Есть хорошие и плохие, красивые и не очень, интересные и унылые.
Конечно, на оценку влияют два фактора – время и личные предпочтения того, кто их оценивает. Но всё-таки есть игры, признанные хотя бы абсолютным большинством шедеврами или, наоборот, полными неудачами.
Всё это есть. Но есть и ещё одна категория игр – непонятые. О таких играх не пишут в модных журналах, маститые критики авторитетных изданий не спорят о них с пеной у рта, а большинство игроков о них просто не знает, причём даже в момент выхода, не говоря уже о временах более поздних…
Каковы причины этого? Основных – опять же две: нестандартные системные требования к компьютеру (как следствие в будущем – невозможность запустить), а также то, что принято называть «игрой не для всех», то есть ориентация на довольно узкую целевую аудиторию.
А бывает и так, что обе эти причины имеют место быть. Об одной такой «несчастливой» игре мы и расскажем сегодня. Называется она – Tides of War.
По жанру данная игра – RTS, то есть стратегия реального времени. На редкость богатый жанр, не правда ли? Чтобы хоть как-то «выделиться» в нём на имеющемся уже давно «мощном фоне», нужно быть либо «пионером» в нём, либо придумать что-то совершенно оригинальное, как авторы Tone Rebellion или Netstorm.
Tides of War вышла в 1998 году. «Пионером» тогда стать было уже невозможно. Поэтому оставался только второй вариант. И, надо сказать, он был реализован выше всяких похвал.
На первый взгляд, Tides of War – «обычная» морская RTS, где надо управлять кораблями (торговать, сражаться). Видели такое, и не раз, может сказать кто-нибудь. Да и графика даже для того времени для подобных «оценщиков-профессионалов» будет выглядеть «донельзя убого». Даже я соглашусь – графика действительно не ахти. Но, поиграв несколько десятков минут, забываешь не то что о графике, но и о многом другом…
Первое, с чего следует начать, - детально проработанный сюжет игры. Игроку предстояло оказаться в фантастическом мире, где фантастичен только один элемент – то, что такого мира нет. То есть это как бы альтернативная земля. В остальном – всё, как «положено».
Судя по архитектуре городов и внешнему виду кораблей (насколько их возможно разглядеть), время действия игры – где-то XVI-XVII века н.э. по земному летоисчислению. Знающие историю помнят, чем известно это время: борьба Англии с католической Испанией, разгром «Непобедимой Армады», расцвет пиратства, т.н. «второй этап» Великих Географических Открытий – открытие Австралии и начало активной колонизации Северной Америки.
Никаких подобных наименований в игре, конечно, нет. Вместо них есть Корлевство Энглия и Великое Герцогство Дарн. Само собой, это аналоги Англии и Испании. Есть и другие страны, но «играбельными фракциями» являются только эти две страны. Именно страны. Потому что есть ещё две фракции – Южные и Северные Пираты. Куда ж без них?..
За пиратов (любых) играть изначально нельзя, это станет возможно только в ходе развития кампании и только в нескольких промежуточных миссиях, а также это зависит от того, за кого именно вы играете. Кстати говоря, играть за пиратов куда сложнее, чем за королевский (герцогский) флот.
Итак, предположим, игра начата. Есть маленький кораблик на «убогой» плоскости моря, есть курсор мыши. Ну и что?.. В смысле – что делать? Думаете, кораблик можно выделить, щёлкнуть какой-либо кнопкой мыши куда-нибудь, и она туда послушно поплывёт?.. Нет. Отнюдь нет. И вот в тот момент, когда придёт осознание того, что «отнюдь нет», игра будет либо с негодованием выброшена в окно (реальное, не Windows), либо захватит на n временных единиц…
Я лично на флоте не служил, морское дело изучал две недели в рамках военных сборов, а уж историю морского дела – вообще не знал. Поэтому, когда я узнал, что здесь используется реальная историческая система навигации, основанная на румбах, я слегка обалдел. Знаете, сколько румбов всего? 32!!! И каждый из них в игре можно (а то и нужно) применять!
