Есть предложения, от которых нельзя отказаться. Ну, скажите пожалуйста, кто откажется провести месяцок-другой в компании старых друзей, общаясь с интересными людьми, посещая примечательные места и узнавая много нового о мире? Ну, не о мире, конечно, а об одной отдельно взятой стране.
Jagged Alliance 2
(в России игра издана под названием Jagged Alliance 2: Агония Власти).
Если на антресолях вашей бабушки завалялись тысяч пятьдесят долларов, то вы, в принципе, можете приобрести себе BMW пятой серии и жить в нем. Действительно, ведь все деньги только на него и уйдут – ни цента не останется. Но можно поступить по-умному и отдать средства любимой бабули в руки специально обученных людей. Нет, не банкиров.
Энрико очень не повезло. Он был королем Арулько, а потом появилась злая Дейдранна и изгнала Чивалдори. Вот и приходится бывшему высочеству бродить по чешским кафе в поисках исполнителей для одного очень пикантного дела… А требуется, всего-навсего, обладая стартовым капиталом в (примерно) 40 000 долларов, сколотить отряд наемников, вторгнуться в Арулько, победить несметные орды местной регулярной армии и свергнуть злодейку-угнетательницу честного люда. Звучит несколько… обреченно. Смешные деньги. Но нас такие мелочи не смущают: хватаем чемодан с бабками, покупаем белые штаны и в Рио… по выполнении своей части контракта.
Для начала нам предстоит набрать группу бойцов, с которыми можно попытаться пробраться на север страны. Открыв свой лэптоп, мы обнаружим сайт, на котором расположены анкеты бравых молодцов и красных девиц, которые не прочь по сходной цене продаться доверенному лицу короля Чивалдори (то есть – нам) на день, неделю или половину месяца. Разница в ценниках просто поражает – за сущие копейки можно набрать отряд из шести человек, которые дружно подохнут под слаженным огнем противника в первом же секторе. Извините, вы с такой меткостью на что вообще рассчитываете? С другой стороны, терминатор свою анкету в интернете не разместил, а убить могут любого, и тогда плакали ваши десятки тысяч долларов за одного-единственного бойца. Пытаясь определиться с выбором наемников, начинающий игрок еще не знает то, что его поджидает в самой игре.
А поджидает его большая карта Арулько, поделенная на сектора. На карте отмечены города, шахты, ваши отряды и… кое-что еще. В городах, как правило, проживает гражданское население и поставщики некоторых квестов. Шахты приносят доход. Ваши отряды захватывают и то, и другое. В идеале. А на практике – время идет, патрули рыскают в поисках «проклятых наемников», а деньги с вашего счета капают в карман наймитам, которые не прочь подрыхнуть лишний часик. За все уплачено.
При переходе в очередной сектор, мы имеем определенный шанс встретить врагов и тогда начинается то, за что Jagged Alliance удостоился чести стать эталоном жанра. Тактические бои. Маленькие квадратик в один момент увеличивается в размерах, камера демонстрирует нам лес, район города, армейскую базу или болото в изометрической проекции, а наши бойцы скромно выстраиваются в рядок в ожидании побоища. А оно всенепременно будет. Врагов всегда (особенно на первых порах) больше, у них почти всегда лучшее оружие, и они, как правило, сидят в засадах, таятся в кустах, прячутся в туалетах, дожидаясь того момента, когда мы дадим о себе знать. Первым ударом для «тактика», взращенного на Fallout, станет то, что те враги, которых не видят наши наемники, нам не показываются. Более того, мы можем их не видеть, а они вполне могут держать нас на мушке. При попытке обнаружить хоть кого-нибудь, мы лишний раз сообщим о своем присутствии в секторе: извините, ничего не поделаешь. Надо тише бегать. А лучше вообще не бегать. В отличие от прочих виртуальных злодеев, наши душегубы не наделены глазами на затылке, зато слух у них великолепный. Если нас заметили, считайте, что без кромсалова и рубилова в данном конкретном секторе уже не обойтись. Никак.
