Меж развалинами старинного замка гулял холодный северный ветер. В жёлобе, примыкающем к полуразрушенной темнице, уныло капала застойная вода. Там, где некогда царило веселье, рекой лилось вино, а музыка сменялась танцами, воцарилась зловещая тишина, лишь изредка прерываемая шагами огромного голема-стражника.
Командир демонов-лучников в своих золотистых доспехах угрюмо вглядывался вдаль с осевшей дозорной башенки. Зачем, казалось бы?.. Ведь Тирион покорён, все четыре континента сдались на «милость» победоносных войск Эйдолона и тьма сомкнула свои крылья над этой многострадальной землёй… Фемид? Да что он может, жалкий старик?! Что может сделать его сухая старческая рука, «вооружённая» лишь пером летописца, с ордами чудовищных тварей, заполонившими этот мир и с потрохами преданными своему безжалостному, неумолимому Господину?
И всё-таки что-то тревожило чёрную душу командира… Где-то в самой глубине его существа рождался, спутывался клубками и расползался по телу Страх. Страх ожидания. Ожидания Возмездия…
Hexen II – третья часть «квадрологии» Heretic – Hexen и повествует о сражении с третьим Змеиным Всадником – Эйдолоном (Фантомом) и его ордами, заполонившими мир Тирион.
Краткая игровая история.
Изначально существовало три Змеиных Наездника – Д’Спарил, Коракс и Эйдолон, самый старший и сильный.
Тысячи лет назад эти исчадия Тьмы практически уничтожили мир, название которого потеряно навсегда, и оставили править его руинами младшего Наездника, Д’Эспарила. И только раса эльфов-эретиков Сидхов продолжила сопротивление захватчику. Корвус, один из Сидхов, сумел пробраться в Город Проклятых, логово Д’Эспарила, и в чудовищной схватке одержал над ним победу, уничтожив монстра и освободив свой мир от Зла. (Об этом рассказывает игра Heretic).
Следующей жертвой Наездников стал Кронос – огромный мир, населённый в основном людьми. И вновь «губернатором» после победы был назначен тот, кто младше, а именно – Коракс. Но и он пал от руки одного из трёх героев, тайно пробравшихся в его укрытие… (Об этом рассказывает игра Hexen).
И вот теперь пришла очередь Тириона. Колоссальный, многонациональный мир, лишённый единства… Лёгкая добыча… И вначале действительно казалось так. Богатейшие города, маленькие деревеньки, одинокие замки – все они признавали власть Эйдолона, а те, кто не признавал, были тут же уничтожены. Эйдолон непобедим, и власть его беспредельна, ибо он владеет Сферой Хаоса… Впрочем, непобедим ли?.. Или всё же найдутся герои, способные уничтожить это великое, ужасное зло, которое старше, чем само Время?..
Фемид, мудрец города Мур, чудом избежавший расправы в первые дни войны, на секунду отложил перо и бросил взгляд наружу сквозь решётчатое окно своего убежища, где он скрывался уже много, много дней… Вечерело. За окном тихо накрапывал дождь. И столько безысходности, столько щемящей тоски было в этом унылом, монотонном, донельзя равномерном звуке, что последний лучик надежды, едва теплившийся в его душе, начал угасать. Стук капель словно напоминал о новом, страшном «порядке», поддерживавшемся големами Эйдолона… У кого хватит сил бороться с ним? Кто осмелится на такое заведомо безнадёжное дело?..
Но Фемид твёрдо верил древним пророчествам, которые предсказывали не только приход Змеиных Наездников, но и их гибель. Гибель ВСЕХ…
Что в первую очередь должен заметить человек, впервые садящийся за эту игру, независимо от того, играл он в предыдущие части или нет? На мой взгляд, первое, что сразу привлекает внимание, - уникальная атмосфера игры. Она проявляется во всём – от музыки и графики до геймплея и монстров. Ни одна игра этого жанра, ни до, ни после, на мой взгляд, не может сравниться с Hexen II. Просто потому, что… игр такого жанра больше нет.