А ведь есть ещё и управление парусами – не менее тонкое дело! Не так-то просто иногда грамотно принять решение – сколько выделить человек, какие паруса поставить в зависимости, например, от погоды…
Третий момент – артиллерия. Сражения есть, и их довольно много, но «просто так» стрелять невозможно – тут всё, как «в жизни»: и прочистить пушки, и зарядить, и прицелиться, и даже подать команду «Огонь!», ибо без неё стрелять никто не будет…
Да и разве в реальности бои были лишь дистанционными? Нет, поэтому здесь есть и абордажи судов. Но есть также и основы абордажной тактики, без знания азов которой взять что-либо на абордаж весьма затруднительно. Обучение же этому – лишь методом «проб и ошибок».
Это – лишь основные моменты. Ещё есть опять же максимально приближенные к той эпохе картография с историческими системами координат и определением курса, есть немало заботы о команде – она иногда достигает 100 человек, и не важно, что вы никогда не увидите их так, как привыкли, - их всё равно надо кормить… Да не просто кормить, а кормить вкусно и разнообразно, потому что если накормите плохо или будете кормить одним и тем же, то они будут хуже работать или даже взбунтуются. Плюс климат, цинга… Ведь было же такое в жизни? Значит – и здесь есть.
Как уже было сказано, действие игры происходит во времена Великих Географических Открытий, а именно – второго их этапа, когда уже больше изучали, чем открывали. Как известно, помимо исследований и захватов территорий, в то время была развита торговля. И это нашло отражение в игре – существует специальный режим торговли, весьма сложный, надо сказать, более того – как и в жизни, пока идёт торговля (а она иногда идёт довольно долго), матросов всё равно надо кормить…
Tides of War – игра исключительно «кораблём». И что же – исследования (а они здесь есть) ограничатся только побережьем? Отнюдь – есть же реки! Не важно, что рек вообще нельзя увидеть на карте – будем считать, что они есть…)
Вот только разве плавание по реке такое же, как по морю?.. Разве навигация такая же? Нет, нет, и ещё раз нет! Я помню, как я уже выучил морскую навигацию (не без жуткого труда), и, когда впервые вошёл в «устье» «реки» (это возможно не с самого начала игры), то был «приятно» удивлён тем, что придётся учиться едва ли не всему заново… А в этой игре вообще почти всё время приходится чему-то учиться…
Без боёв с враждебным флотом и/или пиратами в те годы – никуда, да и возможности вашего судна со временем начинают не соответствовать заданиям миссии (да-да, тут миссии!). Решение? Правильно, ремонт, если сломано, и усовершенствование, если требуется. И это всё тоже представлено в весьма детальном виде, вплоть до переобучения отдельно (!) рядовых членов команды и офицеров и повышения уровня комфортности проживания их в каютах, а также выставления приоритетов в направлении политики улучшения технических характеристик корабля и жизни его обитателей.
А вот об упомянутой «жизни обитателей» надо заботиться обязательно. Мы уже сказали о кормлении как о факте, а также об установке и разнообразии рациона. Но, как говорится, «не хлебом единым…» У матросов должно быть свободное время, им надо развлекаться… Офицеры предпочитают коротать время в своём кругу, а не со всяким «сбродом». Вахты, караулы, патрули (да, и это всё тоже есть!) должны быть точно определены по времени и распределены, причём в зависимости от ситуации – по-разному… Нельзя уж очень загружать всех работой – будет бунт. Но нельзя позволить и слишком многое. Если кто провинился – надо наказать. Но и при этом стоит учитывать, что наказания за сон на вахте и за попытку бунта не должны быть одинаковыми… В общем, вновь всё сложно, но крайне важно и должно быть учтено...
Даже сейчас, я уверен, у вас уже возникает ощущение чего-то грандиозного. А ведь это – только крошечная верхушка огромного айсберга…
Только первую часть игры игроку предстояло командовать кораблём. Потом появятся и другие варианты. Например, разве не интересно побывать в роли командира целой эскадры? Само собой. Но вот командовать ей куда сложнее, а значит – придётся снова учиться, причём учиться не только быть расторопнее. Тактика эскадренного боя отличается от «одиночной», да и суда в подчинении у командира эскадры – разные, что тоже имеет значение.
