Обзор на игру Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned
1999 год. King's Quest 8 уже отгремел везде, где только смог, но не принес особых дивидендов Sierra, которая стремительно вешает ярлык «R.I.P.» на большое количество своих проектов (один Babylon 5 чего стоит). Нет, Sierra, конечно же, существует и по сей день. Но из своего незавидного положения знаменитый, некогда, законодатель мод в жанре adventure вынес важный урок: больше никаких квестов. За одним единственным исключением. В конце 1999 года Sierra выпускает свою последнюю адвенчуру
Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned
(в России игра вышла под названием Гэбриэл Найт 3. В Поисках Грааля).
Камерой можно вертеть так, как душе угодно.
Была бы графика получше - можно было бы увидеть множество великолепных кадров, а так... Тоже неплохо.
Хорошо знакомый всем поклонникам творчества Джейн Дженсен (еще одного родителя квестов «от Sierra»™ наряду с Робертой Уильямс) писатель Гэбриэл оказывается втянутым в очередной водоворот интриг и смертоубийств. Преследуя похитителей наследника своего знакомого принца Джеймса, Найт оказывается в захолустной деревушке Ренн-ле-Шато, в которой тайн гораздо больше, чем жителей. Даже если за жителей считать местную экскурсионную группу охотников за сокровищами. Неразговорчивый мусульманин, старый знакомый американский коп Мозли, скрытный итальянец, болтушки англичанки, соблазнительный гид-француженка… Все они целыми днями бродят вокруг города, надеясь, быть может, найти сокровище, о котором мечтают миллионы. В XIX веке местный священник обнаружил тайные письмена, которые отвез в Париж, вернувшись оттуда миллионером. Как ни странно, господин Соньер стал тратить средства во благо города, но умер он при весьма таинственных обстоятельствах. Кстати, эта история о сокровище действительно имеет место быть – тут надо отдать должной сценаристам, которые умудрились приплести исторический факт к своему повествованию. Побродив по округе, Гэбриэл замечает, что все вокруг чем-то обеспокоены и постоянно что-то ищут. Но его цель заключается в нахождении ребенка, следов которого обнаружить не удается. По прошествии времени к Найту присоединяется его старая знакомая Грейс и люди принца Джеймса, которые намекают Гэбриэлу, что дальше они справятся сами. На следующий день из трупы, абсолютно обескровленные и со зверски перерезанными глотками обнаружат на камне неподалеку от Ренн-ле-Шато…
Впрочем, сюжет сам никуда не торопится и, самое главное, никого не торопит. Мы можем часами бродить по окрестностям, разглядывая двери частных домов, вглядываясь в лес с вершины башни неподалеку от музея… Можно зайти и в сам музей и прикоснуться к вечности: паре-тройке старых листков и нескольким плакатам, рассказывающим о ключевых событиях в истории города. Мда… Местная церковь выглядит не в пример богаче и интереснее – тут вам и различные скульптуры, фрески… и почему я раньше считал, что отличительной чертой католиков является скромность в убранстве церквей? Судя по Gabriel Knight 3, внутри у них все сделано по уму. На скамеечке около кафедры сидит хитрый аббат, который постоянно или недоговаривает, или вовсе врет. Пройдем (точнее – проедем, предварительно обманув местный прокат мотороллеров) немного на юг от города: две дамы роются в земле по середине опушки леса. Ох, нет, нет, я уже ухожу, не буду вам мешать. Возвращаюсь в отель. База сидит на солнышке, голубоватый дружок Жан (который выдаст себя от силы один раз за всю игру и то косвенно) с радостью примет комплимент в адрес тщательности исполнения своих обязанностей… Поднимаемся к себе в комнату. Грейс копается в ноутбуке: вот-вот будет расшифровано таинственное послание (Ха! Да тут весь город обклеен такими посланиями) и мы поймем что делать дальше… Ну, а пока мы… бессмысленно бродим по всем доступным локациям, судорожно соображая что же тут, все-таки, можно сделать.
Несмотря на всеобъемлющий кубизм, игра выглядит вполне пристойно даже сейчас, спустя девять лет после релиза.
Gabriel Knight 3 на редкость негостеприимен к игрокам: вы можете часами бродить по округе, надеясь найти заветный клочок бумаги, услышать ключевой диалог или увидеть заветный след: едва ли манящая кнопочка «подсказка» выдаст вам хоть какой-нибудь содержательный совет. Кнопку «Hint» можно сразу выкинуть в мусор за ненадобностью. И если во второй половине игры некоторые цепочки действий более-менее логичны, в начале наши движения больше похожи на беспорядочные забеги по всем локациям. Следующее пункт назначения необязательно зависит от того, чем занимался Гэбриэл до того. Запомните: тут надо ходить очень много. Говорить – еще больше. Ключевое слово может прозвучать совершенно случайно, как бы невзначай, но вам его в любом случае придется запомнить. В целом, Broken Sword выглядит на голову выше GK3 в плане логики происходящих событий. Опять же, нельзя не вспомнить первый BS в связи с тем, что мы снова во Франции, опять речь идет о чем-то таинственно-ужасном и в очередной раз в нашем распоряжении пара персонажей…
Если эпизоды с Гэбриэлом представляют собой классические квестовые хождения туда-сюда с последующими беседами за кружкой пива, то Грейс занимается сугубо женскими делами. Роется в земле и разгадывает зубодробительные головоломки. Найт великодушно разрешил мисс Накамура (Грейс, знаете ли, азиатка, на что обязательно обратит внимание местный дамский угодник, который весьма тактично заметит что «с азиатками у меня еще не было… ну… эээ… ты понимаешь?») анализировать информацию и она анализирует. Убежденная буддистка разгадывает паззлы на территории местной церкви, рискуя головой лезет в подвал к виноделу и, самое главное, с помощью своего ПК анализирует вс надписи, фотографии и тексты, которые ей только удастся найти. На осмысление всего происходящего может уйти не один час реального времени, но, поверьте, расшифровав таинственные знаки, письмена и изображения, Грейс, а значит и вы тоже, раскроет такой большой секрет, что все сожаления о потраченном времени исчезнут без следа.