В самом деле, что это?.. «Стрелялка»? Формально – да, ведь вид от первого лица, мы ходим и убиваем монстров. Однако, поиграв немного в эту игру, вряд ли кто назовёт её «стрелялкой». И даже не потому, что мы всегда начинаем игру с оружием ближнего боя, нет… А потому, что некоторые загадки здесь дадут фору некоторым квестам…
Тогда, быть может, РПГ, РПГ от первого лица? Нет, это точно нет… Где тогда характеристики, где «прокачка», где «отыгрыш роли»?... Хотя здесь всё это есть, да, но завуалированное, но это ни в коем случае не портит игру, наоборот…
Представим краткий обзор игрового процесса.
На выбор вам даются четыре класса персонажей: Паладин, Крестоносец, Некромант, Ассасин (единственный женский персонаж в игре). Формально никакой разницы поначалу между ними нет, по крайней мере, при выборе персонажа ничего об этом не говорится. Начав игру по очереди за каждого, вы узнаете, что у всех персонажей разное начальное оружие, чуть позже, что оружие последующее – тоже. Если вы будете играть внимательно, то заметите, что есть и другие отличия: например, применение мин в зависимости от класса различно, различна степень защиты, даваемая тем или иным предметом, а если будете играть очень внимательно, то обнаружите и «особые способности» каждого класса, присущие ему и только ему. Впрочем, игру можно успешно пройти, и не вдаваясь в такие детали…
Игровой мир Hexen II поистине огромен и разнообразен, а главное – потрясающе реален. В игре вам предстоит побывать на всех четырёх континентах мира Тирион и пройти пять эпизодов. Возникает вопрос: почему же эпизодов пять, а миров – четыре? Чтобы понять это, надо сделать отступление в сторону сюжета игры.
Мир Тирион состоит из четырёх континентов с различными культурами и обитателями: Blackmarsh, средневековый мир, Mazaera, мир Центральноамериканских индейцев, Thysis, мир древнего Египта, и Septimus, античный (Греко-римский) мир. Эйдолон избрал своей резиденцией «первый» мир, Blackmarsh, но поселился в труднодоступной его части. На остальных трёх континентах, а также на "основной" части Blackmarsh’а он оставил своих «наместников», четырёх Чёрных Генералов, самих Всадников Апокалипсиса. Их имена известны: Голод, Смерть, Чума, Война. Они контролируют телепорты между континентами, а в "изолированную" часть Blackmarsh’а можно попасть только из Septimus’а, а туда – только из Thysis’а, и так далее… Плюс, разве можно оставить в живых хоть одного генерала? Вот потому-то и предстоит вам пройти четыре мира, но пять эпизодов: сначала в каждом из четырёх миров победить Чёрного Генерала, а потом вернуться в Blackmarsh, в его "изолированную" область (эпизод Return to Blackmarsh), чтобы в конце его встретиться с самим Эйдолоном. Встретиться и победить.
Оружие в игре довольно разнообразно. Как уже отмечалось, все герои начинают игру с оружием ближнего боя. Так, у паладина это утяжелённые боевые перчатки, у крестоносца – боевой молот, у некроманта – серп, у ассасина – катар. Это оружие не требует какой-либо «подзарядки» и будет с вами всегда. Второе оружие можно найти почти в самом начале, третье – только на втором эпизоде, четвёртое – в конце его же, но для его «сборки» вам придётся сначала найти две его «части»… Вы помните такое ещё где-либо?..
Возможно, набор оружия именно у одного конкретного класса кому-то покажется «ограниченным». Что ж, возможно, это и так, но это с лихвой компенсировано обилием предметов, которые вы сможете найти по ходу игры и почти все из которых вам реально пригодятся для прохождения. Предметы в игре делятся на пять групп: «переносимые», «непереносимые», предметы защиты, кольца, квестовые предметы. Рассмотрим вкратце каждую группу.