Сложно? Пока да, но вот потом – потом начнётся настоящий ужас: командование шлюпкой. Ведь надо же показать наглым офицерам, что командир – по-прежнему лучший? Надо, спору нет. Вот и придётся отправиться на маленьком судёнышке в путешествие к неизведанному острову в Южных Морях, населённому каннибалами-язычниками. А у них есть пироги… Причём они ими умеют пользоваться. А вот игрок шлюпкой не управлял ещё… Снова учиться? Именно! Но – в, что называется, «полевых условиях»…
А ведь здесь есть ещё и дипломатические сношения с царями открытых земель (но вот это единственное, что не очень развито), есть задания по уничтожению «пиратских гнёзд», есть совершенно особое конвоирование торговых или транспортных судов…
И есть ещё очень много всего другого, что я не успел или попросту забыл описать. Но всего про эту игру и не расскажешь…
Да, пусть здесь графика «не очень». Но ведь правильно говорят про старые игры – «там, где заканчивается графика, начинается воображение». А помогает в этом… звук. И очень. Звуковой ряд реализован просто блестяще. Топот ног, ругань, выстрелы пушек, скрип натягиваемых парусов, всевозможные команды, передаваемые «от вас» офицерами матросам… Практически каждому приказу соответствует определённая озвучка, являющаяся важнейшей частью игры. Создаётся впечатление, что действительно оказался на корабле XVII века…
Каков итог? Это безусловный шедевр - думаю, с этим согласятся все. И не просто шедевр, а ярчайший пример того, чего можно достичь, если не отдавать все силы графике. Лично я знаю очень немного игр, которые могли бы даже приблизиться к проработанности игрового процесса к Tides of War, не то что превзойти его.
Говорят, что полное руководство к игре на Западе представляло собой книгу, сравнимую по толщине с энциклопедическим словарём. Это и не мудрено!.. И, возможно, именно своей, без преувеличения сказать, чудовищной сложностью и масштабностью, пусть и при минимуме графики, она попросту не дошла до основной массы игроков, а тех, до кого дошла, - отпугнула. Но зато те, кто её освоил, могут этим гордиться (я не про себя, я так до конца и не освоил, хоть и прошёл где-то за год). Воистину, мечта любителей «серьёзных» игр осуществилась. Да, мечта…
Но если всё так хорошо, то почему тогда статья называется «Реквием по мечте»? Почему вместо абстрактных слов, да ещё в прошедшем времени, «игроку предстояло» я не употребил нормальных «вам придётся»?.. Да потому, что вряд ли вам «придётся»…
Хотим мы этого или нет, но мир вокруг нас стремительно меняется, и порой – отнюдь не в лучшую сторону. Это относится ко всему, в том числе и к играм. Самый простой ответ – «старые традиции отжили своё, пусть молодёжь учится жить теперь по-новому». Но если бы дело было только во вкусе и эстетике…
На смену старым процессорам, ОС и графическим технологиям пришли совершенно новые. И многие старые игры оказались не способны «приспособиться» к новым условиям. Какие-то всё «восприняли» нормально. Какие-то «заставили» – сделали патчи, обработали тем или иным способом. Потому что о них помнили, о них знали, в них хотели продолжать играть… Tides of War – не из таких, поэтому к ней никогда не было выпущено ни одного не то что патча, а хоть чего-нибудь стоящего…
Говоря языком образов – многие игры смирились.
Она не смирилась. Причём не смирилась в самом жёстком смысле этого слова. Как вам хотя бы это – только Windows 95 (даже OSR2 уже – нет!) для нормальной работы?
Непонятая, непризнанная даже тогда, ныне же совершенно забытая практически всеми как из-за неизвестности тогда, так и из-за категорического неприятия нового железа, она по сей день, словно призрак Золотого Века, прибывает где-то в тени этого Мира и, может быть, ждёт, когда найдутся те, кто решительным мечом программиста разрубит столь несправедливо падшую на неё паутину забвения…
Но Золотой Век всё равно уже не вернётся никогда. Нам же остаётся только не становиться «Иванами, не помнящими родства», и не забывать о по-настоящему великих вещах, коих нас почему-то лишили…
Мы помним тебя, Игра!.. Мы чтим тебя! Мы скорбим! Воистину – никто не забыт и ничто не забыто, ни один матрос, ни один поход в Дальние Страны, ни один орден, полученный из рук короля!
Покойся с миром! И жди, жди, несмотря ни на что…
1137 Прочтений • [Обзор на игру Tides of War - реквием по мечте] [07.04.2012] [Комментариев: 0]