Обзор на игру Rome: Total War – Barbarian Invasion
Суровые викинги в свое время, казалось бы, державшие в страхе всю Европу, на самом деле не оказали существенного влияния на развитие мировой истории. Почудили немного на туманном Альбионе, заплыли в сердце континента и… не более того. Монгольское нашествие на Японию и вовсе провалилось – чего уж греха таить, едва ли это событие серьезно повлияло на судьбу страны восходящего Солнца. Но великое переселение народов навсегда изменило лицо Старого Света и дало понять, что былого мирового порядка больше не существует, великое государство ушло в небытие, и только лишь императоры Западной и Восточной империй в бессильное злобе сжимали кулаки, узнавая свежие новости с границ. Варвары идут.
Rome: Total War – Barbarian Invasion.
Соотношение сил 10:1 в пользу варваров.
Бедные варвары...
В конце 2005 года верная традициям своего самого популярного творения, Creative Assembly выпускает очередной адд-он к очередной же серии великолепной исторической эпопеи Total War. Как и полагается настоящему дополнению к подлинной игре «от Creative Assembly», BI рассказывает историю очередного нашествия орд врагов на знакомые по оригиналу государства, в данном случае – на Рим. Середина четвертого века – до падения Вечного Города осталось, по историческим меркам, всего ничего. Гунны напирают с востока на все, что ходит на двух ногах, и это все, снявшись с мест своих стоянок, направляется в самое безопасное для них место. В Рим. Забавно – будучи в прошлом примером для всех цивилизованных наций, римское общество, а в след за ним и армия, деградировали до такого состояния, что уже ни имперская идея, ни гений римских полководцев не в силах были спасти рушившееся государство. Даже разделение империи на две части не спасло западную часть некогда могучего Рима от бесславной кончины.
В очередной раз в нашем распоряжении оказывается глобальная карта, на которой изображена Европы, север Африки и немного Азии – в общем, та же самая карта из Rome, только границы теперь расположены несколько иначе, а регионы укрупнены. Несмотря на эти, казалось бы, незначительные изменения, игра существенно преобразилась. Если оригинал представлял собой спокойный сплав по течению, то BI – самоубийственный заплыв по горному ручью. В Rome все нации, кроме римлян, изначально обладали достаточным количеством территорий и ресурсов и как-то не особо помышляли о расширении своего жизненного пространства. Каждый город, любая страна были всего лишь статистами, которые ждали, когда великий полководец придет, увидит и победит нерадивых туземцев. А дальше было необходимо строить храмы, задабривать богов и местных жителей и спокойно сидеть на ложе, ожидая, когда ваши доблестные легионы соберут необходимое количество регионов, после чего оставалось победить соседние дома и провозгласить себя императором всего на свете. Игра за прочие фракции несильно отличалась от «римского» пути. Теперь же все по-другому. На политической карте существует две *силы*, которые не способны оказать достойного сопротивления врагам – как внутренним, так и внешним, при этом они обладают гигантскими территориями и ресурсами. Речь идет о Западной и Восточной империях. И если Константинополь еще как-то мог совладать со своими внешним врагами (даром что просуществовал на тысячу лет дольше), то Риму каждый новый ход дается с большим трудом. Отхватив кусок, который невозможно проглотить, «западники», а вместе с ними и игрок, страдают от бесконечных ударов варваров, которые прут вдоль всей восточной границы (северных соседей можно вынести на первых двух-трех ходах, но едва ли это облегчит наши страдания) и предателей, которые в мгновение ока превращают богатый регион в столицу мятежной области.
Играть за Рим издевательски скучно. Гигантская армия, которая банально хочет жрать, оставляет без копейки денег казну и уже никакими храмами не удастся умилостивить взбудораженную толпу. Ваш генерал, назначенный наместником в городе – христианин, а в области сильны языческие настроения? 1:0 не в вашу пользу. Через два хода, а может и через один, незадачливого полководца выпрут из поселения, а горожане объявят о собственной независимости от всех вокруг. Взяв мятежный город можно неплохо поживиться и на время охладить пыл сепаратистов, но главные сюрпризы еще только впереди. Собрав единственную боеспособную армию (гарнизоны в расчет не берем – у них другие задачи) и препоручив ее лидеру своей фракции, я стал методично очищать границу от орд врагов. К 60 годам убеленный сединами император одним своим видом внушал страх голодранцам, попавшимся на пути этой машины для убийств. Но однажды я не обнаружил своего императора там, где он стоял. Спустя пару ходов выяснилось, что предводитель самой сильной, боеспособной армии, обладатель титула «император»… дезертировал в стан мятежников. Ну что ты будешь делать?
Обыватель спал, не зная что власть скоро поменяется...
То же самое можно сказать почти по любому аспекту игры. Противник ни во что не ставит дипломатические соглашения, будь они хоть тысячу раз скреплены клятвами на крови. Появится возможность – и сосед, с которым у вас *вечный* мир, обязательно оттяпает кусок вашей территории. Не поддаются никакой логике бунты верноподданных. Если понять, почему взбунтовался тот или иной город еще можно (и то лишь отчасти, похоже, что без случайных чисел дело не обошлось – попробуйте ради интереса загрузить сохранение до того момента, как кто-то из ваших генералов перешел на сторону врага – скорее всего, вы будите приятно удивлены), то обратный процесс совершенно неочевиден. Ну, ладно, вернулся в лоно Рима, но зачем же через ход снова вставать на тернистый путь сепаратиста?.. И ты, Брут? И ты, Гай? И ты, как тебя там?..