К «непереносимым» предметам относятся Склянки Жизни, которые восстанавливают энное число здоровья, и патроны (мана) трёх видов. Синяя мана нужна для восполнения зарядов второго оружия, зелёная – третьего. Для четвёртого оружия требуется и та, и другая, и при выстрелах ( а четвёртое оружие у любого класса всегда стреляющее, как и третье, кстати, и второе у всех, кроме паладина) расходуется и та, и другая. К «счастью», есть т.н. «комбинированная» мана, которая восполняет запас сразу и тех, и других зарядов. Другое дело, что таких «ман» не очень-то много… «Непереносимыми» эти предметы называются потому, что могут быть использованы исключительно «на месте».
«Переносимых» предметов гораздо больше: Колбы Жизни, способные восстанавливать здоровье, Кратеры Маны, восстанавливающие оба её вида до максимума, Мистические Урны, восстанавливающие до максимума и сверх того всё здоровье при риске смерти и нередко срабатывающие автоматически, Знаки Защитника, делающие героя на время неуязвимым, редчайшая Невидимость (действительно очень редко встречается в игре), Ботинки Скорости, Факелы, разгоняющие мрак ночи в глухих закоулках, где могут скрываться слуги Эйдолона, Мины древних – оружие ужасающей силы (не забывайте: каждый герой использует его по-разному!), Диски Отталкивания, помогающие отражать вражеские атаки, Вещи Хаоса, возвращающие героя в безопасное место (на начало уровня), когда положение уже безнадёжно, Кубы Силы, атакующие врага лучами света, Тома Силы, дающие оружию разрушительную мощь и опасные и для самого героя…
Но согласитесь, что всё это пусть и впечатляет, но не поражает: что-то мы уже видели, что-то ожидаемо… Хочется чего-то совершенно неправдоподобного, того, чего нет более нигде… И если так, то ваше желание будет удовлетворено…
Два мощнейших, пусть и редчайших вида артефактов – Клеймо Овиномансера и Камень Вызова – способны повергнуть в шок. Ещё бы: ведь Клеймо с известной долей вероятности может превратить вашего врага в… беззащитную овцу! А Камень Вызова… Примените его – и появится огромный красный Имп, стреляющий огнём и льдом. Но не по вам, а по вашим противникам! Вам же он будет верным другом, и даже если вы его ударите, отлетит с криком в сторону, а через мгновение подлетит вновь, доверчиво поглядев вам в глаза… И пусть жизнь его коротка как таковая, да и не бессмертен он, всё же приятно ощущать рядом дружеское плечо, пусть и такое и пусть и всего минуту…
Последняя указанная вещь – самая полезная в игре, на мой взгляд. Да, вы не можете «иметь» более одного Импа одновременно (если «применить» второго, то «первый» тут же исчезнет), но Имп – крайне ценный союзник в борьбе с кем угодно, даже с самим Эйдолоном.
Клеймо же – вещь «капризная»: то сработает, то нет. И, само собой, «боссов» - Эйдолона, Всадников и ещё одно существо, о котором мы поговорим отдельно, превратить в овцу не получится, у них «иммунитет»…
Предметы защиты и кольца, в отличие от всего ранее перечисленного, не исчезают после использования, т.к. начинают «использоваться» сразу же после нахождения в течение длительного времени, но могут и исчезнуть.
Предметов защиты всего четыре – амулет, щитки, кольчуга и шлем, причём каждый персонаж извлекает определённый размер «пользы» из каждого конкретного предмета защиты.
Колец тоже есть четыре вида: Подводного дыхания, Полёта, Регенерации и Отражения. Последнее – вещь наиболее загадочная и оттого бесполезная: формально оно предназначено, чтобы отражать вражеские атаки, но, увы, далеко не всегда работает. Остальные кольца начинают работать автоматически, когда в них появляется «потребность». К сожалению, в случае с кольцом Полёта дело обстоит немного не так, и иногда оно даже мешает… Все кольца имеют т.н. «энергию», которая расходуется при их «работе», хоть и не всегда отображается. «Энергии» этой у колец много, но она не бесконечна.
