братьев-сестёр отец убил, как
отработанный материал, и помчался за самым сильным своим ребёнком в
погоню. Ну, или забил на него, но ребёнок не мог простить убитых маму,
братиков и сестричек и решил положить жизнь на то, чтобы убить отца. Это
так, пример, ни в коем случае не рекомендую начинать писать на этот
сюжет после прочтения.
Идеальным примером дампира мне видится главная героиня серии книг
«Дампир» Барба и Дж. С. Хенди – девушка по имени Магьер. Она не горит на
солнце, но ей неприятны его лучи. Она переносит боль лучше, чем люди, но
в разы хуже, чем вампиры. И главное – периодически она испытывает
острое желание выпить чьей-нибудь крови, причём желание не в духе: «Я в
сознании, но чего-нибудь красненького охота», как бывает для отмазки у
некоторых Мэрисьюшат. Нет, она действительно теряет над собой контроль. В
таком состоянии она чуть не убила незнакомого человека и довела до
предсмертного состояния любимого человека, в прямом смысле слова высосав
из него почти всю кровь. Магьер не гордится своим происхождением –
кровь вампира в жилах пугает её, и девушка почти всегда испытывает
острое желание от этой крови, из-за которой её боятся и ненавидят,
избавиться.
Опять же, каким образом вообще стало возможным её рождение? Тут
предупреждаю, что тем, кто не хочет испортить часть впечатления от книг,
можно и не читать. Дальше спойлер. Итак, её отец провёл некий
магический ритуал с использованием крови четырёх существ, принадлежащих к
разным стихиям, чтобы они дали ему силу элементарно заиметь ребёнка.
После чего изнасиловал мать Магьер, но это уже не так интересно. Суть в
том, что дампир в данном случае остаётся действительно исключительным
существом. Существом, которое уникально в этом мире не только на словах,
но и на деле.
Проблема в том, что дампиры – существа популярные как у писателей, так и
у читателей. В результате чего они быстро теряют свою уникальность: на
словах автор может нам твердить, что дампиры в этом мире редкость, но
главный герой будет дампиром, и девушка его окажется такой же по
происхождению, и где-то на заднем плане лучший друг-дампир затесается…
В общем – дампиров вводить в произведение можно, главное, не переборщить
с их количеством и позаимствованными от родителей-вампиров
способностями. Переборщите со способностями – выйдет Мэри Сью,
переборщите с количеством – персонаж утратит свою уникальность, метка
«дампир» станет чем-то обыденным. А вы ведь этого не хотите, верно?
Всё-таки чаще всего дампиры являются чем-то более-менее из ряда вон
выходящим в вампирском обществе.
Вот, кстати, о вампирском обществе и месте этих особей в мире
поговорим, вернувшись от фэнтезийных вампирах к таящимся в ночи
современных мегаполисов созданиям. Устройство общества вампиров и его иерархия.
Скажу сразу: это такая штука, что остаётся на совести автора. То есть,
вы можете творить с вампирами что хотите, главное, логику по пути не
теряйте. А то сначала скажете, что вампиры почти все одиночки, а потом
заявите, что они в основном обитают стаями. И будет нехорошо.
Наиболее распространены две системы: клановая система, когда вампиры
сбиваются в своеобразные «семьи», и система одиночек (тут всё ясно,
вампиры существуют изолированно друг от друга и не пересекаются).
Клановая система может различаться. Если ваши вампиры умеют
размножаться без людского материала под рукой, то бишь иметь своих
вампирят, это могут быть действительно семьи, как в том же аниме «Рыцарь
вампир». Правда, в таких семьях все друг другу по десять раз родня, а
братья женятся на сёстрах, чтобы сохранить чистоту крови, но это
несущественно.
Чаще в «семье» состоят и обращённые членами этой самой семьи вампиры.
Клан – замкнутая система: у каждого из кланов чаще всего свои правящие
личности и свои законы. Как следствие, кланы могут воевать между собой,
могут быть союзниками, а могут вообще не контактировать и поддерживать
нейтралитет.
При создании своей собственной системы вампирских кланов нужно учесть
всего одну маленькую детальку: чем эти самые кланы друг от друга
отличаются? Можно наштамповать хоть сотню кланов, но если они ничем не
отличаются, то встанет вопрос: зачем? У них могут быть схожие традиции и
цели, да. Но абсолютно идентичные кланы элементарно неинтересны. Должна
быть хотя бы какая-то маленькая изюминка, отличающая членов одной
«семьи» от членов другой. В противном случае можно не заморачиваться и
не разделять эти семьи. Зачем, если они копируют друг друга один в один?
С одиночками всё ещё проще. Либо у них есть некая незримо следящая за
ними власть, либо нет. В первом случае вампиры-одиночки – это некая
единая сеть, члены которой не контактируют, но подчиняются неким своим,
общим законам. Во втором же случае вампиры-одиночки руководствуются лишь
собственными правилами и инстинктом самосохранения, они сами по себе.
Их реакция на других одиночек и тому подобное остаётся, как я уже
говорила, на совести автора.
А теперь, когда мы рассмотрели эти две самые часто встречающиеся
системы (их можно модифицировать, можно комбинировать, в общем, творить с
ними что душе угодно в пределах логики), можно посмотреть о тех
ошибках, что частенько совершают начинающие авторы, вписывая вампиров в
современность. Пара слов о белых нитках.
Белые нитки – универсальный материал: ими можно пришить что угодно и
куда угодно. Жаль, что материал этот непрочен и портит ткань
повествования, и та быстро начинает расползаться.
Очень часто вампиры являются владельцами собственных фамильных
замков/поместий/особняков/вилл на Мальдивах. При этом вампиры не
работают, деньги у них сыплются с потолка. Нет, конечно, им не нужно
ходить каждое воскресенье в супермаркет, чтобы закупить продукты на
неделю, и крайне редко они пользуются услугами общественного транспорта
(не припомню ни одного вампира, который бы с унылым видом катился на
автобусе). Однако содержание дома, особенно замка – вещь, мягко говоря,
не дешёвая. Так что ищите оправдания. Ну там, что вампиру принадлежит
лишь часть комнат замка, в остальных он позволил разместиться местному
музею, за что получает проценты с их выручки. Или ещё что-нибудь в том
же духе.
Почему-то все забывают, что есть множество людей, работающих по ночам –
и это не только проститутки, стриптизёрши и их коллеги мужского пола
(такие примеры возникли на основе того, что образ «Вампирша-проститутка»
встречался мне как один из немногих образцов работающего вампира). Есть
бармены ночных клубов, есть кассиры круглосуточных магазинов, да хоть
сторожа в ночную смену… Кстати, фотомодель или певица из вампирши вряд
ли выйдет, если только она не стала вампиром уже на пике своей
популярности: вряд ли кто-то станет выслушивать капризы начинающей
«вешалки» или певички, которая будет кривить носик и твердить, что не
хочет участвовать в показе или концерте в парке под ярким солнышком.
Нет, если вы это обоснуете – флаг вам в руки.
Для тех, кто считает, что работающие вампиры не привлекательны, мол,
времени у них никогда ни на что нет, ночь работают, день дрыхнут,
просьба обратить внимание на книги Тани Хафф. И на Генри Фицроя,
художника комиксов, насколько я помню. Да, вампир-художник, почему нет?
Так же, как вампир-писатель, вампир-скульптор? Ведь есть такое огромное
множество хороших профессий, и подобрать какую-то из них вашему вампиру
вряд ли будет трудно.
Главное – не делайте вашего вампира гаишником. Эти итак являются гибридами вампира и оборотня.