Прохождение игры поделено на три дня, каждый из которых в свою очередь нам приходится проходить постепенно: пока не сделаем все «утренние» дела, о вечернем застолье с дружком Мозли в местном баре не стоит даже и мечтать. Верный знак: если на экране появилась картинка, сообщающая, что наступил, например, вечер, значит вы все сделали верно и теперь снова надо перелопатить все локации в округе и поговорить со всеми, кто только есть в этом забытом Богом (но не церквью) местечке. Как я уже отмечал, местных жителей не очень много и к ним у нас практически нет никаких вопросов. А вот колоритные туристы заслуживают более пристального внимания: каждый из них личность – пусть иногда и паршивенькая, у каждого – восхитительный акцент (после Gabriel Knight 3 и Broken Sword я, кажется, по-настоящему полюбил слушать диалоги на английском, когда один из собеседников – француз). И пусть Гэбриэла не смущает мертвенная бледность обслуги местного виноградаря – разберемся и с ними. Жаль, что у нас только три дня в этом тихом уголке: повиливание бедер горничной отеля, которая пообещала сделать нам «большой сендвич» выглядело так… аппетитно. Увы и ах, друзья мои, в приватной беседе глупышка удивится нашей просьбе почистить штаны прямо на Найте. Эх… Ну, еще есть гид Мадлен, женщина-вамп. Мозли ничего не светит – куда ему до красавчика Гэбриэла. Но в конечном счете случится только то, что давно должно было случиться. В целом реплики обоих персонажей выглядят весьма иронично, но Гэбриэл несколько более груб и циничен, нежели Грейс, отсюда и недетские шутки. Впрочем, откуда взяться детским шуткам в типичной кровавой драме по-французски?
Gabriel Knight 3 – чуть ли не единственный полностью трехмерный квест на моей памяти, который, обладая великолепным движком и абсолютно достоверным 3D, выглядит как настоящая, классическая адвенчура. И никаких тебе аркадных перетаскиваний ящиков а-ля Broken Sword 3-4. А ведь ничто не предвещало столь позитивной оценки местных графических красот: движком для игры послужил engine, позаимствованный у King’s Quest 8, за основу для которой в свое время был взят движок… от авиасимулятора. Тем не менее определенно сказать что выглядит лучше - открытые пространства или все-таки интерьеры зданий – довольно сложно. Пожалуй, игра выглядит хорошо всегда. Несколько аляповатые модели (как меня раздражают волосы героев jRPG, представляющие собой вырезанные из дерева фигуры… эх… посмотрите на челку Гэбриэла) обладают приличной анимацией, в том числе и лицевой, которая в полной мере передает настроение NPC с которым мы разговариваем. После этого ужасная лицевая анимация из Runaway выглядит абсолютно дико. Открытые пространства страдают от полигонального авитаминоза, но до стопроцентной халтуры разработчики не опустились и игра все-таки выглядит весьма и весьма красиво. Управление выполнено по классической квестовой схеме с применением контекстных меню, но камера не висит в каком-то конкретном углу и ей можно управлять отдельно, развернув ее абсолютно произвольным образом. Вот они – преимущества полного 3D! После «классического» GK и FMV в GK2 GK3 выглядит отлично – живые актеры уступили место актерам трехмерным, слепленным из считанных сотен полигонов, и тем не менее игра смотрится просто великолепно. Правда мне, все-таки, не показалось калунообразное лицо Мадлен соблазнительным, но…
О местной музыке говорить бессмысленно – ее надо услышать. Собственно, такими и должны быть композиции, звучащие о игре, в которой речь идет о тихом маленьком городке с большими и страшными тайнами.
Локализаторы постарались от «души» и наделали кучу ляпов. Разумно отказавшись от перевода голосов, 1С-овцы (или те, кто делал для них локализацию) зачем-то перевели некоторые надписи. А некоторые не перевели. Титры переведены все, но периодически плохо стыкуются с произносимым героями текстом. Особо хочется отметить упоминания Грейс о самой себе с применением мужского рода и весьма кривой перевод фразы, общий смысл которой сводится к тому, что все присутствующие оставили отпечатки своих пальцев на обложке. В локализации это звучит примерно так: «вот ваши левые отпечатки»… О переводе названия игры умолчу: сравните с оригиналом - все и так ясно.
Местная обслуга отличается хрупкостью форм и абсолютным непониманием того, что происходит вокруг.
Возможно это не самая логичная адвенчура девяностых, но это не отменяет ее высочайшего качества. Отличная графика, интригующий сюжет, уйма интересных персонажей с кучей скелетов в шкафу и… великолепные голоса актеров – а что еще, собственно, нужно настоящему поклоннику жанра? Разве что Gabriel Knight 4, о создании которого фанаты серии уже не первый год молят Бога и Джейн Дженсен, но судя по тому, что с момента выхода игры прошло 9 лет, а новых квестов от Sierra мы пока не видели, продолжение если и будет, то не скоро.
1178 Прочтений • [Обзор на игру Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned] [07.04.2012] [Комментариев: 0]