Квестовых предметов в игре очень много, и подробно останавливаться на этом мы не будем. Обычно они нужны, чтобы что-то открыть и т.д., но вот найти их иногда ох как непросто…
Теперь стоит поговорить о ваших противниках – монстрах, служащих в армии Эйдолона. За редким исключением, каждый вид монстров имеет два подвида. Более того, имеются монстры-«эндемики», характерные только для определённого континента, а имеются – живущие везде.
Пауки – наиболее слабые из врагов, что жёлтые, что серые. Скорпионы – сильнее, благо орудуют и хвостами, и клешнями, но тоже ничего особенного, что жёлтые, что синие.
Лучники – противники серьёзнее. «Обычные» лучники (в серых доспехах) чрезвычайно слабы в ближнем бою и долго целятся, но зато метко стреляют и имеют две разновидности стрел – «обычные» зелёные и «особые» красные, которые, помимо общего негативного эффекта, ещё и отбрасывают героя назад. А вот Командиры лучников (в золотых доспехах) – донельзя «серьёзные» парни. Я бы даже сказал, самые «серьёзные» из «рядовых» монстров в игре. Нет, они не самые сильные. Да, они не очень-то намного сильнее и выносливее своих подчинённых. Но! Это единственные монстры во всей игре, обладающие зачатками искусственного интеллекта! Они не будут тупо стоять, когда вы атакуете их в ближнем бою, они будут уворачиваться! Если монстр другой разновидности случайно заденет их в бою, они, в отличие от всех других, начнут с ним (-и) сражаться! Наконец, они будут… разговаривать с вами! Да, всего пара фраз, но всё же! Надо ли говорить, что это мои любимые монстры в игре.
Бараны-колдуны – не слишком сильные, но неприятные противники, главным образом – из-за их способности телепортироваться во время боя на небольшие (а иногда и довольно приличные) расстояния и неожиданно появляться у вас за спиной. Чёрные сильнее красных, но появляются тогда, когда у вас уже есть оружие и опыт, чтобы с ними биться.
Големы – тупой «костяк» армии Эйдолона. «Рядовых» големов бывает три вида – каменные, атакующие только в ближнем бою и, в общем-то, не особо сильные, а также медные и железные, которые, помимо превосходства над своими «меньшими» собратьями в силе и выносливости, обладают и ранжированной атакой – стреляют из своих третьих глазов соответственно красными и зелёными лучами. Есть ещё один голем, но мы рассмотрим его отдельно – он это заслужил…
Импы (не путать с вызываемым другом!) – слабые создания. Опасны только тем, что летают. Соответственно, наибольшую опасность формально представляют для паладина, ибо второе его оружие – меч, радиус удара которого весьма мал и, само собой, до неба не «дотянет». Но при игре за него импы так и норовят подлететь поближе и ударить головой, ибо обладают комбинированной атакой… Бывают двух видов – огненные и ледяные.
Не только земли, но и воды Тириона населены врагами. В мутных водоёмах вас ждут гидры – не очень сильные создания, однако довольно неприятные. Помните, что сражаться с ними вам предстоит, скорее всего, под водой, а если нет ещё кольца Подводного Дыхания…
К «эндемикам» относятся обитающие только в Mazaer’е Воины-Ягуары и их «офицеры» - Воины-Пантеры, «изумительные» создания, использующие оригинальную боевую технику и могущие становиться на время неуязвимыми (но это означает, что он уже очень ранен), живущие в Thysis’е Мумии, наиболее выносливые из всех врагов, - даже если отрубить мумии руки и ноги, она будет ползти за вами, норовя укусить, а уж если находится в полном здравии, то пошлёт по полу огненную струю, которая «погонится» за вами, минуя препятствия(!) и, скорее всего, весьма сильно поджарит вас, Septimus’овские Медузы, умеющие, как и положено по легендам, обращать в камень, а также живущие в «изолированном» Blackmarsh’е Падшие Ангелы – своеобразная элита армии Эйдолона.