Нельзя сказать, что враги обладают какими-то необычными способностями. Армейские части Арулько действуют двумя методами: валятся на землю, пытаясь слиться с травой, в ожидании подходящего момента для коварного выстрела в спину, или бегут прямо под пули наших бойцов. Приятного и в том, и в другом случае мало. Во-первых, отстреливать подбегающих солдат… не очень интересно. Уж извините, не в симулятор охотника на оленей играем. Во-вторых, перестреливаться с ИИ, который даже не пошевелится, дабы хоть как-то изменить расклад сил, тоже не особо весело. Самое интересное начинается тогда, когда надо выбить большой отряд врага из укрепленной огневой точки – вот это уже гораздо более сложная миссия.
Помочь нам в этом призваны тонны, буквально, тонны различного оружия, боеприпасов и спецсредств. Лишние объекты на карте можно попытаться подорвать тротиловой шашкой (коли сапер в отряде имеется, иначе придется отскр***** горе-взрывника с ближайшей стены), неуместную проволоку можно перерезать. Дверь – взломать. Стекло – выбить. Чего только нельзя сделать. Но все это – после, а пока надо разобраться с приближающимися врагами. Для этих целей можно использовать огромное число орудий убийств: от монструозного мачете до банального автомата. И не только. Плохих видов оружия в игре нет. Есть лица, которые просто не знают как применять тот или иной ствол. Или нож. Так один из солдат армии Арулько с чего-то вдруг решил, что он гуру ножа и решил пырнуть им мою специалистку по stealth-операциям. Каково же было мое изумление, когда при ударе она ловко извернулась, продемонстрировав свои незаурядные способности. Стоит ли говорить, что в свою очередь она не промахнулась, ловким движением мачете раскроив шею наглеца. С огнестрельным оружием все несколько сложнее. При каждом выстреле учитывается такое количество факторов, что проще сказать, что не учитывается. Например, лежа попасть по стоящему врагу проще. Если целиться в корпус. В голову или ноги попасть сложнее. Особенно, если вы стреляете после продолжительного забега по пересеченной местности. Кровоточащие раны резко снижают меткость стрельбы, а упавшая ниже плинтуса мораль заставляет опытных бойцов совершать детские ошибки. С двух рук, конечно, стрелять интереснее, зато шанс попадания вообще становится мизерным, ну, а очередью проще напугать, чем нанести серьезный вред здоровью. Опять же, не стоит стрелять из дробовика через половину карты. Да, выстрелить можно. Но, во-первых, вас не зря предупреждают, что лучше не надо это делать, а во-вторых, это очень шумное оружие. Винтовка, может быть, не так сильно шумит, зато она очень ненадежна. Заклинит и сидишь потом, рассуждая о смысле жизни и думая о том, почему ты не взял тот ствол, у которого в плюсах было написано «надежен». Впрочем, многие предметы в игре можно… комбинировать. Берем автомат и глушитель – et voila! – ПП для ночных операций готов. Скотч, прицел и винтовка в сумме дают снова винтовку, но куда более полезную. Броню можно покрыть специальным укрепляющим составом и жить сразу станет не так больно. А если вам удастся совместить тротиловую шашку с детонатором, то можно придумать какую-нибудь отличную диверсию.
Уже теперь понятно, что просто так, наобум, бойцов в отряд не наберешь. Каждый из них обладает большим количеством характеристик, биографией, портретом, голосом и… набор комментариев (иногда – очень любопытных), которыми он/она описывает то, что видит перед собой. Каждый наемник – личность, со своими достоинствами и недостатками, но лично я предпочитаю ребят с высокой меткостью (в районе 100), потому как, да простят меня поклонники «интеллекта» и «харизмы» в JA2, все остальное – дело сугубо добровольное. В конце концов, всегда можно подкопить деньжат и нанять толкового сапера. Если совсем прижмет. А так, как показывает практика, лучше иметь в отряде два-три метких стрелка, чем пару медиков, одного взрывника и рубаху-парня для разговоров с местной публикой.