Очевидно, что разработчики решили оттянуться на кампаниях *про кочевников*. Нулевая или зачаточная экономика на момент начала игры, скромный регион (а иногда и вовсе без него) и гигантская армия степных оболтусов в придачу. «Орда» нужна не столько для того, чтобы захватить ближайшее государство и попробовать построить демократию там, но только лишь для того, чтобы безболезненно пробраться туда, где чисто и уютно, где поля полны пшеницы, а римские военачальники находятся на последней стадии ожирения и даже не могут оказать серьезного сопротивления. Десяток армий, забитых под завязку – это вам не хухры-мухры. Еще веселее становится, когда одна из орд (изначально их всего две – вандалов и гуннов) или кто-то из римлян неосмотрительно опустошают родину какого-то до сих пор весьма скромного по численности племени: тут же женщины и дети снимаются со стоянок, а сама нация обзаводится своей собственной ордой, которая дает по башке орде предыдущей и продолжает движения в общем для всех варваров направлении – на запад.
Несмотря на то, что сторон в игре много, различий между войсками большинства фракций довольно мало. Славян, едва отличимых от гуннов, и самих «возмутителей евразийского спокойствия», разработчики наделили своими «уникальными» юнитами, но из общей колеи варвары выбиваться не собираются. Порадовала возможность строить в городах те войска, которые соответствуют религии, верховодящей в данном поселении. Католические священники, может и подымают дух ближайших отрядов, но едва ли последние устоят против «языческих» берсерков, которых, похоже, боятся даже боевые слоны. Впрочем, Total War не был бы Total War’ом, если бы Creative Assembly не рискнула убить нас чем-нибудь наповал: встречайте рыцарей Грааля. Наемников, между прочим.
Теперь перейдем к самому грустному. Нет, сначала о гораздо более грустном – о морских сражениях. Они снова в игре «для галочки» и проходятся на автомате. Все, теперь о тактике сухопутных боев. ИИ, который по мнению многих критиков, возмужал со времен первого Rome, на мой неискушенный взгляд как был болваном, так и остался и ни о каких серьезных сдвигах в лучшую сторону говорить не приходится. Да, компьютер может сконцентрировать все свои силы на одном, наиболее слабом участке вашей обороны, да, повстанцы могут выбраться из мятежного города и отправиться покорять соседние (на этот раз – ваши собственные) города, но именно в BI, где биться приходится гораздо больше и значительно чаще, чем в оригинале, вылезают все недостатки ИИ. Как можно осаждать крепость, имея в активе всего 5 пехотинцев? Нажмете автобой – враг неминуемо захватит город, решите поучаствовать в боях лично – тот немедленно свалит за кордон. Орды честно пытаются обступать нас со всех сторон, но минимизировать свои потери они, увы, никак не могут. Если бы при штурме каждой деревеньки армия готов или вандалов, превосходящая защитников в десять раз, теряла 9 из 10 своих бойцов, то Римская империя существовала бы и по сей день. Шикарные ночные бои созданы для галочки – красиво, эффектно, лучники менее эффективны (и это притом, что они и так были ослаблены в сравнении с оригиналом) – вот, собственно, и все. Реки теперь не являются непреодолимой преградой – некоторые подразделения могут форсировать водное препятствие вплавь, следовательно, защищаться на карте «с мостом» стало сложнее, а атаковать – легче. Ни о каких рвах у городов не может быть и речи – снова ничего подобного в игре не появилось. Как не появилось и возможности сталкивать лестницы осаждающих вниз. По сути дела, в Total War лестницы – ультимативный осадный инструмент, по той простой причине, что его главный *реальный* недостаток (легкость… устранения) полностью нивелирован халтурой разработчиков. Канули в Лету классические фаланги (босоногих варваров в расчет не берем) – обороняться в чистом поле теперь несколько труднее, зато появились неподвижные, но весьма эффективные «ежи».
Скромный разведовательный отряд среднестатистической орды...
Все та же графика, все тот же звук. Мальчиками для битья в стане Creative Assembly могут выступать разве что те люди, которые отвечали за ИИ. 1С постаралась на славу и выдала качественную локализацию – спасибо, бывают лучи света и в нашем (точнее – вашем) темном царстве. В целом же игра получилась явно слабее оригинала: нервная, гораздо более нудная и намного более однообразная. Эпичный Rome: Total War, который смаковал все свои достоинства каждый ход, в каждом бою, превратился в Barbarian Invasion, в котором хочется плюнуть на все и взяться за прохождение кампании за гуннов (все-таки пройдите и за Рим – непередаваемые ощущения, наверняка сравнимые с тем, что чувствовал первый человек на Луне. Если он там был) – гораздо более веселой и разудалой. Ситуация с оригиналом и дополнением к нему напоминает тот анекдот про молодого и старого быков, наблюдающих за стадом бесхозных телок. В тот самый момент, когда серии понадобился качественный скачок вперед, Sega (новая владелица Total War) сделала финт ушами и выдала продолжение Medieval, но это уже совсем другая история.
2407 Прочтений • [Обзор на игру Rome: Total War – Barbarian Invasion] [07.04.2012] [Комментариев: 0]