Всё в этом мире враждебно к вам, даже техника и камень... Кое-где вам встретятся огромные арбалеты-самострелы, которые придётся разрубать, а однажды придётся сражаться с ожившей статуей огромной кобры…
Но всё это – «обычные» монстры. А есть и истинная «дружина»…
Самый младший из неё – Кристальный Голем, единственное существо, которое полностью иммунно к вашим атакам – по крайней мере, пока вы кое-где не побываете…
Далее идут четыре всадника Апокалипсиса. Опишу их только вкратце, дабы не портить впечатление.
Голод (первый эпизод) – самый слабый из них, обтянутый кожей скелет на тощей лошадёнке. Умеет телепортироваться и опасен, по сути, только этим. Его стрелы и «цепь голода», высасывающая жизнь, уже не будут для вас очень опасны, когда вы с ним встретитесь.
Смерть (второй эпизод) – куда более серьёзный противник, скелет в чёрном плаще с капюшоном на белом коне, умеющем летать. Обладает ранжированной атакой. Умение правильно целиться плюс использование кольца Полёта – он ваш. Можно и без кольца, но тут уже нужен опыт.
Чума (третий эпизод) – уже не шутки. Во-первых, в качестве ездового животного этот монстр (именно монстр) использует отнюдь не лошадь, а вепря, у которого есть клыки. Во-вторых, он стреляет особыми «чумными» стрелами, которые, попав в вас, продолжают ещё какое-то время отнимать жизнь. И в-третьих, и это самое страшное, он разбрасывает мешочки (!) с чумными насекомыми, коих в каждом мешочке целый рой, а насекомые эти жалятся, и жизнь от этого уходит очень быстро. В открытом бою победить его невозможно, но, думаю, вы быстро сообразите, как его победить.
Война – самый сильный из четырёх Всадников. Огромный рыцарь, закованный в сияющие латы, на таком же огромном, бронированном боевом коне. Казалось бы, что тут такого? Ну да, огромен, вооружён топором. Но вскоре вы воспримете две новости: плохую и очень плохую. Плохая новость – всадник умеет разбрасывать острые диски, махая своим топором. Очень плохая новость – эти диски летают долго и они самонаводящиеся… И, возможно, после встречи с ним Чума уже покажется вам тоже «шуткой»: там решение было тривиальным – найдёте ли вы его здесь?
Наконец, сам Эйдолон… Описывать, как он выглядит, я вам не буду – вы просто обязаны увидеть его сами! Скажу только, что он изумителен!
Эйдолон силён сам по себе, и бой с ним – занятие не из лёгких. Однако, возможно, вам покажется, что всё закончилось слишком быстро, когда он почти падёт к вашим ногам… Не обольщайтесь… Ведь Сфера Хаоса ещё не сыграла свою роль, а не уничтожив её, не уничтожить и самого Эйдолона… И когда вам будет казаться, что всё уже кончилось и мир спасён, знайте: на самом деле у вас есть лишь несколько секунд для принятия решения, ибо через эти несколько секунд произойдёт нечто такое, перед чем померкнут все ваши прошлые подвиги…
Эпизоды игры имеют свой колорит, и проявляется это не только в графике или обитателях, нет.
Например, первый эпизод – относительно простой, во втором сделан «упор» на лёгкую «аркадность» - там больше всего придётся прыгать, нагибаться, уклоняться, плавать под водой в лабиринтах и так далее.