А поговорить есть о чем. Некоторые местные жители вполне лояльно относятся к мятежникам, обитающим на севере Арулько, а по сему, если нам удастся подтвердить чистоту своих помыслов, то мы вполне можем рассчитывать на открытие очередной шахты, доход с которой будет идти в нашу казну. Особо лояльные населенные пункты разрешат нам тренировать отряды самообороны, которые пригодятся в случае вторжения войск Дейдранны. Тут-то и пригодятся «наемники-за-копейку», которых можно приобрести на нескольких интернет-ресурсах. Ведь наши «личности» умеют не только ножом махать (впрочем, многие, как раз-таки, и не умеют этого делать), но и, например, учить друг друга медицине. Или тренировать местное население. Очень полезное это дело.
Дополнительные задания особой оригинальностью не блещут. Освободить аэропорт. Найти пилота. Наладит поставки продовольствия. Вытащить брата местного начальника рудника из тюрьмы. Бегать туда-сюда по довольно большой карте Арулько – занятие, мягко говоря, скучное. Поэтому особо ленивые бойцы могут попытаться обзавестись вертолетом или автомобилем. Правда, их еще надо чем-то заправлять, но это уже другой вопрос.
Внешне все это выглядит… стильно. Но блекло. Графика, с одной стороны, достаточно красива, но некоторые моменты (например, модели персонажей) выглядят несколько аскетично. С другой стороны, взрывы, критические попадания и дымовые завесы выглядят великолепно. Дьявол кроется в деталях. Трупы врагов, несколько дней лежащие на свежем воздухе, начинают разлагаться, приманивать к себе воронье и заставляют особо впечатлительных дам в отряде издавать вопли отвращения. Каждый предмет имеет краткое описание своих свойств, а к NPC можно обращаться как вежливо, так и недружелюбно. Уставший боец валится с ног и мажет по цели с расстояния вытянутой руки… Интерфейс из разряда «то, что надо». Музыка мила, но не более того. Бывает и получше. Звуки хороши, особенно те, которые сопровождают выстрелы из различного оружия, однако русские голоса некоторых наемников в локализованной версии игры несколько… разочаровывают. Некоторые тексты читаются без интонации или с неправильным эмоциональным окрасом, часть акцентов подобрана явно неудачно, да что там говорить, сами голоса могли бы быть получше. В свое время, в 1999 году, эту локализацию расхваливали, рекламируя десятки «профессиональных» актеров, участвовавших в ней. Что ж. На безрыбье-с, потому как выбирать не приходится.
Конечно, кое-что не уместилось в рамки моего рассказа. Например, различные полезные интернет-ресурсы, интересные NPC и любопытные режимы игры. Но JA2 - явление, с которым надо быть знакомым лично, а не по статье в интернете или журнале. Эта игра – Doom тактических стратегий. Нет, Half-Life. Эталон, непревзойденный как по задумке, так и по исполнению. Игровой процесс, ставший классикой, отличные пошаговые бои и великолепная атмосфера большой, чертовски интересной авантюры, сделали свое дело – игра стала культовой. К сожалению, современная публика зачастую не знает что такое JA 2. Рискну выразить свое собственное мнение: за те восемь лет, что прошли с момента выхода игры, к ней, по качеству геймплея, мог приблизиться только Fallout Tactics (ни за что заплеванный игропрессой и некоторыми некомпетентными геймерами). Но повторить успех оригинала удалось только одной игре – JA2: Цена Свободы, но это уже совсем другая история.
1737 Прочтений • [Обзор на игру Jagged Alliance 2] [07.04.2012] [Комментариев: 0]