Третий – сущий кошмар в плане загадок. Вот, например, такая: имеется площадка, разделённая на «клеточки», общим числом девять. Вам необходимо пропрыгать по этим «клеточкам» в определённой последовательности, если ошибётесь – вас телепортирует назад. Казалось бы, не так и сложно, правда? Но есть два «но». Первое – правильных последовательностей существует несколько, и после каждой неудачной попытки правильная (для данной попытки) последовательность генерируется случайным образом (!). Второе – «головоломка» эта ограниченна во времени: вам не дадут стоять сколь угодно долго на одной «клеточке», размышляя, что же делать дальше… Отнюдь… И это – далеко не единственная «задачка», которую вам тут придётся решать…
Четвёртый и пятый эпизоды не столь сложны в плане загадок (хотя думать придётся на каждом из пяти эпизодов, и везде есть свои «фишки»), и «упор» здесь смещается в сторону битв с противниками. Возможно, кому-то покажется, что битвы на пятом, последнем эпизоде чуть легче, чем на предыдущем. Может, это и так, но помните, кто ждёт вас в конце этого самого пятого эпизода…
В начале этого обзора уже было сказано о совершенно особой, неповторимой атмосфере этой игры. Атмосфера эта – сумма из множества слагаемых.
Что сказать о графике и текстурах? Возможно, кому-то графика покажется «безнадёжно устаревшей». Но он будет не прав! Графика в Hexen II для меня – это образец графики, образец старой игры как таковой. Мягкая, приятная и, несмотря на некоторую «аляповатость», потрясающе реалистичная… А как оформлен каждый эпизод! Какие красивые иероглифы на стенах храмов, какие развалины замков!.. Красоты Hexen II бесполезно описывать, это надо видеть…
Геймплей? А разве недостаточно того, что сказано выше? Игра держит в напряжении от первого до последнего момента, отличается потрясающей реиграбельностью, будит разум! Это вам не какое-нибудь «тупое мочилово», нет! Если вы, скажем, играете на высшем уровне сложности, то в некоторых ситуациях вам может помочь только тщательное планирование схватки с превосходящими силами противника… А про решение всевозможных головоломок я вообще молчу…
Звуки? О, это важнейшая часть игры! Они различны для каждой обстановки, для каждого эпизода! И звуковой ряд подобран настолько удачно, что иногда действительно кажется, что оказался в заброшенном средневековом замке, в канализации, населённой ужасными существами, в руинах посреди тропического леса, в жаркой пустыне или древнеримском парке… То же самое и музыка… Но и это всё, так же, как и графику, бесполезно описывать – надо слышать!
Я понимаю, что мой обзор донельзя предвзят и выдаёт мою великую любовь к этой игре. Но великая любовь характерна для великих вещей. А Hexen II – великая игра. Если вы ещё не знакомы с этим чудом, очень рекомендую – попробуйте! Уверен, вы не пожалеете! И как бы вы к этому ни относились, но сейчас (да и несколько лет назад уже - тоже) Hexen II – это один из образцов того, что считают «старой игрой» в лучшем смысле этого слова, то, что приходит на ум одним из первых, когда произносится это словосочетание…
Hexen II – нестареющий хит, золотая классика, неподвластная времени. Ни замен, ни альтернатив, ни просто «подобных» игр не было, нет и уже не будет – это просто невозможно, ибо истинный шедевр неповторим.
P.S.: Всё равно не согласны? Считаете, что так не бывает? Что не может быть совсем уникальной игры? Что ж, возможно, вы и правы… Открою тайну: да, на свете существует одна игра, которая может сравниться с Hexen II… Что за игра, спросите вы? Ждите следующего обзора, он будет посвящён именно ей.
Фемид отложил перо в сторону и взглянул на свою натруженную руку. Его труд не пропадёт даром – новые поколения героев будут воспитаны на саге о Великой Битве, в которой Эйдолон был повержен храбрым Героем. Хотя зачем же нужны новые герои, если всё Зло, что было в мире, уничтожено и Свет восторжествовал над тьмой?..
Однако сам Фемид был слишком мудр, чтобы верить своим выводам…
…Он был уже очень стар, поэтому и не услышал шагов за спиной, не увидел тени когтистого существа, нависшей внезапно над его головой, не заметил кроваво-красных сверкающих глаз, лишённых зрачков. Но что-то в самой глубине самого существа его твердило одно странное, неизвестное, неслышанное доселе на земле Тирионской слово…
И слово это было «Праевус»…
751 Прочтений • [Обзор на игру Hexen II] [07.04.2012] [Комментариев: 0]